Одним из первых моих уголовных дел, где я участвовал в качестве адвоката, стало именно такое, связанное с незаконным оборотом наркотиков, может это было связано с моей предыдущей работой, но представители доверителя обратились ко мне с просьбой о помощи их сыну, попавшему в беду.
В уголовное дело я включился уже тогда, когда с его участием были проведены все возможные следственные действия, начиная с допросов и заканчивая выходом на место, в общем оставалось окончательное обвинение и выполнение ознакомления с уголовным делом.
Кратко о предистории данного уголовного дела. На территории нашей необъятной страны имеется большое множество интернет — сбытчиков наркотических средств.
Так вот, в конце 2016 года на территории Ханты-Мансийского округа — Югры свирепствовал такой сбытчик под никнеймом «Стаффстор», вроде бы и сейчас он работает, может только несколько изменил никнейм.
Один молодой человек, проживающий в Ямало-Ненецком автономном округе с целью получения бесплатной дозы наркотического средства для собственного употребления, невольно стал так называемым «закладчиком» наркотических средств. Некоторое время у него вроде всё было хорошо, но наркоболото затягивало и вот он, одумавшись, с целью прекращения употребления наркотиков, разорвав все свои связи с наркозависимыми друзьями, вместе со своей девушкой приезжает в г. Нягань ХМАО, где они сняли квартиру и стали жить — поживать.
Но счастье длилось недолго, ведь как известно, «бывших наркозависимых», практически, не бывает.
Мой будущий доверитель снова стал употреблять наркотики. И вот, находясь в сильнейшем наркотическом опьянении, он ранним утром в декабре 2016 года брёл по улочкам нашего городка, имея при себе небольшую дозу наркотика, который не успел употребить. Его прогулка была связана с поиском закладок с наркотиками, так как накануне он при случайных обстоятельствах практически даром приобрёл сотовый телефон, в котором, как он понял, были фотографии с местами закладок.
Не найдя кладов, он был задержан группой оперативных сотрудников, которые как потом говорили на суде, вели за ним оперативное наблюдение, хотя где он проживал и как его зовут, они на тот момент не знали. Итак, задержав беднягу, они его досмотрели, изъяли трубку с наркотиком и тут бы им угомониться, ведь у него при себе ничего не было больше, но, понимая, что он находится в сильнейшем наркотическом состоянии, они решили, что для них это просто удача, поскольку с таким фигурантом можно сделать всё, что вздумается.
Отсюда и появились впоследствии исключённые из доказательств следственные действия: допрос в качестве подозреваемого, составление протокола осмотра места происшествия с участием данного молодого человека и изъятием порядка 16 закладок, так же был проведён обыск в его квартире без санкции суда, где было обнаружено достаточно много наркотиков, это при том, что ключи от квартиры находились весь день у оперативных сотрудников, а мой доверитель со своей девушкой весь день были в полиции.
Итогом сего повествования стало предъявление обвинения по ч. 3 ст. 30 ч.5 ст. 228.1 УК РФ, покушение на сбыт наркотических средств в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору, где одним участником был мой подзащитный, а вторым -неустановленное следствием лицо.
В суде было жарко, естественно Система не хотела сдавать позиции: судья, приехавший к нам из Екатеринбурга, внедрял свою судебную практику и всё время внушал мне, что на судебном следствии не рассматриваются ходатайства об исключении доказательств, что всё будет рассмотрено на стадии прений и т.д. и т.п., я думаю, это ни для кого не ново....
В прениях прокурор запросил моему доверителю 14 лет строгого режима.
Все мои усилия не прошли даром, в приговоре судья исключил практически все доказательства, оставив только личный досмотр и обыск, на основании которых окрестил моего доверителя по ч.3 ст. 228 УК РФ и назначил ему наказание 9 лет лишения свободы.
Обыск он не исключил лишь по тому, что его результаты были узаконены судом по представленным документам о проведённом обыске в случаях, не терпящих отлагательств, ещё на предварительном следствии.
На сегодня приговор вступил в законную силу, клиент в общем доволен результатом, но мы ещё пытаемся перебить квалификацию, обжалуем решение в кассационном порядке с целью признания обыска незаконным.