Один из законных способов оптимизации налогов — это работа с самозанятыми и управляющим ИП. Это позволяет сэкономить на обязательных взносах в фонды социального страхования и сокращает трудозатраты на удержание НДФЛ и подачи отчетности по нему. Но нужно помнить, что ФНС проявляет особый интерес к организациям, которые сотрудничают с самозанятыми и привлекают управляющих, имеющих статус ИП.

В этой статье мы рассмотрим основные аспекты, на которые стоит обратить внимание, чтобы не попасть «под раздачу». В противном случае организация будет привлечена к административной ответственности за нарушение трудового законодательства, заплатит доначисленные НДФЛ и взносы на социальное страхование, а также на нее будет наложен штраф за неуплату налогов в срок.

Статус сотрудника

При сотрудничестве с самозанятым необходимо удостовериться в действительности его статуса. Это можно сделать на сайте ФНС. Если ваше сотрудничество имеет долгосрочный характер, проверяйте регулярно.

Самозанятые не могут зарабатывать больше 2,4 млн рублей в год и в случае превышения данной суммы утрачивают свой статус. На каждую оплату со стороны заказчика самозанятый должен предоставить чек из приложения «Мой налог».

Также убедитесь, что работы, которые обязуется выполнить ваш контрагент, разрешены ему законом. Например, самозанятому нельзя продавать товары, подлежащие обязательной маркировке, заниматься перепродажей или оказывать агентские услуги.

Что касается управляющего, то лучше, чтобы у него был статус ИП хотя бы за 3 месяца до заключения договора управления с вашей организацией. В течение этого времени ему нужно оказывать консультационные или управленческие услуги в идеале нескольким организациям. В законе нет подобных требований, однако, мы рекомендуем сделать так, чтобы сотрудники ФНС не заподозрили вас в незаконном уходе от налогов.

Сотрудничество с бывшими работниками

Организации нельзя сотрудничать со своими бывшими сотрудниками, получившими статус самозанятых, в течении двух лет с момента увольнения (п. 8 ч. 2 ст. 6 № 422-ФЗ). Сотрудничество с бывшим работником возможно, но только как с физлицом.

Если вы начали сотрудничать с самозанятым в рамках гражданско- правового договора, а после он стал вашим штатным сотрудником, то налоговая служба расценит это как испытательный срок, завуалированный договором ГПХ.

Вы можете заключить договор с управляющим ИП, который ранее был директором вашей организации, прямого запрета на это в законе нет. Но будьте готовы к особому вниманию со стороны ФНС и подготовьте четкий ответ на вопрос, почему вы сделали именно так. Например, поменялся состав учредителей, и новый учредитель требует найма именно управляющего или управляющий ИП, кроме услуг по управлению, может оказывать еще большее количество услуг, на что директор не имеет права.

Как составить договор, чтобы у ФНС не возникло претензий

Особенности договора с самозанятым:

  1. В договоре необходимо указать статус контрагента как самозанятого лица. А также предусмотреть обязанность самозанятого уведомлять вас об утрате статуса.

2. Стороны именуются заказчик и исполнитель (подрядчик), ни в коем случае не работодатель и работник.

3. Зафиксируйте, кто из сторон представляет материалы и оборудование для выполнения работ. Лучше, чтобы это делал исполнитель (самозанятый), если это делает заказчик, то налоговая может заподозрить намеренную подмену трудовых отношений.

4. Укажите в договоре, что вознаграждение зависит от результата работы самозанятого. При возможности укажите параметры контроля качества выполненной работы.

Не стоит указывать фиксированную сумму вознаграждения и перечислять ее в одни и те же даты, что и заработную плату сотрудникам.

5. НЕЛЬЗЯ включать в договор такие положения, которые могут позволить сотрудникам ФНС, сделать вывод о том, что это трудовой договор, например:

— должность;

— штатное расписание или график работы и отдыха;

— руководителя из числа сотрудников организации и т.д.

Особенности договора с управляющим ИП:

  1. Укажите в договоре, что вознаграждение управляющего зависит от результата его труда, например, от общего дохода управляемой организации.

2. Опишите параметры контроля качества работы управляющего, его ответственность перед учредителями, а также условия наступления материальной ответственности.

3. Зафиксируйте факт аренды управляющим кабинета, а также наличие у него своего имущества для выполнения работы (компьютер, принтер, стол и т.д.). Если управляющий ИП пользуется услугами помощника, секретаря или водителя, пусть они будут в штате управляющего, и он им платит зарплату

4. Опишите документооборот. Когда и кто предоставляет всевозможные отчеты управляющему и какие отчеты предоставляет управляющий учредителям. Сотрудники ФНС обращают на это внимание.

Вывод

Если вы все сделаете правильно, сможете оптимизировать налоги и сэкономить, не боясь претензий со стороны налоговой.

Мы указали основные моменты, требующие особого внимания с вашей стороны, но каждый случай индивидуален. Поэтому при заключении такого рода договоров нужно тщательно изучить все риски или обратиться к специалистам.

Ссылка на оригинал

Да 0 0

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Ошибки, из-за которых бизнесу придётся доплатить НДФЛ» 0 звезд из 5 на основе 0 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации