Росстат опубликовал данные, в соответствии с которыми с начала года к 1 августа цены на бензин в России выросли на 11,2%, в то время как инфляция в первой половине года составила около 5%. Таким образом, топливо дорожает вдвое быстрее остальных товаров.

Эксперты выделяют несколько причин роста цен на топливо:  

· рост мировых цен на нефть;
· снижение экспортных пошлин на нефтепродукты;
· высокие налоги, которые составляют, по разным оценкам, от 44 % до 60 % от стоимости бензина;
· высокие темпы роста автопарка (спрос);
· недостаточное количество современных НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов) и большие расходы на модернизацию НПЗ построенных в советское время;
· неравномерность распределения нефтеперерабатывающих заводов по территории России, приводящая к росту транспортных издержек при перевозке бензина.
 
Так заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин заявил 3 августа на пресс-конференции в РБК, что цены на бензин будут расти. «Однако это процесс  естественный», считает зам.руководителя ФАС, к тому же ожидать резких скачков не стоит: «Совокупность механизмов позволяет нам рассчитывать, что цены могут находиться в пределах уровня инфляции». То есть,  зам.главы ФАС считает, что темпы роста цен на бензин до конца года будут соответствовать росту инфляции, примерно 5%.

Однако, как говорят цифры, опубликованные Росстатом, тарифы на нефтепродукты вдвое опережают общие показатели роста потребительских цен.  Значит «картина маслом»  – государственные меры против топливных монополий оказываются малоэффективными.

Разумеется А.Голомолзин, не оставил без внимания многочисленные факты нарушения законодательства со стороны нефтяников. Так по данным ФАС, с конца декабря прошлого года по первую половину этого года было возбуждено 72 дела о нарушениях антимонопольного законодательства. «Речь идет о разных типах нарушений, в частности, о злоупотреблении доминирующим положением на рынке, в ряде случаев речь идет о картельных сговорах. В субъектах Федерации примерно одна треть нарушений, которые нами рассматриваются, касаются картельных сговоров, две трети касаются злоупотреблений доминирующим положением на рынке», – отметил заместитель руководителя антимонопольного ведомства А.Голомолзин.

При этом,  глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев ранее подчёркивал, что доказать сговор сегодня крайне сложно. В росте цен на нефть ФАС обвиняет вертикально-интегрированные корпорации (ВИНК), которые в настоящее время (по разным данным) контролируют от 35 до 80 процентов бензинового рынка России.

ВИНК — компания, которая своей структурой охватывает все этапы реализации бензина, от добычи нефти до розничной продажи бензина на собственных автозаправках. Крупнейшие нефтяные ВИНК России — «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Газпромнефть».
Но следует отметить, что глава ФАС И.Артемьев предложил запретить нефтяной компании покупку земли под новые автозаправки, если её доля уже превысила треть от общего числа всех автозаправок города или региона. Также ФАС внесла в апреле 2010 года в Совет Федерации РФ предложение запретить одной и той же компании заниматься и производством бензина, и его розничной продажей (но «воз и ныне там»).

Стало известно, что накануне пресс-конференции свою вину в завышении цен уже признали  компании «Лукойл» и «Газпромнефть». Нефтяники обещают устранить нарушения без чьей-либо посторонней помощи – в том числе и со стороны антимонопольщиков. Характерно, что другие нарушители в лице «Роснефти», которым предъявлено аналогичное обвинение, что-либо делать по собственной воле не спешат. Вполне возможно, что нефтяников ждет новая волна штрафов. Согласно закону к нарушителям может быть применена санкция в диапазоне от 1 до 15% от годовой выручки на соответствующем товарном рынке.

Однако им не привыкать и, похоже на фоне сверхприбылей,штрафные санкции руководство нефтяных гигантов совершенно не пугают.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства:
ст. 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»,
ст. 14.31.1 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов»,
 ст.14.32 КоАП РФ «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий»,
ст.14.33 КоАП РФ «Недобросовестная конкуренция»,
ст. 4.5 КоАП РФ «Давность привлечения к административной ответственности»
ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»

Так же А. Голомолзин считает, что  дефицит бензина стране в ближайшее время не грозит.  «Бензина хватит не только на осень, но и на всю обозримую перспективу»,– утверждает замглавы ФАС. Однако,  половина всех нефтепродуктов направляется на экспорт. Это в среднем 80–85% всего произведенного мазута и 65% дизельного топлива.

