Вначале 2000-х разрешение на  мелкорозничную торговлю формально выдавало подразделение префектуры, но по заявке Управы. Желающие разместить автолавку, тонар или лоток предприниматели обращались в Управу района.

Если удавалось убедить  Зам. Главы по потребительскому рынку Управы района предприниматель получал «разрешение». Причем в основном получить разрешение удавалось без взяток и откатов. Разрешения выдавались «по знакомству», или в обмен на обещание участвовать в социальных программах района, имело значение репутация предпринимателя.

Безусловно работающему в районе предпринимателю важно было поддерживать хорошие отношения с Управой района. На точке должен быть порядок, подарки на праздники в Управе должны быть, ну и, например, помощь ветеранам района изредка должна оказываться. Если предприниматель и «заносил» деньги напрямую Зам. Главе Управы района по потребительскому рынку, то, как правило, это составляло не более 10% процентов дохода точки. Со временем «заносить деньги» стало необходимостью, а процент мог доходить до 40 %.

В 2006 году было принято постановление Правительства Москвы № 274-ПП «Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы».  Всё изменилось. Формально решение о выдаче разрешений принималось по конкурсу. Срок размещения объекта – 1 год. Список документов для участия в конкурсе был невероятно огромный (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2). Общее количество листов одной заявки доходило до 100 шт. Считалось что, чем больше документов, тем выше вероятность выиграть конкурс.

Но это только считалось. На практике всё решал Зам. префекта по потребительскому рынку и его отдел. Конечно Управы могли лоббировать  того или иного предпринимателя, но окончательное решение оставалось за Префектурой. Количество и качество документов в конкурсной заявке предпринимателя абсолютно не имело никакого значения. Конкурс открытый, желающих огромное количество. Желающих заплатить за результат тоже огромное количество.

Лучшие шансы на победу в конкурсе имел  тот, кто имел «выходы» на Префектуру и предлагал наибольшую цену. Хорошие шансы имели те, за кого просила Мэрия (например, торговые сети), УВД уровня округа и другие влиятельные структуры. Остальное доставалось Управе (предпринимателям, предлагавшим лучшую цену за разрешение на уровне Управы). Получить точку человеку со стороны, практически, было невозможно. А точку у метро — исключено!

На этапе пока действовал данный порядок получения разрешений, «откаты» чиновникам увеличились  в разы. Появились посредники, которые «выигрывали» конкурсы и, неофициально, сдавали выигранные точки в аренду  непосредственно торговцам. От 40 до  90% дохода от сдачи в аренду уходило чиновникам. Помимо Управы или Префектуры работающей точке нужно было платить местному отделению милиции.
Стандартная такса  5-10 тыс. рублей. За эти деньги предприниматель получал от УВД полную свободу: нанимать продавцов узбеков без регистрации, можно не пробивать чеки, не регистрировать кассовый аппарат и т д. Местным «князьям» дань уплачена – можно грызть свою косточку!

Шло время – аппетиты чиновников продолжали расти. Рядом с официальными точками стали появляться «летучие голландцы» — торговые объекты, не имеющие вообще никаких документов и разрешений. Эти «летучие голландцы» платили напрямую в Управу или УВД района. Причем количество «Управских» или «ментовских» точек напрямую зависело от наглости и жадности конкретного начальника УВД района или Зам. Главы Управы по потребительскому рынку. Управа не трогала точки УВД, а УВД (в функции которого входит контроль  за незаконной торговлей) не трогало точки Управы.

О проверках вышестоящих ведомств друг друга предупреждали заранее. Неприятности не нужны не одному из «князей».  Пример. Вот два гугловских снимка из космоса площади возле метро Люблино по адресу Совхозная 12. Снимки сделаны в 2010 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Как видно из снимков, на площади расположено более 15 объектов мелкорозничной торговли. Хотя по этому адресу в 2010году на конкурс  выставлялось только 6 объектов(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Сложно представить ситуацию, когда ни милиция района, ни Управа не замечали незаконной торговли возле единственного метро в районе.

В 2010 сменился мэр. Собянин объявил «войну ларькам». Жестко. На время подействовало. Чиновники реально опасались за свои места и незаконные объекты мелкорозничной сети не выставляли. В 2011 ввели новый порядок выдачи разрешений. Управы разрабатывают схему размещения объектов мелкорозничной сети, учитывая мнения жителей района. Префектура и мэрия утверждают эту схему. Объекты по  схеме выносятся на открытый аукцион. Участвовать в аукционе может любое юр. лицо  способное оплатить задаток. Минимум документов для участия в аукционе и для начала торговли после победы в аукционе. Срок размещения – 3 года. Идея не плохая. В принципе, всё честно. Те деньги, что раньше делили чиновники между собой теперь идут в бюджет города. Кормушка чиновников прикрыта.

