Проблема незаконных отказов в постановке военнослужащих на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма в порядке ст. 51 ЖК РФ носит системный характер. Жилищные органы выискивают любые поводы для того, чтобы отказать военнослужащим, отдавшим свой долг родине, в постановке на жилищный учет, либо для того, чтобы снять их с этого учета.
Мною неоднократно осуществлялась защита в суде прав военнослужащих по жилищным делам, рассматриваемым в гражданском и административном исковом производстве. Такие дела заканчивались вынесением судебных актов о признании решений жилищных органов в лице жилищных комиссий, командиров воинских частей, Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ (ДЖО) незаконными.
Так, 03 декабря 2018 года решением Пресненского районного суда города Москвы мне было отказано в иске о признании незаконным решения ДЖО о снятии с учета бывшего военнослужащего и членов его семьи. Однако 02 апреля 2019 года апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда указанное решение суда было отменено, а истец и члены его семьи были восстановлены в очереди на получение жилья.
После обращения истца в ДЖО был получен ответ о том, что во исполнение апелляционного определения от 02 апреля 2020 года он и члены его семьи восстановлены на жилищном учете. В том же году мой доверитель с семьей получили от государства две трехкомнатные квартиры в новостройке.
По другому аналогичному делу 16 октября 2019 года решением Пресненского районного суда города Москвы решение ДЖО о снятии бывшего военнослужащего и членов его семьи с очереди на получение жилья было признано незаконным и отменено, истцы восстановлены в очереди. 18 июня 2020 года определением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда в удовлетворении жалобы ДЖО на вышеуказанное судебное решение было отказано.
Бывший военнослужащий с семьей заселились в новую трехкомнатную квартиру. 25 августа 2020 года решением Московского гарнизонного военного суда было отменено решение жилищной комиссии в части отказа во включении военнослужащего в список очередников. Суд обязал ответчика заново рассмотреть заявление уже бывшего военнослужащего с учетом установленных в суде обстоятельств.
Указанное судебное решение в последующем устояло в судах апелляционной и кассационной инстанций. А теперь мне попалась нестандартная ситуация, которая не подпадает ни под одну из вышеперечисленных. Речь идет о военнослужащем, который был уволен с военной службы и при этом полагал, что он и члены его семьи были поставлены на жилищный учет в установленном законом порядке.
Спустя 10 лет после увольнения Ж. выяснил, что оказывается ни на каком учете он со своей семьей не состояли, так как попросту не были на него приняты. Анализируя судебную практику по данной ситуации, я установил, что она по большей части не в пользу моего доверителя. Большинство судов выносили решения об отказе в требованиях о постановке бывшего военнослужащего на учет нуждающихся в получении жилья по договорам социального найма.
При этом мотивировка таких отказов крайне проста и понятна: нельзя поставить на жилищный учет лицо, которое военнослужащим уже не является. Соответственно на него не распространяются нормы закона, регулирующие порядок предоставления жилья действующим военнослужащим. Однако мне все же удалось найти одно такое судебное решение, которое в последующем было отменено Верховным Судом РФ.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 27 июня 2018 года по иску Марченко А.В. было разъяснено, что органы военного управления обязаны соблюдать жилищные права военнослужащих. Поэтому независимо от факта увольнения за бывшим военнослужащим сохраняется право на получение жилья, при условии, что он на момент увольнения соответствовал всем предъявляемым законами требованиям.
Верховный Суд РФ отменил решения судов первой и апелляционной инстанций и обязал ответчика поставить бывшего военнослужащего Марченко А.В. на жилищный учет. Отмечу, что дату, с которой следует поставить истца на учет в получении жилья, Верховный Суд РФ не указал. Взвесив все «за» и «против», я решил взяться за дело Ж.
28 мая 2012 года приказом Министра обороны РФ полковник Ж. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями. Календарная выслуга Ж. в Вооруженных Силах РФ соответствовала необходимой, жилым помещением Ж. по установленным нормам обеспечен не был, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
30 мая 2012 года приказом Начальника Военного Университета МО РФ Ж. был исключен из списков личного состава университета и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат. 17 ноября 2021 года Ж. обратился в филиал «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс» (далее – «ответчик») с просьбой сообщить присвоенный ему номер в очереди на получение жилого помещения в г. Москве среди военнослужащих, состоящих в Едином реестре.
17 декабря 2021 года ответчик сообщил Ж. о том, что в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, сведения о постановке Ж. на учет нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют. 29 июня 2022 года Ж. обратился в адрес ответчика с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Вместе с заявлением Ж. представил все необходимые документы. 14 сентября 2022 года в ответ на обращение Ж. ответчик вынес решение об отказе в принятии Ж. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В обоснование принятого решения ответчик указал, что заявление Ж. о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поступило в адрес ФГАУ «Росжилкомплекс» 07 июля 2022 года, то есть после исключения Ж. из списков личного состава воинской части, поэтому оснований для принятия Ж. на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания от Министерства Обороны РФ, не имеется.
Мною было подготовлено административное исковое заявление, которое было подано по подсудности в Московский гарнизонный военный суд, — в связи с тем, что права Ж. были нарушены в период прохождения им военной службы. В иске с последующим уточнением я попросил суд:
— признать решение ответчика об отказе в принятии Ж. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным и отменить.
— обязать ответчика восстановить Ж. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, начиная с даты вынесения приказа Министра Обороны РФ.
Обоснованием заявленного иска явились следующие тезисы. Соблюдение жилищных прав военнослужащих является обязанностью органов военного управления, а не только исключительно личной проблемой самого военнослужащего.
Увольнение военнослужащего и исключение его из списков части не освобождает уполномоченные органы жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ от обязанности обеспечить военнослужащего и членов его семьи жилым помещением при условии, что для признания нуждающимся в получении жилого помещения имеются все предусмотренные законом основания, даже если гражданин обратился с заявлением уже после его исключения из списков части.
При увольнении Ж. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства. Ж. изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам, о чем прямо указано в приказе Министра Обороны РФ о его увольнении с военной службы.
Однако Ж. и члены его семьи не были обеспечены жилым помещением в соответствии с законом, хотя ни сам Ж., ни члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений, и соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 51 ЖК РФ к признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, Ж. был неправомерно уволен с военной службы без предоставления жилья и без принятия решения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Ж. должен быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы, так как именно в этот период его жилищные права были нарушены.
Стоит отметить, что постановка в очередь начиная с текущей даты моего доверителя не устраивала, так как в этом случае он бы потерял реальный шанс получить жилье, находясь в самом конце очереди. Вместе с тем возможность поставить его в очередь «задним числом» мне казалась маловероятной.
26 января 2023 года Московским гарнизонным военным судом по моему административному иску было принято решение, с содержанием которого вы можете ознакомиться по этой ссылке