Ещё в декабре 2018 года мировым судом г. Нягани Ханты-Мансийского автономного округа – Югра был вынесен оправдательный приговор в отношении гр-на З. обвиняемого в якобы умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в ст. 111 УК РФ, но выразившего длительное расстройство здоровья гр-на Щ., которое вступило в законную силу уже в 2019 году.
Будучи назначенным защитником в порядке ст. 51 УПК РФ, я оказал юридическую помощь гр-ну З. при производстве дознания по уголовному делу, где позиция защиты была направлена на отрицание факта причинения телесных повреждений потерпевшему.
После направления уголовного дела в суд, гр-н З. обратился ко мне с просьбой о заключении соглашения для оказания ему юридической помощи в судебных инстанциях.
Из фабулы обвинения было видно, что гр-на З. обвиняют в том, что он 25.10.2017 около 17.15 ч. находясь у входа в ТЦ «Э…» по адресу г. Нягань, имея умысел на причинение среднего вреда здоровью, в ходе ссоры с потерпевшим Щ., умышленно нанёс один удар правой ногой обутой в обувь по пятому пальцу правой кисти, а так же один удар внутренним основанием ладони правой кисти по четвёртому пальцу правой руки гр-на Щ..
Потерпевшему якобы гр-н З., были причинены телесные повреждения в виде вывиха четвёртого пальца правой руки и переломо–вывих основной фаланги пятого пальца правой кисти, которые причинили средней тяжести вред здоровью, согласно заключения СМЭ № 0264 от 18.04.2018.
Первые сомнения в законности предъявленного обвинения гр-ну З. последовали и допроса потерпевшего, который в ходе судебного заседания поясняет суду, что указанные телесные повреждения у него появились от действий З… Но при исследовании заключения судебно-медицинской экспертизы № 0264 от 18.04.2018 в ходе судебного следствия мы установили, что Щ… при обращении в травмпункт Няганской окружной больницы 25.10.2017 пояснил врачу, что травму он получил самостоятельно, когда упал при выходе из автомобиля. Длительное не желание гр-на Щ… не участвовать в судебных заседаниях, говорили только об одном, что ему видимо есть, что скрывать, поскольку показания данные им в отношении З… не являются достоверными, что нам собственно и продемонстрировал в ходе судебного следствия эксперт проводивший судебную медицинскую экспертизу, который нам пояснил, что травма в виде переломо-вывиха основной фаланги пятого пальца правой кисти у потерпевшего могла образоваться от давления на фалангу пальца с внешней части руки кулака, то есть в тот момент, когда рука находилась в фиксированном положении в состоянии сжатого кулака и именно это в тот момент, как мы установили в ходе судебного следствия, когда потерпевший один раз нанёс удар кулаком правой руки в лицо брата гр-на З., а вывих четвёртого пальца правой кисти мог произойти от зацепления за одежду при борьбе с гр-ном З.
Так же допрошенная в ходе судебного следствия супруга потерпевшего от дачи показаний по существу дела в суде отказалась, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 51 Конституции РФ, что само по себе уже ставит под сомнение показание данные ей в ходе производства дознания, поскольку как она кратко пояснила нам, что начала потасовки она не видела, так как находилась в автомобиле, однако на стадии дознания она уверенно дублировала показания своего супруга как при допросе в качестве свидетеля, потом на очной ставке с гр-ном З., так и при проверке показаний на месте. Кроме этого, свидетель при ответе на вопрос стороны защиты как были проведены следственные действия – проверки показаний с её участием и с участием гр-ки Щ., она пояснила, что сначала они все вместе, то есть муж, а потом она, поочерёдно сфотографировались с понятыми и статистом, потом вместе поехали к магазину Э…, где и поочерёдно с их участием были проведены данные следственные действия.
Однако, согласно исследованных в ходе судебного следствия протоколах проверки показаний на месте указано, что с участием потерпевшего Щ. проверка проводилась 09.07.2018 с 12.10 ч. до 13.00 ч., а с участием его супруги проверка проводилась 09.07.2018 с 13.20 ч. до 14.10 ч., при этом изучив приложения к указанным следственным действиям в виде фототаблиц, где на первых фотографиях мы видим изображения участников данных следственных действий возле отдела полиции г. Нягани, а именно то, что все меняют своё место положение включая понятых, кроме статиста, который на фотографиях с участием потерпевшего и его супруги находится на одном месте и в одном и том же положении, что говорит о том, что данные следственные действия и информация в них искажена дознавателем и объективно не соответствует действительности.
Так же стороной защиты ставилось под сомнение такое доказательство как протокол осмотра предметов от 07.07.2018, а именно CD диск с записью с камер наружного видеонаблюдения, согласно которого дознаватель устанавливает все факты того что именно З. пнул ногой по руке Щ. и последний получил телесное повреждение. Однако данная информация является недостоверной, так как при исследовании видеозаписи в ходе судебного заседания видеозапись является неинформативной, поскольку ничего подобного видно не было.
В связи с тем, что данное следственное действие – проведение осмотра предмета проведено с грубым нарушением уголовно-процессуального закона, данное следственное действие подлежало исключению из доказательств в соответствии с требованиями ст. 75 УПК РФ, как недопустимое доказательство, к тому же мы обращали внимание суда первой и потом второй инстанции на то обстоятельство, что согласно материалов дела запись на диске предоставлена со стационарной камеры видеонаблюдения, установленного в магазине, а на видеоизображении мы видим, что объектив записывающего устройства поворачивается за перемещающимися лицами участвующими в потасовке, то есть очевидно, что это была не запись с камер видеонаблюдения, а какого-то зеваки на телефон….
К тому же при вынесении итоговых решений по делу, уважаемым судом было установлено и то, что для проведения судебно-медицинской экспертизы были предоставлены не достоверные сведения, что дополнительно и привело к вынесению справедливого оправдательного приговора в отношении моего клиента гр-на З.
Отдельно, хотелось бы сказать большое спасибо и выразить свою признательность судьям, которые рассматривали данное уголовное дело в первой и второй инстанциях, это Волковой Л.Г. – мировой суд г. Нягани и Сташкевич Н. В. – городской суд.