Сегодня, 09 июня 2022 года, я как представитель Андреевой С. И., Захаровой Е.В., Краузе Л. И., обратившихся 06 января 2010 года с жалобой в Европейский суд по правам человека (далее – заявители), получила долгожданное и справедливое сообщение из Европейского суда: 08 июня 2022 года в полночь (по центральноевропейскому времени) вступило в силу решение от 8 марта 2022 года, в котором заявители просили признать дискриминационными действия в отношении них и присудить им справедливую компенсацию.
Европейский суд по правам человека (Третья секция) единогласно постановил, что имело место нарушение статьи 14 в сочетании со статьей 11 Европейской Конвенцией по Правам Человека (далее -Конвенции), учитывая подтвержденные доказательствами доводы заявителей:
- «Согласно ст. 11 Конвенции, каждый имеет право на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов, без ограничений. Однако, нам препятствовали состоять и осуществлять деятельность в том профсоюзе. который реально был способен защитить наши права. Ликвидировали данный профсоюз. Но и к другому профсоюзу доступ был закрыт. Лишь созданию своего Независимого профсоюза чиновники не смогли противостоять.
- При этом за нашу профсоюзную деятельность нас подвергали дискриминации, в нарушение ст. 14 Европейской Конвенции по Правам Человека.
- Нам не было обеспечено предусмотренное ст. 13 право на эффективное средство правовой защиты против дискриминации и воспрепятствования профсоюзной деятельности в органах прокуратуры.
- Мы обратились в Островский городской суд, который удовлетворил наш иск и признал дискриминационными действия против нас. Однако, суд кассационной и надзорной инстанции нарушил ст. 6 Европейской Конвенции по Правам Человека, предусматривающей право на справедливое разбирательство дела независимым и беспристрастным судом, и отменил законное решение первой инстанции.
- Тем самым, было нарушено обязательство России соблюдать права человека».
Действительно, решением судьи Островского городского суда Псковской области России Романовой Н.А. от 26 марта 2009 года удовлетворены иски к МОУ ДО « Дом детского творчества» г. Острова о восстановлении заявителей на работе в связи с незаконным изменением условий труда, незаконным увольнением, нарушениями норм трудового законодательства, дискриминацией в сфере труда, заявители восстановлены в прежних должностях с выплатой вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда.
Решением судьи Островского городского суда Псковской области России Романовой Н.А. от 26 марта 2009 года признаны дискриминационными действия в отношении заявителей.
Однако, кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 07 июля 2009 года в составе председательствующего Победова В.В., судей Ениславской О.Л. и Радова В.В. определено: «Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения указание о дискриминационных действиях в отношении заявителей».
21 октября 2009 года судья Псковского областного суда Новикова Л. А., рассмотрев надзорную жалобу заявителей на вышеназванное кассационное определение, вынесла определение об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции».
Европейский суд в своем решении отметил, что, хотя заявители были в конечном итоге восстановлены, национальные власти не признали, ни прямо, ни по существу, нарушение прав заявителей в соответствии со статьёй 14 в сочетании со статьей 11 Конвенции и не предоставили никакого возмещения. Следовательно, они могут утверждать, что являются жертвами предполагаемого дискриминационного обращения для целей статьи 34 Конвенции. Соответственно, жалобы заявителей должны быть признаны приемлемыми.
Суд указал:
- «Крайне важно, чтобы лицам, пострадавшим от дискриминационного обращения, была предоставлена возможность оспорить это, и чтобы они имели право подать в суд для получения возмещения ущерба и другой помощи».
- «Факты, касающиеся, с одной стороны, хода событий, связанных с местной администрацией, работодателем заявителей и профсоюзами (один из которых возглавляли заявители), и, с другой стороны, одновременных неблагоприятных действий против заявителей, если рассматривать их в целом, являются достаточными для того, чтобы независимый наблюдатель мог обоснованно сделать вывод о том, что профсоюзная принадлежность заявителей могла сыграть главную роль в том, как с ними обращался их работодатель».
- «Суд сомневается, что их увольнение действительно было вызвано необходимостью сокращения штата в результате недостаточного финансирования. Кроме того, необходимость сокращения персонала сама по себе не объясняет, почему именно три заявителя были (неоднократно) уволены, в отличие от других сотрудников, особенно ввиду особой защиты, предоставляемой национальным законодательством, например, для одиноких родителей несовершеннолетних детей, работающих полный рабочий день и членов профсоюза, участвующих в текущих коллективных переговорах со своим работодателем».
Суд пришел к выводу, что имело место дело о дискриминации заявителей на основании их членства в профсоюзе и связанной с этим деятельности, указав, что государственные органы должны были рассмотреть жалобу заявителей на дискриминацию с должным вниманием, чтобы обеспечить реальную и эффективную защиту заявителей от антипрофсоюзных действий.
Суд сделал вывод: «В любом случае, национальные власти должны были рассмотреть такие доводы. Однако областной суд отклонил доводы заявителей о дискриминации prima facie как просто необоснованные».
По этим причинам Суд постановил, что государство-ответчик должно выплатить каждому заявителю в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу суммы, подлежащие конвертации в валюту государства-ответчика по курсу, действующему на дату расчета, по истечении вышеупомянутых трех месяцев до погашения на вышеуказанные суммы будут выплачиваться простые проценты по ставке, равной предельной кредитной ставке Европейского центрального банка в течение периода дефолта плюс три процентных пункта.
Не стану указывать эти суммы. Он несопоставимы с теми, которые присуждают Псковские судьи.
Вместо этого приведу стихотворение М. Пляцковского «Справедливость», которое полностью отражает наше отношение к сегодняшней ситуации:
На чёрном камне гордые слова
Рукой умелой высечены твёрдо.
Простая надпись временем не стёрта.
Есть справедливость. В нас она жива,
Её найдут. Из пламени спасут.
Есть справедливость. Это — наше право.
Всегда и всюду торжествует Правда —
Высокий самый, самый честный суд.
Есть справедливость. Мир стоит на ней.
В её ладонях — колыбель земная.
И проще жить, определённо зная,
О том, что Злу — час от часу трудней.
Как свет звезды, как ветер и вода,
Как ночь и утро, как зима и лето —
Есть справедливость. Нужно верить в это.
Настойчиво. Отчаянно. Всегда.
Есть справедливость. Всё же есть она.
За выслугою лет не упразднилась.
Кто ищет, тот находит справедливость.
И будет так — в любые времена.
Жаль только, что до сегодняшнего справедливого дня не дожила Судья Островского районного суда Нина Алексеевна Романова, чье решение необоснованно отменили судьи Победов В.В., Ениславская О.Л. и Радов В.В.
К сожалению, так иногда бывает в Псковском областном суде. Но так не должно быть.
Светлая память Судье с большой буквы Нине Алексеевне Романовой.
Ее преданность правосудию и соответствие высокому званию судьи я знаю не только по данному делу.
Пусть в Российском суде таких судей будет больше!!!
Колесник В.А.