Ниже привожу ее текст, чтобы не скачивать газету целиком. Кому все же интересно почитать в оригинале — воспользуйтесь вот этой ссылкой (стр.6).
И так… по материалам газеты «Наш Белгород»:
Все из нас ежемесячно получают платежные квитанции из Расчетно-кассового центра. Многие оплачивают квитки, даже не задумываясь о том, откуда берутся в них определенные цифры и услуги. И лишь единицы начинают проверять: а нет ли там чего подозрительного?
Несколько лет назад семья белгородца Сергея Хованова приобрела квартиру по бульвару Юности, 27. Однажды в ежемесячной платежной квитанции он обнаружил, что плата за обслуживание домофона увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем на пять рублей, хотя никто его об этом не предупреждал. Сергей решил выяснить, почему произошло повышение, а оказалось, что компания ООО «Обслуживание домофонов», которой он и все жильцы дома три года платили за обслуживание домофона, вообще не имела права взимать с них плату, так как не заключала договоров ни с УК, ни с собственниками. Белгородец подал иск в мировой суд, где его интересы представлял Роспотребнадзор. Суд счел взимание платы без установления договорных отношений неосновательным и обязал ответчика вернуть сумму за три года – 705 рублей, что и было сделано. Но, видимо, такой небольшой убыток компанию не огорчил. Потому что переехавшие уже в другую новостройку на том же бульваре Юности Ховановы столкнулись и в новой квартире с аналогичной ситуацией: в полученных квитанциях числилась графа «обслуживание домофонов» от компании ООО «Обслуживание домофонов», хотя договоров собственники с ней не заключали. То есть жильцов поставили перед фактом: домофон есть, и за его обслуживание надо платить. А если жилец не хочет им пользоваться? Или не хочет платить именно такую сумму, которую ему предлагают – в нашем случае это 25 рублей. Или не хочет пользоваться услугами именно этой компании? Что делать в таком случае? Этими вопросами задался Сергей Хованов и обратился в редакцию МАУ «Белгород-медиа». Так как ситуация, о которой поведал нам белгородец, может быть актуальна и для других горожан, мы решили выяснить все подробности.
Во-первых, мы встретились с директором компании ООО «Обслуживание домофонов» Юрием Доценко. Он подтвердил, что договоры с собственниками действительно сначала не были заключены, но сейчас эта работа ведется. В то же время, по словам Юрия Николаевича, любой собственник может отказаться от услуг компании, позвонив ему или написав письменное заявление, либо перестав оплачивать квитанцию. При этом домофоны в квартирах не будут отключены (то есть заходить в дом все равно можно будет), но на вызов о поломке домофонных устройств или входной двери (а такие случаи в многоквартирных домах нередки) от компании уже не приедут. Таким образом, ежемесячная плата в 25 рублей гарантирует стабильность услуги и своевременный ремонт оборудования, отметил Юрий Доценко.
В свою очередь, Сергей Хованов рассказал нам, что жильцы дома, в котором он живет, после заселения проводили собрание, на котором приняли решение о передаче полномочий по управлению общим имуществом дома компании ООО «Градъ сервис». А значит, по его мнению, эта компания должна была взять на себя заботы и по обслуживанию домофонов. Но директор ООО «Градъ сервис» Виктор Молодых на наш звонок ответил, что его предприятие является не управляющей компанией, а просто подрядчиком, и что договор с ООО «Обслуживание домофонов» его компания не заключала, каждый жилец должен сделать это сам. Но наш герой с этим высказыванием не согласен.
Кто прав в этой ситуации? Мы получили комментарий начальника городского управления по контролю за соблюдением прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг Владимира Коваля:
— Домофон – это бытовая услуга, и действие Жилищного кодекса на нее не распространяется. Если перед сдачей дома в эксплуатацию домофоны в нем уже есть, то они входят в стоимость приобретенного жилья. В этом случае собственникам нужно решить, следует ли им нанимать компанию, которая будет обслуживать домофоны и чинить в случае поломки или нет. Жители должны выбрать соответствующую компанию, согласовать с ней стоимость услуги и заключить договор — через УК, ТСЖ или без посредников, самостоятельно, в зависимости от формы управления домом. После того как будут заключены договоры, компания может приступать к их обслуживанию. Поскольку пользование домофоном – услуга бытовая, то ни федеральные органы, ни местные власти не устанавливают на нее цены. Перед согласованием с жильцами цены на обслуживание домофонов компания, которая этим занимается, должна предоставить калькуляцию затрат на услугу.
По словам Владимира Николаевича, есть еще один вариант решения проблемы. Жители могут прибегать к услугам компании, обслуживающей домофоны, в разовом порядке, если оборудование выйдет из строя. Собственники в этом случае собирают деньги в складчину пропорционально жилплощади каждого и обращаются в компанию с просьбой отремонтировать оборудование. Другой вопрос, что каждый раз обходить всех жителей и устраивать сбор денег на устранение разовой поломки организационно сложнее (чего стоит, к примеру, обеспечить явку жильцов на общедомовое собрание!). Как бы то ни было, готовность работать по такому сценарию (разовое обслуживание) руководитель ООО «Обслуживание домофонов» Юрий Доценко в разговоре с нами высказывал, а значит, урегулировать этот вопрос так, чтобы все стороны остались довольны, можно. Главное для жильцов – сначала прийти к консенсусу между собой и все-таки решить, будут они платить за обслуживание домофонов или нет.Как не крути, а закону «О защите прав потребителей» уже 20 лет. Цена вопроса с квартиры 25 рублей в месяц или 300 рублей в год. Как быть? Платить или не платить?