Многие из рассматриваемых дел основаны на использовании потребительского незнания, зависимости, заблуждения, чем умышленно пользуются компании-производители.
Но иногда общество защиты прав потребителей, что называется «играют на опережение» и оповещают население о том, что для того или иного продукта уже на момент его появления на рынке существуют все условия для успешного иска против производителя и остаётся лишь дождаться наличия недовольного потребителя.
Так произошло и с продуктом, который только начинает завоёвывать мозги тех, кто добровольно и играючи хочет от них избавиться, а именно с игрой по дистанционной дебилизации в обмен на личные данные.
Сразу 15 положений из пользовательского соглашения производителя признаны обществом защиты прав потребителей Германии недействительными с учётом различных немецких норм о защите личных данных. Напомню, что обычно иски, основанные на недействительности пользовательских положений относятся к 1 или 2 пунктам положений и в большинстве случаев заканчиваются признанием в немецкой инстанции такой недействительности. А здесь целых 15. И так, по порядку.
1. Так, перед началом игры (и всего процесса дебилизации) игрок должен зарегистрироваться со своим гугловым аккаунтом или стать членом определённого клуба покемонов и предоставить данные для определения местоположения своего мобильного устройства.
Уже сам факт отсутствия возможности анонимного развлечения и необходимости предоставления целого ряда личных данных делает эту «игру» не игрой, а добровольным предоставлением доступа к личным данным, которые ничего общего с «развлечением» иметь не должны.
Представьте, что перед входом на аттракцион в городском парке развлечений, какой то клоун начнёт спрашивать у Вас прописку, пароль для входа в электронную почту или номер телефона или допуск к функции постоянной передачи данных онлайн.
Вот именно такое и предусмотрено в положении для допуска к данной игре-аттракциону.
2. Кроме того, ещё одним пунктом в этих недействительных для немецкого права 15 положениях является то, что компания оставляет за собой право передачи всех полученных от Вас данных любым третим по своему усмотрению. Для этого в пункте даже предусмотрено Ваше предварительное согласие с такой передачей.
Иными словами, кому и что предавать — решает тот самый «клоун» у входа в аттракцион. Ну а то, что передача может осуществляться на платной основе или в дальнейшем использоваться против Вас — это Вас уже не касается, т.к. Ваше дело наслаждаться развлечением.
3. Следующей «изюминкой» в этих 15 положениях является и положение о том, что договорной партнёр пользователя (т.е. потребителя) оставляет за собой право в любое время изменить условия договора или полностью приостановить оказание «развлекательных» услуг.
При этом приостанавливаться или изменяться может и всё, что относится к оплате обычными деньгами, возврат которых полностью исключается.
Теперь представьте, что тот клоун у аттракциона (напр. колесо обозрения) всё таки Вас пропустил, получил все Ваши личные данные и оплату за развлечение и в тот момент, когда Вы сидите в колесе обозрения на самом верху, он останавливает колесо.
И это ещё ничего, на этом Ваше развлечение не заканчивается.
4. Когда Вам взбредёт в голову предъявить претензии к такому «клоуну» и крикнуть сверху, что-то типа: "… а ну быстро дай мне сойти на землю..., придурок...", Вам тут же будет указано ещё на один «перл» из пользовательских соглашений. Он гласит: "… компания полностью исключает любую ответственность за ущерб, нанесённый игроку..." а так же "… Отношения между компанией и игроком регулируются нормами солнечной страны, далеко за океаном (калифорния)..."
Словом, Вам придётся не только за свой счёт «вылазить» из этого «колеса обозрения», но и искать в далёкой солнечной стране адвоката, оплачивать его, что бы начать разбираться с «клоуном». И всё это при том и не смотря на то, что «колесо обозрения» находится в Вашем родном городе, где Вы, казалось бы «каждую собаку знаете».
И в заключении:
Поскольку вся игра строится на слиянии реальной картинки местности с виртуальным персонажем и на симуляции отношения с ним в виде виртуального контакта с этим виртуальным персонажем, и всё это регулируется якобы реальным правоприменением, то возникает вопрос: на сколько виртуальным становится то право, которым изначально владеет такой реальный человек-игрок в реальном мире и не становиться ли он сам субъектом «несуществующего» и «недостижимого» для него «виртуального права», которое он получает взамен на виртуальные развлечения.
__________________________________________________________________________
О немецком праве на русском: Vitaliy Haupt, Hannover, + 49-511-1613948.