Мораторий на проведение плановых проверок организаций контрольно-надзорными органами, в т.ч. Роспотребнадзором закончится 31 декабря 2024 года. Однако и в настоящее время проверку могут провести в отношении:
— предприятий и организаций, деятельность которых относится к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
— объектов, которые являются опасными производствами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса;
— проверок по Закону о защите прав юрлиц и ИП без риск-ориентированного подхода.
Ежегодный план проведения проверок публикуется в конце декабря на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.
По окончании проведения проверки составляется акт, в котором указывается (в случае выявления) какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом оно установлено. После оформления акта Роспотребнадзор обязан выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба).
Поскольку акт является средством фиксации выявленных нарушений, его обжалование законом не предусмотрено.
А вот предписание можно обжаловать в течении 10 рабочих дней с даты его получения.
В случае невозможности исполнения предписания в указанный в нем срок, контролируемое лицо вправе подать ходатайство об отсрочке исполнения решения. Причем такое ходатайство можно подать как совместно с жалобой, так и отдельно.
Контролируемому лицу необходимо соблюсти досудебный порядок обжалования, а лишь потом обращаться в арбитражный суд. Досудебный порядок заключается в подаче жалобы руководителю (заместителю руководителя) Управления Роспотребнадзора либо в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Жалобу можно подать только через госуслуги.
Иной порядок подачи жалобы не законом не предусмотрен. Общий срок рассмотрения жалобы — 20 рабочих дней.
В случае несоблюдения обязательного досудебного порядка обжалования, предусмотренного Законом N 248-ФЗ, суд оставит жалобу без рассмотрения. (исключение – подача жалобы гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности).
Результаты проверки могут быть признаны недействительными. Грубыми нарушениями требований к организации и осуществлению проверки являются:
1) отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;
3) нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;
4) нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;
5) проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
6) принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;
7) привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено № ФЗ-248;
8) нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
9) совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия действий, не предусмотренных ФЗ-248 для такого вида мероприятия;
10) непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена ФЗ-248;
11) проведение мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования;
12) нарушение запретов и ограничений, установленных пунктом 5 статьи 37 ФЗ-248.
Если в ходе досудебного порядка обжалования в удовлетворении требования контролируемого лица отказано, такое лицо вправе обратиться в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав и законных интересов. Суд восстановит пропущенный срок на подачу заявления, если признает причины пропуска уважительными.
В обоснование своих требований необходимо указать, что оспариваемое предписание не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы юридического лица, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление о признании предписания Роспотребнадзора недействительным (незаконным) должно содержать наименование суда, наименование и адрес заявителя, ИНН, номер телефона, адрес электронной почты, наименование органа, предписание которого обжалуется, ссылку на нормативные акты, которым предписание не соответствует и т.д.
К заявлению необходимо приложить также текст оспариваемого предписания и документы в обоснование своих доводов.
При обжаловании предписания заявитель вправе заявить ходатайство о приостановлении его исполнения.
В случае признания заявления обоснованным, суд принимает решение о признании оспариваемого предписания незаконным и об его отмене полностью или в части, либо об изменении предписания.
Суд откажет в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое предписание соответствует закону, либо имеются основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности.
За неисполнение в установленный срок законного предписания Роспотребнадзора предусмотрена административная ответственность по части 1 ст. 19.5 КОАП РФ, за которое предусмотрено наказание для юридических лиц в размере от 10.000 руб. до 20.000 руб., для должностных лиц от 1.000 руб. до 2.000 руб., по части 15 ст. 19.5 КОАП РФ -
для юридических лиц в размере 300.000 до 500.000 руб., для должностных лиц — от 30.000 до 50.000 руб.
Юрист Елена Саутенкина, Санкт-Петербург
телефон 8-951-685-46-76