Не удалось ФАС добиться и полного выполнения обязательств по недавнему соглашению с двенадцати крупнейшими нефтяными компаниями. Компании «Роснефть», «Лукойл», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «Славнефть», «Башнефть», «Татнефть», «Альянс», «Русснефть», «Газпром» и Новошахтинский НПЗ должны провести модернизацию своих нефтеперерабатывающих мощностей для стабилизации ситуации с топливом и исключить вероятность повторения весеннего бензинового дефицита. За предыдущие два года обещания нефтяных гигантов по модернизации были выполнены лишь наполовину, да и сейчас они не торопятся с проведением работ (ведь легче по-быстрому не напрягаясь продать «сырое» сырьё). Однако за нарушение соглашения с ФАС компаниям грозят административные штрафы. «Мы не исключаем и такую меру, как изъятие необоснованно полученного дохода», – предупредил А.Голомолзин.

Проблемы с нефтепереработкой действительно требуют решительных мер. Несмотря на общий призыв к модернизации производства, глубина (чистота) переработки черного золота в России не растет, а падает, за рубеж экспортируется дешевое сырье, а не нефтепродукты. Глубина (чистота) переработки сейчас составляет около 70%, это один из самых низких показателей в мире, где нормой считается 80–90%.


Правительство обсуждает меры по стимулированию развития нефтепереработки, в частности, изменения пошлин на светлые и темные нефтепродукты. Чем ниже уровень переработки, тем выше станут пошлины. Пошлины на мазут будут установлены вровень с пошлинами на нефть.

Отвечая на вопрос о справедливой цене на бензин, А.Голомолзин на пресс-конференции отметил: «К сожалению, количественного значения назвать нельзя, потому что уровень цен зависит от совокупности постоянно меняющихся факторов». В частности, речь идет о динамике цен на внешнем рынке — о повышении мировой цены на нефть.
При этом следует отметить: ещё в июне, ФАС требовал, что в результате падения цен на мировом рынке и изменения ставок ввозных пошлин — цены на внутреннем рынке должны измениться до экономически эффективного уровня. Тогда большинство нефтяных компаний сослались на временной лаг между снижением net-back на нефтепродукты и ценами внутреннего рынка (порядка 2-3 недель).

Впрочем, после окрика со стороны ФАС повального снижения цен в рознице так и не началось. Постояв на месте первые 2 недели июля, они вновь медленно поползли вверх. В итоге прирост потребительских цен на бензин составил с начала года (по состоянию на 1 августа) уже 11,2% против 10,6% на середину года.

Подозрение в том, что нефтяные компании из-за падения мировых цен на нефть и высоких гос.акцизов  за повышением цены на бензин стараются сохранить доходы за счёт внутреннего потребителя.

Что любопытно: некоторые представители нефтяной отрасли ранее дали намного более ясный ответ. Так о проблемах на топливном рынке и искусственном завышении цен говорил недавно в открытом письме, которое было опубликовано в «Российской газете» 12 июля 2011г. глава Союза нефтепромышленников, заместитель председателя комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Геннадий Шмаль.

«Когда нам говорят, что наш бензин дешевле, чем в Европе, это не повод для того, чтобы завышать цену. Да, бензин у нас дешевле, чем в Европе, но если сравнивать с США, Венесуэлой, Кувейтом, Ираном, то бензин у нас намного дороже. Большинство европейских стран не имеют своей нефти, к тому же там дорожный налог входит в состав цены на бензин. Я считаю, что справедливая цена на бензин у нас могла бы быть примерно 15 рублей. Ведь заводская цена – 10 рублей. А мы сегодня продаем литр 95-го за 30 рублей», – заявил он.

Резюмируя, в итоге так:

Россия — один из крупнейших мировых экспортеров нефти. Но вот парадокс — цены на бензин в нашей стране равны, а подчас и выше цен на бензин в странах, в которые мы российскую нефть экспортируем! Как же так получается?

Налогов много — толку мало

По данным Российского топливного союза, цена бензина на российских АЗС имеет много составляющих: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 17 %, акцизы — 13 %, налог на прибыль — 7 %, затраты на добычу и приобретение нефти — 15 %, транспортировка — 3 %, коммерческие расходы — 10 %. Кроме того, в цену бензина закладывают расходы на сервис и транспорт, а также тарифы естественных монополий. В целом получается больше 70 %, и это обстоятельство говорит о том, что именно государство является виновником высоких цен на бензин, установив высокие налоги и акцизы.

