В международных браках всё чаще можно встретить в Германии иностранную супругу, которая на много младше своего немецкого мужа. Семейные пары с разницей в возрасте супругов в 20, 30 и более лет — всё чаще становятся обычным случаем в практике семейного юриста.
Вопросы у таких пар возникают самые разные и охватывают они целый спектр норм немецкого права, от пенсионного права до наследственного, от брачных договоров до завещаний, от управления долями в компаниях до владения недвижимостью.
В данной публикации предлагается рассмотреть одну из особенностей в таких обстоятельствах, знать о которой лучше заранее. Речь пойдёт о пенсии вдовы (Witwenrente).
Пенсии, как известно, бывают разные.
Бывают пенсии государственные, размер которых заранее просчитать почти невозможно, так же, как и наличие самого государства, определяющего размер обещанного.
Бывают пенсии накопительные, которые гарантированы ровно так же, как и присутствие на рынке финансового института, их придумавшего, особенно на момент выплаты обещанного.
А бывают пенсии корпоративные, о которых и пойдёт речь в моей статье (Betriebsrente).
Но и корпорации бывают так же разные:
— есть «фирмы-однодневки» (это там, где государственного регулирования почти нет),
— а есть «концерны-многолетки» с историей пребывания на рынке от нескольких десятков до полусотни лет и выше, с собственным пенсионным фондом и тысячами «корпоративных пенсионеров».
Разумеется, многим гражданам за пределами Германии сложно представить пенсию, которую обязуется платить не государство, а компания, в которой гражданин проработал долгие годы.
Конечно же, великовозрастные мужи не стесняются лишний раз «козырнуть» своей корпоративной пенсионной привилегией перед избранницей, особенно, если иные «козыри» остались в далёкой, жаркой юности.
Но к такому обстоятельству и приемуществу «кавалера с пенсионной перспективой» нужно отнестись с холодным рационализмом и опасением, поскольку оно может вводить в заблуждение как самого «будущего корпоративного пенсионера», так и молодую супругу и вот почему.
1. В принципе, работодатель, который обязуется обеспечить в старости своего преданного работника пенсией, абсолютно не обязан предоставлять т.н. «пенсию вдовы», в случае, если преданный работник станет наследодателем.
Работодатель может самостоятельно в своей корпоративной пенсионной политике ограничивать требования к выплате пенсии и определять условия, при которых такая выплата возможна.
Поэтому просто факт наличия «корпоративной пенсии» ещё далеко не факт её применения для супруги и членов семьи в виде права получения напр. пенсии вдовы.
2. Многие работодатели вносят в условия пенсионного обеспечения сотрудников т.н. «неожиданные» статьи и положения. На первый взгляд такие условия получения пенсии могут показаться дискриминирующими по возрасту, а именно в рамках AGG (Allgemeines Gleichbehandlungsgesetz) т.е. Закона о равенстве прав и запрете дискриминации.
Спорным остаются целый ряд возможных статей, содержащих условия предоставления пенсии оставшейся супруге, а именно таких статей, как напр.:
- если брак заключён «слишком поздно», или после выхода на пенсию работника, то супруга не имеет право на получение пенсии,
- если брак был заключён в период, после наступления определённого возраста работника например после 50 или 55 лет,
- если брак был «слишком коротким», напр. за пару лет до наступления наследственного случая, а так же:
- в случае, если разница в возрасте между работником и его оставшейся супругой превышает 15 лет, работодатель может отказаться от выплаты т.н. «пенсии вдовы» такой супруге и т.д.
3. Несмотря на то, что Закон о равенстве прав и запрете дискриминации (AGG) запрещает подобного рода дискриминирующие статьи, судебная практика в области т.н. трудовых судов свидетельствует о том, что иногда суды могут оставаться на стороне работодателя.
Так в своём недавнем решении (от 20.02.2018) по делу о пенсии, на которую претендовала оставшаяся супруга работника компании (см. ном акт. 3 AZR 43/17), Высший Трудовой Суд Германии признал, что статья, о «слишком большой» разнице в возрасте супругов (15 лет) не является дискриминационной «в свете положений» AGG и отклонил иск вдовы, оставив «право не платить» за работодателем.
Таким образом, вступая в брак или уже вступив в брак, многим, особенно зарубежным, супругам следует более подробно информироваться в содержании финансового и материального благосостояния своего супруга, включая подробности корпоративных пенсий.
Наряду с многими другими «инструментами» и «привилегиями» страхового, пенсионного и социального права описанными в моих предыдущих статьях*, вопросы корпоративной пенсии, её условий и содержания могут так же стать предметом регулирования материальных отношений супругов уже до вступления в брак, например в рамках подготовки статей брачного договора.
_____________________
* Упомянутые статьи по теме:
— О брачном договоре и разделе пенсий при разводе: Праворуб: О чём же в брачном договоре написали, как на заборе? Отрывки ...
— О том, как супруги при разводе, вспомнили о фабрике и о заводе: Праворуб: О том, как супруги при разводе, вспомнили о фабрике и о заводе....
— О том как бывшая жена в договоре не отражена: Праворуб: О том, как бывшая жена в договоре «не отражена». Часть 14. Отрывки ...
— О брачном договоре и «заформулированном» море: Праворуб: О том, как в брачном договоре «заформулировали» море. Отрывки ...
______________________________________________________________________________________________
V.Haupt, V.Haupt & Partner, Hannover, + 49-511-1613948 — о немецком праве на русском.