В «сыре» наших законов много не только дыр, но и плесени. В России до сих пор действуют тысячи правовых норм, принятых на заре рыночных реформ, а то и в советское время. Не отменены даже некоторые инструкции тридцатых годов прошлого века и постановления о цензуре! «Известия» попытались разобраться в том, что представляют собой «ископаемые» нормы и насколько они могут повлиять на нашу жизнь.
Правовая поисковая система выдала 5133 документа, датированных с 1917 по 1990 год с пометкой «действующие».
Стали листать. И сразу же наткнулись на решение исполкома Московского горсовета о цензуре («О порядке открытия и работы зрелищных предприятий» от 20 февраля 1953 года).
Юр-привет из СССР
Один пункт в нем просто великолепен: «Публичное исполнение какого бы то ни было произведения без предварительного разрешения органов, контролирующих репертуар, запрещается». Нам-то казалось, что Главлит в 1991 году был упразднен, но кто его знает… Позвонили на всякий случай Андрею Макаревичу.
— Сейчас-то не прижимают?
— Слава богу нет, — успокоил Макаревич. — Ни в Москве, ни в любом другом городе согласовывать репертуар никто не требует начиная с горбачевских времен, и я надеюсь, что навсегда.
— А в советскую пору кто для вас был главным цензором — Минкульт или Главлит?
— Хо-хо! Сначала был редактор в Росконцерте, потом был соответствующий редактор в Министерстве культуры, а когда все уже утверждалось худсоветом Минкультуры, то следом отправлялось в Главлит. В общем, это была совершенно трупоедская процедура. Мы просто месяцами сидели без работы, и все. Постоянно заворачивали тексты.
Сегодня документ 1953 года противоречит Конституции без последствий. Следующая находка (решение Моссовета от 30 сентября 1980 года «Об ответственности за нарушение общественного порядка в г. Москве») противоречила уже здравому смыслу. Под угрозой штрафа нельзя, например, играть на музыкальных инструментах на улицах, в скверах и во дворах. А в общественном транспорте запрещается пользоваться магнитофонами и радиоприемниками, «установленными на повышенную громкость» (наушников, видимо, тогда не было).
— Документ напрямую не применяют, но и не отменяют, — говорит старший юрист адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Николай Аверченко. — Хотя и за пользование радиоприемниками формально юридически можно привлечь. И за трещотки на спортивных трибунах (документ запрещает создавать шумовой эффект при посещении спортивных зрелищ) до сих пор могут оштрафовать.
— Почему не отменяют — о нем забыли?
— Конечно, элементарная законодательная небрежность. Да и суд, скорее всего, встанет на сторону обвиняемого, поскольку в современном КоАПе таких составов административных правонарушений нет.
Льготы для большевиков
Отдельно хочется сказать о льготах, доживших до наших дней в немонетизированном виде. До сих пор действует постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 28 февраля 1930 (!) года, на основании которого многие не бедные люди в России могут рассчитывать на дополнительную жилую площадь (комнату либо 10 кв. м) от государства.
В их числе, например, ответственные «работники партийных, кооперативных и других общественных организаций», а также «смешанных акционерных обществ» (скажем, особо нуждающийся гендиректор фирмы). И даже члены общества бывших политических каторжан и общества старых большевиков, если найдутся такие. Наконец, зубные врачи, занимающиеся частной практикой на дому. На дополнительные «не менее 20 квадратных метров» при желании могут претендовать научные работники, советские художники и скульпторы, писатели и композиторы (постановления Совнаркома РСФСР от 1933 года).
— Выиграть дело в суде шансов практически нет, — улыбается Николай Аверченко. — Но то, что в России можно пойти в суд, имея на руках документы 30-х годов, уже курьез.
Проблема, по его мнению, в том, что, когда принимали новый Жилищный кодекс, старое законодательство до конца не вычистили. В этом смысле еще нелепее выглядит инструкция от 1967 года о порядке обмена жилых помещений. Цитируем: «обмен не допускается», если он носит «спекулятивный характер». Предъявив в суде документ — «шестидесятник», теоретически можно потребовать отменить большинство совершаемых сегодня сделок об обмене квартир.
Листаем дальше. Находим постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года. Оно гарантирует беременным женщинам и кормящим матерям «бесплатную выдачу продуктов питания, производимых хозяйством» (правда, «нормы выдачи устанавливаются трудовым коллективом», а он в условиях кризиса может пожадничать).
Тем, кто не рожает, а ездит (или отправляет) в командировки, небезынтересно будет узнать, какие суммы расходов на гостиницу полагаются в соответствии с инструкцией «О служебных командировках в пределах СССР», изданной на основании постановления Совмина СССР от 18 марта 1988 года (и не отмененной). Так вот: «не свыше 5 рублей в сутки в г. Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, 4 рублей в сутки в других городах, а также в районных центрах и 3 рублей в сутки в прочих населенных пунктах». Как говорится, ни в чем себе не отказывайте. Почувствуйте себя товарищами, дамы и господа!