Но. Чиновники без боя не сдаются! Столько лет безнаказанно «доить» предпринимателей и в одночасье отказаться от этого? Нет, система на такое не способна. В договоре на размещение мобильного объекта мелкорозничной сети с победителем аукциона есть пункт. Цитата: «п.3.2.11. Соблюдать установленный режим работы (с 07:00 час. до 22:00 час.), после окончания режима работы, автомагазин обязан покинуть торговое место. 3.3.1. Расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае нарушения предпринимателем пункта 3.2.11 настоящего договора».

Не хочешь каждый день уезжать приезжать — «помогай» Управе. Ставка 10 тыс. рублей в месяц.
По модульным объектам. Самый дешевый модульный павильон, согласованный Москомархитектуры стоит 350 тыс. рублей. Почти в два раза дороже обычного. Видно «дизайнеры от Москомархитектуры» стоят дорого. По срокам, стоимости и количеству документов процесс подключения к энергосетям такой же, как и у полноценного стационарного супермаркета. А автомагазины вообще не подключат, т. к. по условиям аукциона они должны работать с автономной электростанцией.

Шок от Собянинской чистки кадров и «войны ларькам» постепенно проходит. Уцелевшие «князьки» потихоньку берутся за старое. Снова появляются «летучие голландцы», хотя и в меньших масштабах. Но, сегодня, Управа района не просто получает  «дань» с незаконного объекта мелкорозничной сети, она самостоятельно сдает в аренду незаконную точку конечному торговцу, без посредников. Теперь это прерогатива только Управы. Это бизнес Управы. И Управа старается разместить свой пул незаконных объектов максимально эффективно.

Снова пример района Люблино. В ПРИЛОЖЕНИИ 6 лоты аукциона на право размещения автомагазинов, сроком на 3 года, на территории района Люблино, проводимого в конце 2011года.  Всего 11 адресов. Это был единственный аукцион по автомагазинам района Люблино. Таким образом, на территории района Люблино в ближайшие 3 года официально будут работать 11 автомагазинов по конкретным адресам. А в ПРИЛОЖЕНИИ 7 свежие фото объектов, работающих в районе Люблино, но по адресам, отсутствующим в аукционной документации. Те самые «Летучие голландцы» местной Управы.
 
 ФОТО И ПРИЛОЖЕНИЯ см. во вложении

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.СТАТЬЯ.docx4.7 MB

Да 3 3

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Николаев Андрей, awrelia55, vlad-i-mir, Паншев Сергей, Климушкин Владислав, Администратор
  • 17 Марта 2012, 18:56 #

    Почему-то хочется спросить: «Ну, и что?»

    0
  • 17 Марта 2012, 20:05 #

    Это мемуары владельца ларька? Или ностальгия(wasntme)

    +1
  • 18 Марта 2012, 00:17 #

    Статья размещена не в той категории. Никакого отношения к защите прав потребителей она не имеет.

    +2
  • 18 Марта 2012, 08:51 #

    Да, разместить лучше было в Антикоррупции.
    Да, какое нам дело до того, что двукратную маржу из-за взяточничества, оплачиваем, в конце концов, мы, потребители.

    КРИЧАТЬ о таких вещах надо на первых полосах сайтов, газет...

    +3
    • 18 Марта 2012, 15:40 #

      Читайте внимательней мой комментарий! В нем сказано, что не правильно выбрана категория, а не раздел. Выбранный раздел действительно соответствует содержанию статьи, в отличие от категории. В статье говориться о коррупции и о ненадлежащем контроле за торговлей в неустановленных мест. Сведений о нарушении прав потребителей в результате коррупционных действий в представленной работе нет. Для потребителя не важно, законна торговля или нет, для него важно качество, цена и ассортимент предлагаемых товаров. При торговле в неустановленных мест расходы предпринимателей уменьшаются т.к. они не тратятся на аукционы и платят непосредственно своей «крыше», а для граждан (потребителей) объем предлагаемых к покупке товаров (предложение) растет за счет увеличения точек торговли. Конечно же, все предприниматели должны быть в равных условиях и их правоотношения с властью должны основываться только на законе. Однако этому мешают как коррупционеры, так и существующие законы не позволяющие осуществлять действенного контроля за незаконной торговлей и коррупцией.

      +2
  • 18 Марта 2012, 23:35 #

    А вообще убрать управы от решения вопроса было влом? Или у Собянина серое вещество кончилось?

    +3

Да 3 3

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «ЛАРЬКИ в Москве. Как это было. Как сейчас. ВСЯ ПРАВДА из первых рук» 1 звезд из 5 на основе 3 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации