Как же на практике реализуется указанное положение закона? Как при этом соблюдается принцип защиты личности от незаконного и необоснованного ограничения ее прав и свобод, закрепленный в части 1 статьи 6 УПК РФ, и какие меры в этой связи предпринимает государство?
Об этом и пойдет речь на примере одного уголовного дела.
Так, мой подзащитный подозревался в совершении ряда преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 159 и частью 1 статьи 285 УК РФ.
Спустя 1,5 месяца с момента возбуждения первого уголовного дела, а всего их было возбуждено три, органы предварительного следствия посчитали, что подозреваемый, являясь начальником, «оказывает давление на своих подчиненных, используя свое должностное положение в целях воспрепятствования производству по уголовному делу, а также оказывая значительное влияние на ход расследования», и вышли в суд с соответствующим ходатайством о временном отстранении его от занимаемой должности.
Суд, как полагается, ходатайство удовлетворил и временно отстранил подозреваемого начальника от занимаемой должности, при этом назначил последнему ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (целых 500 рублей!).
С решением об отстранении от должности по существу мы не спорили — смысла не было. А вот с размером назначенного судом государственного пособия согласиться никак не могли, поскольку он оказался более чем в 52 раза меньше положенного по закону, да и на 500 целковых в месяц в нынешнее время как-то особо не проживешь, и обжаловали принятое решение в этой части.
Апелляционная инстанция согласилась с моими доводами и определила производить расчет ежемесячного пособия в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, исходя из установленного с 01 января 2013 года минимального размера оплаты труда — 5205 рублей, то есть в сумме 26025 рублей.
Однако на этом сия история не заканчивается..
В постановлении об отстранении от должности суд не указал, на какую именно финансовую службу возлагается обязанность по начислению и выплате того самого пособия, а финансовый отдел органа предварительного следствия по доброй воле платить подозреваемому никак не хотел ни 500 рублей, ни тем более 26025 рублей.
Пришлось обратиться в суд, вынесший постановление, с ходатайством о разъяснении порядка его исполнения для устранения всех сомнений.
В итоге, спустя 8 месяцев с момента отстранения моего подзащитного от занимаемой должности, ему наконец-то было выплачено гарантированное государством пособие.
Как говорится, не прошло и года..
Тем временем:
Наш законодатель, беспокоясь о правах граждан, решил-таки навести порядок в вопросе о размере пособия подозреваемому (обвиняемому) в связи с временным отстранением от должности и через два дня после отстранения моего подзащитного от должности Федеральным законом от 07.06.2013 г. № 122-ФЗ установил его в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (во втором квартале 2013 года это составило 7941 рубль вместо 26025 рублей)...
А еще через 2,5 месяца нам удалось добиться прекращения уголовного дела в отношении моего подзащитного на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, а чуть позже — и его полной реабилитации с принесением официального извинения прокурором от имени государства, которое не на шутку беспокоится о правах и свободах личности…