От сверхприбылей добровольно не отказываются

Однако государство отбирает у нефтяных монополий далеко не все — на самом деле, даже при таких высоких налогах, цена бензина в России могла бы быть намного ниже. Судите сами: себестоимость добычи нефти в России составляет, по данным Российского топливного союза, от 6 до 12 долларов за баррель (159 литров). А на мировом рынке средняя стоимость нефти российской марки Urals в январе-июле 2011 года составила 109,17 доллара. Получается, что российские нефтяные компании имеют невероятную рентабельность — почти от 500 до  1000 %! С такой рентабельностью нефтяники могли бы продавать бензин внутри страны во много раз дешевле, чем сейчас. Так, к примеру, поступают в Саудовской Аравии или Кувейте — там бензин стоит 20 американских центов за литр, т. е. меньше 6 рублей по нынешнему курсу.

Низкие цены на бензин тормозят инфляцию, способствуют развитию промышленности и вообще очень благоприятно воздействуют на всю экономику страны в целом.
Впрочем, добровольно отказываться от дополнительных доходов нефтяные монополии не будут — в тех же арабских странах размер максимальной цены на бензин жестко регулирует государство.

Как избавиться от ВТО

Всемирный торговый союз запрещает протекционизм, в том числе и нерыночные механизмы ценообразования. Так, низкие внутренние цены на газ в России давно являются раздражителем для чиновников ВТО — они считают, что такое естественное преимущество, как запасы газа, является «нечестным козырем» в международной конкурентной борьбе, и обязали Россию в перспективе поднять внутренние цены на газ после вступления в ВТО. Если наше правительство вдруг смилостивится над автомобилистами и обяжет нефтяные монополии снизить цены на бензин на внутреннем рынке, в ВТО мы не вступим никогда, но, может, это и к лучшему.

Рыночные механизмы не работают

На самом деле причин для высоких цен на бензин еще больше, например, на отечественных нефте перегонных заводах из одной тонны нефти получают в четыре раза меньше бензина, чем на более современных за рубежом. Кроме того, наши нефтяные монополисты неохотно вкладывают деньги в развитие современной инфраструктуры этого бизнеса, в геологоразведку и другие стратегические направления нефтяной индустрии, без развития которых отрасль обречена на стагнацию.

Еще один фактор — отсутствие или низкий уровень конкуренции среди нефтяников. Обратите внимание: рост мировых цен на нефть всегда приводит к росту цен на бензин, но когда нефть на мировом рынке вдруг дешевеет, цена на бензин падает всюду, кроме России. При этом доллар, в котором измеряются цены, по отношению к рублю падает уже два года подряд, но на цене на бензин внутри страны этот эффект не сказывается. Если бы в нефтяном российском бизнесе работали рыночные механизмы, такого абсурда мы бы не наблюдали.

Цены как в Америке, доходы — в 10 раз меньше

Вопрос о парадоксально высоких ценах на бензин был задан президенту России Владимиру Путину во время очередного телемоста. Президент ответил, что интеграция российской экономики в международную автоматически выравнивает цены на все, в том числе и на бензин. Впрочем, глава государства тут же подчеркнул, что правительство продолжит административное регулирование нефтяного рынка, с тем чтобы не допустить излишнего роста цен.

Хотя, куда уж выше — в Москве и Петербурге бензин стоит сейчас почти столько же, сколько в США. А вот доходы покупателей этого бензина в России и в Америке отличаются в десять раз.

Что ж, закон жизни: неудачник плачет. Похоже, нам с нефтяниками не повезло. Остается завидовать Кувейту.
 
При подготовке статьи использованы аналитические материалы: РБК, ТПП-Информ,Российская газета, АиФ Петербург

Да 10 10

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Стрижак Андрей, cygankov, awrelia55, Lika, Natella, lawer-soldatenkov, Monstr, Климушкин Владислав, +еще 6
  • 09 Августа 2011, 00:33 #

    Интересная ситуация, но ничего удивительного! Вы давно были в Тегеране? Там бензин по карточкам для таксистов и многих других несмотря на то, что Иран один из крупных мировых производителей нефти.

