
Увы, но иногда наши доверители становятся нашими недругами и, не получив совпадения ожидаемой и реальной картины мира, пытаются предпринимать действия, направленные на… Даже не знаю, на что направлены эти действия по их замыслу. Вероятно, на причинение вреда своему бывшему адвокату.
За девятнадцать лет судебной практики пока один раз мне довелось столкнуться с, откровенно говоря, попыткой наезда, посредством которой бывший доверитель пытался вернуть деньги за, подчеркиваю, качественно оказанную юридическую помощь и привлечь к дисциплинарной ответственности. К сожалению, иска в суд я так и не дождался.
Переходим к фактам. В октябре 2019 г. по рекомендации одного моего хорошего знакомого ко мне обратилась на вид милая гражданка, тихо, с придыханием, вкрадчиво поведавшая мне о том, как ее обманули с квартирой, в результате чего она осталась без жилья и без денег. Личность гражданки мне сразу показалась своеобразной, но предмет поручения не вызвал каких-то сомнений: разово представить интересы потерпевшей в отделе полиции при беседе со следователем и некоторыми иными должностными лицами, понять перспективы дела.
Желание заключить со мной соглашение было весьма убедительно и настойчиво. «Я одна боюсь, мало ли что они мне там могут наговорить». Соглашение заключили, гонорар приходовали, приключения ждали меня. На следующий день мы с доверителем прибыли в отдел полиции для общения со следователем, начальником СО отдела полиции и начальником СО города.
Беседовали минут тридцать по текущим вопросам. Доверитель, вскакивая, постоянно переходил со всеми на повышенные тона, говоря: «Я всю процессуалистику изучила». В конце беседы следователь вопреки положениям УПК РФ предложила ознакомиться с приостановленным уголовным делом в полном объеме.
Стало известно, что несколько лет назад доверитель выдала доверенность на продажу квартиры кому угодно лицу, по какой угодно цене. Квартира была продана за мизерную цену, чем причинены убытки, а вырученные от продажи «копейки» продавцу якобы не
переданы. К материалам уголовного дела была приобщена копия решения суда об отказе моему доверителю в удовлетворении иска о взыскании с представителя вырученных денежных средств от продажи квартиры по цене, заведомо ниже рыночной, а также
убытков.
После ознакомления с материалами уголовного дела, конечно, со снятием копий, следователь составил протокол моего ознакомления. На крыльце отдела полиции доверителю подробно было объяснено, что срок давности привлечения к уголовной ответственности уже истек, между ней и представителем, продавшим квартиру, явно гражданско-правовые отношения, перспектива постановления обвинительного приговора весьма сомнительна.
Далее у доверителя произошел приступ гнева, посыпались обвинения в полной не компетенции, обмане, предательстве, требовалось вернуть гонорар. Через несколько дней в коллегию «Цитадель» была подана претензия, на которую дан ответ об отказе в ее удовлетворении. Почти два года стояла тишина. В один прекрасный день мне позвонил человек, предложивший решить вопрос, на что я дал ответ о непременном решении
вопроса только в суде.
Через неделю в Адвокатскую палату поступила жалоба, по доводам которой я дал подробные письменные объяснения с приложением копии протокола ознакомления, файлов фотографий уголовного дела, свежей копии постановления о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления, которую мне удалось получить в отделе полиции.
В объяснениях сделан акцент на честное (порядочное) отношение к доверителю: оперативную постановку верного диагноза уголовному делу, отсутствие гарантий и обещаний в положительном исходе дела, нецелесообразность работы по делу, то есть отсутствие необходимости в написании бесконечных жалоб, ходатайств, тратой денежных средств и конечно же надлежащее оформление отношений с доверителем (соглашение, квитанция).
Через свои каналы я навел справки о доверителе. В прошлом она оказалась черным риелтором. На одном из сайтов судов нашего города имелось размещенное решение по делу о признании брака недействительным и возврате квартиры, где ответчиком выступала мой доверитель. Также стало известно, что потерянную квартиру доверитель приобретала у деклассированного лица по цене заведомо ниже рыночной, что ее полностью устраивало.
По результату проведенной проверки Президентом Адвокатской палаты был дан ответ, из которого следовало, что каких- либо нарушений с моей стороны допущено не было, основания для возврата гонорара отсутствуют. Мораль сей басни такова. Адвокат, действительно, всегда работает на недружественной территории. Мелочей в нашей профессии не бывает. Любая самая благоприятная ситуация может стремительно развернуться до наоборот.
Важно предусмотреть скользкие места, заблаговременно готовя оборонительные рубежи. Нужно добавить, что протокол моего ознакомления с материалами уголовного дела и сохраненные файлы фотографий, копия постановления о прекращении уголовного дела по реабилитирующему основанию были убедительным доказательством моей дисциплинарной невиновности.
Храните архивы, коллеги! Они могут пригодиться.