Объяснив, что опыта по таким делам не имею, предложил подыскать опытного адвоката, ессно, данная обязанность на меня же во исполнение наказания моей инициативы и легла. К своему удивлению, обратившись к нескольким (по моему личному мнению) опытным адвокатам и услышав от двоих из них, что опыт работы по таким делам имеется, найти адвоката для представления интересов моих протеже не смог – коллеги ушли в глухой отказ, в одном случае мотивировав занятостью, в другом мне прямо сказали – дело заведомо проигрышное.
Кстати, женщина, обратившаяся ко мне, сразу пояснила — она сама свою маму «в психушку сдала», на эмоциях после ссоры, о чем теперь и кается… когда попыталась на второй день забрать,
сказали – проведем ряд анализов, выпишем… потом еще что-то… потом уже и дочь, и мама написали заявление об отказе. На этой почве, кстати, имел место конфликт с администрацией больницы. Не последний сотрудник администрации ТКПБ моей доверительницы так и сказала – раз вы не хотите лечиться, ходите тут, надоедаете – мы подаем заявление о госпитализации в недобровольном порядке, у нас таких заявлений 400 в год, и все удовлетворяются… так что особой надежды у моей доверительницы не было, но хоть попытаться исправить последствия своей собственной запальчивости она хотела…
Пришлось лезть в кузовок самому… К этому моменты было ясно, что до заседания у меня два дня – на ознакомление с материалами дела и в принципе на погружение в тему.
Озадачил дочку собрать и заверить характеристики с места жительства и — полет начал, что понятно, с Праворуба…
Итак, поиск выдал два результата – нормальную с точки зрения практики статью "Возврат к карательной психиатрии?" и кучу опусов от roman_chorny. Изучив материал (почему-то статья не окончена, результата там не выложено), начал штудировать основополагающие нормативные акты на тему – от Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 21.11.2011) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» через Постановление КС РФ от 27 февраля 2009 г. N 4-П, Постановление КС РФ от 20 ноября 2007 года № 13-П, Определение КС РФ от 5 марта 2009 г. N 544-О-П, Определение КС РФ от 17 июля 2007 г. N 511-О-О, Постановление Пленума ВС РФ от 7 апреля 2011 г. N 6 О практике применения судами принудительных мер…" до судебной практики – 1, 2, 3, 4 (см. здесь больше)… толку от такой практики никакого, только убедился, что в основном по таким делам адвокаты по назначению работают, ибо сказано в решениях – примерно так – "ФИО1 против пребывания на стационарном лечении в СККПБ № 1 возражал. Представитель ФИО1, адвокат Зинченко О.В. в судебном заседании просил суд вынести решение в соответствии с требованием закона, считает пребывание ФИО1 в СККПБ № для прохождения лечения обоснованным", или так – «Адвокат Ф.И.О.5, представляющая интересы Ф.И.О.1 в судебном заседании не возражала против принудительной госпитализации Ф.И.О.1»
Примерно в это время начало закрадываться
ибо в основном рассмотрения аналогичных заявлений в доступной практике заканчивались одним – госпитализацией…
Ознакомление с материалами дела лишь укрепило меня в том, что это жужу неспроста. Ну и, пообщавшись приватно на Праворубе с коллегой (а вот не скажу, с кем!), услышал примерно то же самое – что шансов выиграть почти нет, оптимально пытаться отыграть на личном контакте… только кто ж мне его дасть?
Первое заседание. Выездное. Пока сам нашел, думал – опоздаю… наоборот — суд
Ладно, совесть моя чиста – что мог, сделал. Суд идет. Пришел, сел. Началось. Вообщем-то, дохтурицы несмотря на артподготовку до заседания и знакомство с моими доводами честно отвечали – да, лечение назначено, да, можно проводить дома… но! Тут же — лечение хоть и назначено, но правильный его подбор на каждый момент может быть осуществлен только в стационаре, больная опасна для окружающих…мол, еще три дня назад высказывала ИДЕИ ОТНОШЕНИЯ (так и не понял, чего за зверь!) к родственникам… причем – спорить не моги – чуть чего, термИнами давит, сплошь непонятными… Нам, мол, виднее, как лечить… Острое состояние вроде купировано – но мало, надо не неделю лекарства принимать, а 2-3…5…7… короче, как только, так сразу, а прогнозов мы сделать не можем. А что плохо ей в стационаре, ни то что свободы, а ни помыться (воды горячей нет), ни поесть толком (сам не пробовал, но доверительница описала) – так что ж? на то он и стационар…Лечить, нельзя отпустить.