    Это НЕ из-за мировых санкций, а из-за неумения строить инфраструктуру добычи — переработки — продажи.
    Иран так же как и РФ «захлёбывается своей нефтью», а бензин возят в багажниках в канистрах!, стоят в очередях на заправках! теневой рынок карточек на бензин процветает!
    Вспоминаются 90-е годы … вижу проблемы всё те же … почти 20лет прошло, а воз и ныне там...

    +5
  • 09 Августа 2011, 08:44 #

    Главная причина рост цен на топливо — это жадность некоторых хапуг. И не надо искать глубоких экономических причин

    +3
    • 09 Августа 2011, 08:48 #

      Если все рассматривать так просто, то все новости и исследования ограничатся тем, кто сколько и каким образом отмыл и своровал. Кстати, наверняка люди это называют «зарабатывать деньги своим умом»

      +3
  • 09 Августа 2011, 08:50 #

    Не раз, бывая в разных странах, не являющихся экспортёрами нефти, я удивлялся ценам на бензин на их заправках… И это в странах, которые покупают нефть у России, везут её к себе танкерами, или гонят по трубопроводам, перерабатывают…
    Не вижу другой причины, кроме патологической жадности наших нефтяников…

    +4
  • 09 Августа 2011, 09:39 #

    Цены на бензин — лучшее средство борьбы с пробками на дорогах.

    -1
    • 09 Августа 2011, 10:39 #

      Ага, а низкие зарплаты + высокие цены на всё — средство борьбы с перенаселением?

      +2
      • 09 Августа 2011, 15:20 #

        Maks70, Вы совершенно правы. Однако «низкие», «высокие» — это понятия относительные. На себе подобную борьбу ощущаю каждый день. Пока не дождутся.

        +2
        • 11 Августа 2011, 14:51 #

          В наше время, без машины очень сложно решить многие проблемы, и монополисты этим беззастенчиво пользуются.

          +1
    • 09 Августа 2011, 10:49 #

      Точно-точно! Не знаю ни одного случая, чтобы автолюбитель отказался от поездки из-за дороговизны бензина.

      +2
      • 09 Августа 2011, 15:18 #

        По данным социологов стоимость литра бензина в 30 рублей является тем порогом, за которым многие станут отказываться от поездок на автомобиле (источник: ТВ передача, название которой не помню).

        +1
        • 09 Августа 2011, 15:27 #

          Когда бензин будет стоить 30 рублей, то порог будет в 45 руб.)))
          Мы еще погоду и землетрясения не научились предсказывать, а тут предсказываем развитие общества. Ну не верю я социологам и статистике. Это как средняя температура по больнице…

          +2
      • 09 Августа 2011, 16:15 #

        Видать дороговизны пока не было (rofl)

        +1
  • 09 Августа 2011, 13:30 #

    Пора на гибриды переходить и экономия и экология

    +1
  • 09 Августа 2011, 15:51 #

    Езжу в трамваях. Присоединяйтесь! ;)

    +2
    • 09 Августа 2011, 15:56 #

      Один раз (авто было на ремонте) сел в автобус на конечной остановке. Автобус начал движение с десятком пассажиров и кондуктор стал обилечивать граждан. И только я один заплатил за проезд, все остальные оказались льготниками! Долго думал: а ведь я один уплатил за проезд всех, потому как и налоги плачу идущие на льготников!

      +2
    • 09 Августа 2011, 18:21 #

      «Высокий Свет в грязи погас,
      Фортуна новый не дарует;
       
      Блажен, кто верует сейчас,
      Но трижды счастлив, кто ворует»
       
      Игорь Губерман
       

      +2
      • 09 Августа 2011, 18:41 #

        ВР, Shell, ENI, Total и др. зарабатывают на проданном литре бензина в Германии 1-6 цента при его стоимости на заправке 1,60 евро.

        Из 1,60 за литр 70% идёт в карман государству в виде налогов и сборов, остальные 20% расходы на всё то, что сверкает и блестит, пахнет и вежливо улыбается… остальное — столетиями в обороте, контрактах и сыръе.

        Походите на собрания акционеров этих компаний и послушайте какие там проблемы обсуждают — станет ясно, что цена, дело главного монополиста: государства, с кем обычно и общаются на такие темы. Потребитель же «заправляет» себе в бак всего лишь результаты таких переговоров.
        Обсуждай, необсуждай, а это извечная тема интереса монополиста и производителя.


