Позицию региональных властей по принципам формирования привлекательной деловой репутации региона и ожидания властей по отношению к бизнесу обозначил заместитель Губернатора Калужской области и руководитель представительства Правительства КО при Правительстве РФ Владимир Потемкин. Взгляд предпринимателей на проблематику, связанную с деловой репутацией бизнеса, выразили в своих выступлениях представители Внешэкономбанка, компании Philips, общероссийских общественных объединений предпринимателей «Опора России» и «Деловая Россия». В зоне интересов бизнесменов — влияние репутационных активов компании (бренда) на ход конкурентной борьбы на рынке, однако вопрос поддержки деловой репутации актуален и для индивидуальных предпринимателей – ведь именно на нее ориентируется банк, принимая решение о выдаче кредита, отметил в своем выступлении Владимир Маркин, руководитель управления по работе с субъектами РФ Сбербанка.
Подтверждая назревшую необходимость развивать институт деловой репутации и активно включать его в деловой оборот, собравшиеся эксперты отвели государству большую роль в этом процессе и ожидают от власти внятно сформулированных правил игры. На этот вызов ответили представители законодательной власти — председатель комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, координатор Либеральной платформы партии «Единая Россия» Владимир Плигин и заместитель председателя комитета ГД по вопросам собственности Владимир Афонский. В частности, Плигин заверил присутствующих, что в Госдуме уже полным ходом идет законотворческий процесс по работе над формированием благоприятной среды для бизнеса. Он напомнил собравшимся, что в целом ряде ситуаций последней недели президент РФ Владимир Путин акцентировал внимание на необходимости выстраивать доверие между государством и бизнесом.
«Об этом речь шла и на мероприятиях в РСПП, и на заседании коллегии Генеральной прокуратуры, где говорилось об ограничении необоснованного вмешательства в деловую активность. Сейчас сокращается целый ряд проверочных и административных мероприятий – и это должно привести к восстановлению того хрупкого явления, которое называется «доверие», – отметил Владимир Плигин. Эта тенденция найдет отражение в двух ключевых направлениях законотворческого процесса Госдумы: развитие антикризисного законодательства и законодательства по созданию благоприятной среды для предпринимательской деятельности уже заложено в планы работы Госдумы на 2016 год. «Мы крайне заинтересованы в работе и встречах с коллегами из регионов, поскольку именно на основе их предложений будут делаться изменения в законодательстве» — вслед за этими словами Владимир Плигин призвал собравшихся присоединиться к процессу с конкретными, точечными предложениями и проектами, способствующими развитию бизнеса в стране.
Несомненно, круглый стол «Деловая репутация регионов и бизнеса» стал частью этого большого процесса: дискуссия обозначила общие для власти и бизнеса точки необходимого взаимодействия. При этом диапазон обсуждаемых тем порой переходил из практической плоскости на уровень более высокого порядка – туда, где речь идет о создании нового подхода и менталитета.
«Чистое имя предпринимателя должно быть выше прибыли и сиюминутной выгоды, –обозначил свою позицию Рафаэль Марданшин, депутат Государственной Думы ФС РФ и координатор проекта «Комфортная правовая среда» Партии «Единая Россия», который выступил модератором круглого стола. – Хорошая деловая репутация – основа добросовестного бизнеса: она является залогом доверия контрагентов и клиентов. И для меня очевидно, что к этому идеалу надо стремиться, если мы хотим улучшить деловой климат в стране. Причем это актуально и для бизнеса, и для регионов – ведь в этой ситуации все взаимосвязано. К примеру, регион зависит от бизнеса – в части налоговых поступлений, снятия социальной напряженности за счетсоздания новых рабочих мест и т.д. – и очень заинтересован в хорошей деловой репутации работающих в регионе предпринимателей, так как в совокупности они создают в регионе ту атмосферу надежности и комфорта, которая привлечет в регион новый бизнес».
Именно в силу этих объективных причин региональная власть просто обязана поддерживать собственную деловую репутацию – иначе она лишится доверия бизнеса и связанных с ним преференций, отметил Рафаэль Марданшин в своем выступлении. «Группу риска для деловой репутации региона в первую очередь представляют административное или силовое давление на предпринимателей и высокий уровень коррупции. Коррумпированная власть притягивает недобросовестный бизнес — а вместе они просто уничтожают репутацию и региона, и присутствующего в нем бизнеса» — предупредил депутат Марданшин и призвал предпринимателей с осторожностью входить в такие регионы, которые могут навредить репутации их бизнеса.
О важности формирования деловой репутации регионов говорила и Светлана Леонова, генеральный директор Академии GR и руководитель Комиссии «Инвестиции в жизнь» Социальной Платформы Партия «Единая Россия»: «Региону выгодно, чтобы бизнес на его территории процветал – и этим цветением привлек других пчёл. Поэтому региональным властям следует тесно взаимодействовать с предпринимателями и экспертным сообществом и совместно разработать дорожные карты по улучшению деловой репутации регионов». Стратегия такого взаимодействия уже проработана — в концептуальной модели «Деловая репутация», презентация которой состоялась на круглом столе. Комментируя ее, Светлана Леонова предложила опробовать модель в пилотных регионах – с последующей ретрансляцией полученных результатов на всю страну.
Обсуждение концептуальной модели развития института деловой репутации, перспектив ее распространения по стране и эффект от внедрения в деловую практику вызвало оживленный интерес участников круглого стола, подогретый предложением конкретного инструментария для реализации задуманного.
«Сегодня мы создаем Комиссиюпо вопросам деловой репутации регионов и бизнеса со статусом экспертного оператора и широким кругом компетенций – в том числе контроля и оценки работы нашей модели. В Комиссию войдут представители и бизнеса, и регионов – и в результате совместной работы мы сможем изменить деловую ситуацию в стране к лучшему» — уверена Светлана Леонова, и большинство собравшихся с ней согласились.В результате работы Комиссии появится реестр благонадежных партнеров, работа над которым начнется с создания специального интернет-ресурса, на котором информация по деловой репутации будет аккумулироваться из различных открытых источников, и дополняться отзывами партнеров и клиентов. В конечном итоге сайт должен стать путеводителем для поиска надежных партнеров.
Круглый стол «Деловая репутация регионов и бизнеса» завершился общим воодушевлением участников заседания – и рабочим настроем на продолжение совместной работы над реализацией намеченного плана.