Допросили саму маму. Ну, в общем – с моей точки зрения непрофессионала – достаточно адекватный человек… ну есть некоторые царапающие логику фразы, так – пожилой же человек, это нормально…
Допросили дочку-доверительницу. Ну да, писала заявление, ну да, поругались… но никто никого ничем не бил. На эту тему, кстати, представитель больницы-юрист после заседания пытался пройтись – мол, мы ходатайствовать будем о вашем привлечении к УО по ст. 128 УК РФ… отзыньте, говорю, мама согласие на лечение изначально давала (если внимательно посмотреть Запись дежурного врача — есть, есть там подпись на согласии на госпитализацию...). Так что – ваши не пляшут, не давите на мою свидетельницу (доверительницу), а то мы сами заявление подадим…
Допросили вторую дочку. Приобщили характеристику от соседей. Сразу задал врачам вопрос — почему в карте написано, что скандалит с соседями, откуда такие данные… не смогли ответить толком. Суд, кстати, честно пытался установить, знакома ли госпитализируемая с соседями, которые в характеристике указаны… но мы подготовились – в лицо знаем, по ФИО нет…
Был нюанс по якобы судимости мамы моей доверительницы – в материалах дела указание есть, решения суда нет. Затоптал противных.
Так вот, о чем бишь я…после допроса дочки суд начал по второму кругу практически всех опрашивать уже сам. В конце концов, заседание отложили – с целью вызова врача СМП, который по вызову приезжал… приплыли, думаю.
После первого заседания – кулуарные переговоры с юристом больницы. Слышу то же самое – дело ваше безнадежное,
все равно
Второе заседание. Свидетель – врач СМП – слава богу, не пришел. Переговоров уже не веду. Противная сторона сияет. Дочка в трансе, мама спрашивает меня – неужели не отпустят домой?.. ладно, думаю, есть у меня чем вас уесть. Дополнительно допрашиваю маму – а подписывала ли какие-то обязательства, регламентирующие явку в ПНД? Нет. Аналогичные вопросы задаю свидетелям – дочкам и самим врачихам. Нет такой буквы! Ходят по необходимости… а вот посещение наблюдаемого врачом – дело обязательное. Спрашиваю лечащего врача – сейчас симптоматика, свидетельствующая об опасности госпитализируемой для себя самой или окружающих есть? Нет, говорит – и опять – в истории болезни есть данные, что еще 21.09.2012 г. эти идеи были актуальны… ну-ну, думаю, куда юрист смотрит…
Суд – ушам не верю – еще раз вопросы врачам задает – в чем именно выразились суицидальные намерения? Нету? А в чем выразилась опасность для окружающих – в последние дни? Нету? Ё-моё, неужели убедили все-таки суд в своей правоте?
Прения. Прокурор – сразу заявила – отказать. Мотивировала. Ну, перечислять не буду, то же самое. Доказательств не приведено. Слово представителям больницы. Настаивают, все по-прежнему – опасна по п.п. «а», «в», необходима госпитализация…
Мое слово. Поддержал прокурора, дополнил тем, что ссылки представителей больницы на якобы записи в истории болезни доказательствами являться не могут, ибо историю болезни сверх того, что представлено в материалах дела, не обозревали, не приобщали, а что там врач читала – ее личное дело… понятно, почему раньше об этом и не заикался.
Отпустили. Юрист после заседания сразу же сказал – ну, мы тут с судом поговорили, чтобы не госпитализировать… почти поверил.
Нюансы.
1. Заседание согласно определениям назначено в зале суда, о чем всех телефонограммами и предупредили – а заседание выездное. О как! На мой вопрос секретарь ответила просто – а у нас все знают, где чего проходит… каким образом обжаловать проведение выездного, ума не приложу – написал об этом в отзыве, поскольку — как я понял – суд посчитал необходимым провести выездное после изучения материалов, представленных ТКПБ… хотя, понятно, никто там ничего не изучал, а просто все прошло по накатанной колее – если заявление из психушки, значит, там и заседание…
2. Отзыв. Был написан, приобщен, зачитан…роли никакой не сыграл, кроме вспомогательной для меня самого.
3. Прикольно. Юрист больницы на первом заседании в ответ на какой-то из моих вопросов по материалам дела ответил, что материалы не изучал… Вот это уверенность в своих силах, я понимаю…
4. Прикольно. Госпитализируемая упоминала врачам о том, что она работала депутатом, причем каким-то боком надзирала за здравоохранением… врачи это упоминали неоднократно с таким видом, что уже это само по себе свидетельствует о необходимости ее госпитализации. Каково было удивление их, когда я в судебном заседании попросил суд обозреть копию Почетной грамоты о награждении депутата… (копию потому, что оригинал просто доверительница без мамы дома найти не смогла, а копия у нее была… соответственно и не просил о приобщении. Своего значения и копия добилась)…
5. Общие впечатления – психиатры – страшные люди. Такая власть, причем ничем ее не опрокинешь… по закону с ними спорить практически бесполезно. А это дело – исключение.
P.S. Заранее извиняюсь за то, что изложил несколько в ироничной форме… поверьте, не потому, что смешно. Чтобы не заплакать…
P.P.S. C учетом обсуждения добавил несколько файлов, напрямую не имеющих отношения к делу, но могущих пригодиться кому-нибудь в подобной ситуации (см. три последних документа).