        +5
      • 11 Августа 2011, 01:26 #

        Расшифруюсь: «Высокий Свет» это действие нашей Конституции РФ
        И ещё – не «трижды», а бесконечно

        +1
    • 09 Августа 2011, 18:41 #

      Лика, проблема ведь в том, что если повышаются цены на бензин, то автоматом повышаются цены на продукты питания (транспортные расходы). И ещё – во многих городах уже нет ни трамваев, ни троллейбусов…

      +3
      • 09 Августа 2011, 19:37 #

        У нас цены на продукты просто повышаются автоматом. Без какой-либо привязки, процентов на 10 ежемесячно. А бензин… Ох грустно все это! Проблема выживания в стране становится все актуальнее

        +2
    • 12 Августа 2011, 10:31 #

      Хожу пешком, присоединяйтесь!
      Одна проблема: прислали наклейки на стёкла от любимого «Праворуба», теперь думаю на что их клеить!? (rofl)

      +1
      • 12 Августа 2011, 10:35 #

        Пешком -слишком жестко… Пока до суда дойдешь, он закончится ))) Но можно приклеить наклейку на стекло судье. :)

        +1
  • 09 Августа 2011, 18:44 #

    За ценой топлива не угнаться, я уже давно использую для заправки пропан-бутан, дешевле и цена более стабильна. Да и сеть заправок по стране (и соседним странам) поступательно растет. 

    Думаю, что не верно все сваливать на нефтяников, в большей степени виноваты власти.

    +2
    • 09 Августа 2011, 19:35 #


      Владислав Игоревич, а как же введение государством в 2009г. нового об ответственности – ведь до этого были смешные штрафы, т.е. привязанные к минимальному размеру труда (МРОТу), а не к обороту компании.

      На сегодня – до обвала котировок на нефть и понижения российской валюты – произошёл скачок цен на бензин. Вот так, за счёт нас «нефтяники» восстановят упущенные доходы.
      Да и находятся они в состоянии стагнации по нефтеперерабатывающему направлению – деньжата свои надо вкладывать, а «… не пускает».

      +4
      • 09 Августа 2011, 20:01 #

        Государство «показушничает перед народом», если бы правительство действительно заботила цена для потребителя — без всяких монопольных служб установило бы потолок. Кому стало бы не выгодно, отсеялись бы.

        Как говорят цены на заправках: «котировки нам не указ, у нас свои начальники».

        Ох уж мне эта вся российская рыночная экономика!

        +3
    • 12 Августа 2011, 10:33 #

      Сеть заправок на пропан-бутан уже не растёр как год или более того. Для примера, ОАО «Газэнергосеть» (дочерняя структура Газпрома) полностью отказалась от строительства новых АГЗС и гибридных АЗС-АГЗС. Действует только программа стротельства и расширения сети АЗС. В 2009-ом году ОАО «Газэнергосеть» скупила заправки АГЗС многих предприятий по России (например «Акойл») и в настоящее время эти АГЗС ликвидируются.

      +2
      • 16 Августа 2011, 01:58 #

        Еще 10 лет назад найти АГЗС между областными центрами было практически не возможно, приходилось четко планировать маршрут и пункты заправки. Сегодня совсем не затруднительно найти АГЗС не реже чем каждые 100 км практически в любом направлении. (правда это я про европейскую часть страны и ближнего зарубежья)

        +1
  • 09 Августа 2011, 19:40 #

    Вообще меня больше всего бесит разбазаривание ресурсов страны на тупые однодневные нужды олигархов. Эта воровская привычка жить одним днем еще не раз аукнется.

    +1
  • 10 Августа 2011, 01:39 #

    Как бы вы эти процессы не называли и о них не спорили, они одинаковы во всём мире будь то «монархи», «олигархи» или «патриархи нафта- или авто-лобби»,

    государство зарабатывает так:

    — на налоге с оборота в автоиндустрии,
    — на налоге с оборота нафто-добычи («up-stream»)
    — на налоге с оборота переработчика нафто-сыръя,
    — на налоге с владельца автотранспорта,
    — на налоге с реализации ГСМ («down-stream») (Тема этой статьи)
    — на налоге со страховой компании по обязательному страхованию ТС,
    — на регулировании и администрировании движения (штрафы на дорогах),
    — на регулировании и администрировании природоохранных мер (штрафы с компаний),
    … и т.д.