Если же вы колхозник и продали на рынке товар не по колхозной цене, а разницу положили в карман, то теоретически вас до сих пор могут посадить по статье «Хищение общественного имущества» (см. постановление пленума Верховного суда СССР от 14 марта 1975 года «О судебной практике по делам об обмане покупателей»). Здесь же приравнены к спекуляции скупка и перепродажа спиртных напитков с целью наживы. Получается, все магазины, торгующие алкоголем, надо срочно закрыть, а хозяев отправить в места не столь отдаленные.
Курьезы диких 90-х
Сейчас смешно читать, что «владелец радиоэлектронных средств, использующих технологию Wi-Fi, обязан получить разрешение на использование радиочастотного спектра», а ведь соответствующее решение Госкомиссии по радиочастотам было принято не так давно — в 2004 году. Выходит, купил мобильный или ноутбук — марш по инстанциям!
Что уж говорить о диких 90-х годах. Норма, что цветные принтеры нужно обязательно ставить на учет в органах милиции, была отменена… только в нынешнем году. А «Нормативы времени на уборку пола в туалетах» (утверждены приказом Минстроя от 15 ноября 1994 года) действуют до сих пор. На то, чтобы помыть пол в сортире, отводится 1, 33 минуты, подмести — ровно 0, 686 минуты на каждый квадратный метр.
— Кто-то же замерял время уборки туалетов с привлечением профессиональных мойщиков полов, — смеется адвокат коллегии «Николаев и партнеры» Алексей Тихомиров.
В качестве уже современного курьеза адвокат Андрей Князев привел в пример «Памятку для выезжающих за рубеж», подписанную главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко в прошлом году. Формулировки живо напомнили тупые американские табу типа «запрещено пение в купальнике». Российским туристам за границей «запрещается лежать на пляже без подстилки и ходить по земле без обуви».
— Любое правило должно предусматривать санкции за его нарушение. Радует, что здесь никаких санкций нет, — улыбается Андрей Князев.
К серии курьезных табу советской поры относится решение Моссовета от 20 марта 1953 года: в тирах недопустима… «одновременная стрельба детей и взрослых». Здесь положен штраф. Документ никто не отменил — имейте в виду.
А еще мы ничем не хуже Дании, где жив закон, разрешающий управление автомобилем только в том случае, если перед машиной идет или бежит человек, размахивающий красным флагом и предупреждающий конные экипажи и пешеходов об опасности. В России же продолжают действовать Правила дорожного движения образца 1993-го…
— На подходе принятие нового закона, войдет ли в него определение водителя: «погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо», решат законодатели, но выглядит это не только курьезно, но и опасно, — считает адвокат Павел Астахов. — В перечне же неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, устаревшим является едва ли не каждый второй пункт.
Дворники и НКВД
Какие еще анахронизмы остались и как парламентарии с ними борются, мы спросили у председателя комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова.
— Многие похоронили закон о кооперации в СССР от 1988 года, однако отдельные его статьи действуют до сих пор, — говорит Крашенинников. — Люди даже умудряются регистрировать по нему гаражные кооперативы, отдельный закон о которых отсутствует. Но в целом если говорить о системных актах, то ничего старого практически не осталось.
Их постепенно вытесняли. Тысячи устаревших норм ушли в историю в связи с принятием Гражданского, Водного, Земельного и Жилищного кодексов.
— Когда принимали последний, — продолжает Крашенинников, — только на федеральном уровне отменили несколько тысяч устаревших актов, их перечень вмещался в несколько больших — таких амбарных — книг. Вы же знаете, кто в СССР занимался ЖКХ?
— Министерство коммунального хозяйства.
— Это в конце, а в основном занимался НКВД. Дворники же были агенты, борцы с преступностью — серьезно, да. Поэтому вплоть до принятия Жилищного кодекса в России действовали акты, которые подписывали еще Берия и Ежов. Представляете, до 2005 года дожили!
— А сейчас над очищением законодательства от старых норм кто работает?
— Сейчас, собственно говоря, чистим при принятии кодексов. Мы к каждому кодексу готовим закон о введении в действие. Указываем акты, которые отменяются. Ну, и есть дежурная запись, что акты, которые противоречат данному закону, тоже не действуют. А раньше была такая схема: выходит закон, указ или постановление правительства — и в Минюсте составляли перечень актов, которые надлежит признать утратившими силу, и второй перечень — акты, в которые нужно вносить поправки. Сейчас, к сожалению, эта работа не ведется.
Николай Аверченко рассказал газете «Известия» об абсурдных нормах в российском законодательстве, Александра Белуза, 03-08-2009
http://www.epam.ru/index.php?id=23&id2=1047&l=rus
--------------------------------------------------------------------------------------------------------