Будет обезличено, практику чуть позже я прикреплю, когда у меня на часах не будет пяти утра и больной головы от количества полученной инфы за день, что бывает не так часто. Мы совы, что уж там.
Итак, всем привет. Я тоже адвокат и, как следствие, представитель по делам миллиона категорий в судах и органах с ними не связанных.
Жила была семья. Не то, что бы отец и три сына, но мать, два сына и дочь там уже вполне не уживались, при чем, в данной войнушке на четырех человек братья «случайно» объединились в коалицию, в результате чего остальные стороны стали ожидаемо проигрывать, поскольку мать и дочь между собой тоже не особо ладили.
Но мама сыновей еще любила (как ни забавно больше дочери). Сильно любила, невзирая на собственный стремящийся к нулю источник дохода, на который пожилому и относительно больному человеку прожить тяжело без помощи извне. И любовь эта вылилась в то, что старший сын по договору дарения получил от мамы квартирку, младший — дом (или наоборот, не суть). Все что ей было накоплено за долгую и полную лишений жизнь. Дочь не получила ничего.
Что опять ожидаемо, мама была отправлена сыновьями (вполне зрелыми к тому моменту) куда подальше, как не представляющая дальнейшего интереса для них, достойных. И маму забрала к себе «пожить» (это долго) дочь. Пусть слова «сыновья» и «дочь» вас не наталкивают на мысли о том, что это молодые и неокрепшие разумом люди, каждому из них давненько уж за сорок восемь. Мама — ближе к 80-ти. Все люди взрослые, но не все нажившие за, в принципе, длинную жизнь хотя бы совесть. Да, знаю, адвокат должен быть беспристрастным, я им в пределах дела и был, а за его пределами, делать вид, что такая ситуация — это нормально, я не хочу и не буду.
В общем, рано или поздно, мама, проживавшая с семьей дочери в одной квартире, поддалась уговорам дочери, о том, что неплохо было бы получать к своему источнику дохода, хотя бы небольшие алименты. Лечение, растущие цены на продукты и коммуналку, как и все целая куча неудобств нетрудоспособности матери требовали денежных инвестиций (хотя бы небольших).
Первая инстанция прошла без меня, к тому времени о моем существовании вообще не знали. Мировой суд взыскал с обоих братьев алименты (тысячи по четыре, если не изменяет память, в ТДС), братья не особо от этого пострадали, но благополучие матери значительно от этой суммы выросло. Профит. Некоммерческое партнерство «Mom-Daughter» победило картель «Brother & Brother». Все довольны. Кроме братьев, в составе примерно 100 %.
Соответственно, была подана жалоба, дело ушло в апелляцию — в районный суд. Куда уже пригласили и меня, не ожидавшего подвоха. И суд неожиданно решил алименты снять с одного из братьев, отменив решение в данной части, поскольку он, оказалось, был трудовой пенсионер, и, получая трудовую пенсию, по мнению суда являлся нетрудоспособным.
Логика, в общем-то, простая, берется определение трудовой пенсии из ФЗ «о трудовых пенсиях», статья 2,
трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности … При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;
После чего, берется «корочка» пенсионера-ветерана: войны — труда-Чернобыля-шахтера-всё равно, в которой написано, что человек получает трудовую пенсию, делается вывод в решении, что человек, получающий трудовую пенсию, если буквально (буквально ослепнув) толковать норму вышеуказанного федерального закона, является априори нЕтрудоспособным. На мои возражения, что указанное определение целесообразно применять в такой формулировке без всяких доказательств нетрудоспособности только в целях назначения пенсии, оппонент возражал в стиле Э.Л. «Шутите, парниша», суд в итоге встал на сторону оппонента и по вышеуказанным мотивам решение в отношении одного из братьев развалилось (сам «нетрудоспособный» брат, присутствующий в зале, во время оглашения потирал руки и, еще немного, сказал бы «Хо-хо»))) С хэштегом #победаЗаСправедливостью.
Желания и возможностей у моих клиентов (мать и дочь) особо не было биться дальше, дело было вообще не в деньгах, а в справедливости. Сомнения в своей правоте у них стали нарастать как снежный ком, решение опустить руки напрашивалось само собой. А я уж точно не супермен и не защитник слабых и обездоленных, чтобы скакать на белом коне впереди планеты всей. Но получив такой ушат холодный воды за шиворот, не стану отрицать, что я разозлился больше всего на себя, за то что «логичность и справедливость» такого решения просто не могу понять.
А значит, останавливаться было рано, тем более соглашением с клиентами охватывалось всё вплоть до краевого суда, просто они надеялись, что апелляция встанет на их сторону и вопрос закроется сам по себе. Не закрылся. А их сомнения, как факт, стали передаваться мне по цепочке. Но жалобу я все же в Президиум написал, сомнения клиентов (спустя некоторый период прострации) сменились на холодную решимость идти до конца, а мне ничего кроме их волеизъявления и не нужно было.
Мотивируя жалобу я долго думал, над тем, что же такое трудовая пенсия и почему суд счел одно ее наличие основанием для признания нетрудоспособности. Практики подобных дел прямо скажем не особо много, особенно по взысканиям с пенсионеров алиментов, обычно люди над такими вещами не заморачиваются. И хотя в итоге мнение ВС РФ именно по алиментам взять было неоткуда, я взял мнение ВС РФ на тему пенсии с ППВС «О наследовании», где как раз и указывалось, что само по себе назначение трудовой пенсии за пределами пенсионных вопросов не является не то, что доказательством нетрудоспособности, но не является доказательством вообще ничего. И с этой точкой зрения, мы отправились в краевой суд.
И Президиум, хоть и относительно долго совещаясь, встал на нашу сторону. А в решении было указано как раз всё то, что было указано в жалобе. Тот же самый ППВС. То же самое мнение. Не скрою, приятно было смотреть на вытягивающееся от удивления лицо человека, который за несколько месяцев до этого уже довольно потирал руки, ожидая отсутствие проблем в этом направлении. А приятно было потому, что дело уже было окончено, и удовольствие от созерцания этого я уже вполне мог себе позволить.
Как-то так. Спасибо за Ваше время, мы еще наверняка увидимся.
До следующего раза.....