    в Германии и ЕС этот список состоит из 20 и более позиций!

    Может поэтому об автобанах и субсидиях для VW, BMW и со. заботятся лучше, чем о пенсионерах?
    Вы не знаете, что эти концерны получают миллиардную «помощь» из гос казны и налогов граждан? Так знайте:

    Народ обязан ездить, любить и молиться о своём транспортном средстве, так как это «икона» любого монополиста!

    +4
    • 10 Августа 2011, 15:06 #

      Автомобиль — не средство передвижения, а наркотик?(giggle)

      +2
      • 12 Августа 2011, 00:45 #

        Абсолютно верно, наркотик, которому всего 100 с лишним лет и который
        — употребляют уже с 3-5 лет дети (возя по полу кусок пластмаски громко произнося ж-ж-ж-ж-ж),
        — с 12-15 лет, когда в журналах и на экране видят неразрывное дуо: полуголую супермодель+последнюю модель «тачки»,
        — с 18-20 лет, при первой в жизни работе «подсобником» бегут в банк за кредитом на:… правильно, «тачку»,
        — далее уже все подсознательно «на игле», обсуждая за пивом или вином, у камина или в вонючем гараже:
        "… а вот если бы ещё немножко свободных денег..., "
        "… со следующей зарплаты обязательно нодо ...,"
        "… если жена не против, то..."

        — ведь это наше средство передвижения, для него ничто не роскошь просто… 8)

        +2
    • 10 Августа 2011, 05:56 #

      Вся забота государства, а точнее «правящей деградирующей элиты» сводится к тому, как фермер заботится о том, чтобы коровы в его стаде не пали раньше чем их отгонят на дойку или на забой.

      +2
    • 10 Августа 2011, 14:58 #

      Так и расходы государства надо учитывать! На переименование мусоров, на Сочинскую офигеннно нужную нам олимпиаду, на ЧМ по футболу (где страна и где футбол?), на создание северо-кавказской «Швейцарии», на закупку вундерваффе «Мистраль», на армейскую форму от Юдашкина, на поддержку жизни в трупе АвтоВАЗа, и т.д. Где ж им, бедненьким, на всю эту фигню наноинновацию денег найти?

      +5
    • 12 Августа 2011, 11:23 #

      Дополню картину маслом:
      ↓ Читать полностью ↓
      1) Процесс реализации нефтепродуков состоит из: Получения топлива на НПЗ, промежуточного хранения на НПЗ, передачи топлива в трубопроводный транспорт, промежуточного хранения на станциях трубопроводного транспорта (ЛПДС), реализации топлива в регионе, доставки топлива в нефтехранилища и нефтебазы, а так же слив-налив в ж/д транспорт, реализации топлива владельцам АЗС и реализации его потребителям. На каждом этапе этой цепочки форимируется своя наценка на услуги, учитывая, что промежуточные хранения до трубы и после трубы крайне малы, а нефтебазы по всей стране уничтожены — ясно, что, купив топливо на любом этапе (что и делают крупные трейдеры), Вы вынуждены срочно его продать, пока оно прёт по трубе и не ушло куда-то к чёртовой матери. К слову, в трубе идёт только 76-ой бензин и ДТ. Вопрос, откуда берётся 92-ой, 95-ый, 98-ой? А его получают путём добавления присадок, бодяжат в гаражах, на малых нефтебазах, самоварных НПЗ, прям на АЗС и ещё черт-те-где. Итог: Наценка формируется от рынка, но потом «повисает» во взаиморасчётах, так как получить от концевика (конечного получателя) оплату за топливо бывает невозможно, кидают сплошь и рядом, и это вызывает необходимость покрыть убытки, так как система «кидалова» заложена в самой транспортной структуре отрасли. При этом всё настолько устарело, что современного светлого топлива просто нет, есть только бодяга, и это позволяет возникать и жить подпольным самоварным НПЗ, у которых вспышка топлива доходит до -32 градусов по цельсию!
      Юридический аспект: Топливо прёт по трубе, а НПЗ, потом крупный трейдер, потом средний трейдер, потом концевик заключают договоры купли-продажи, а топливо не в наличии, оно течёт по трубе! Это не договор, это фикция, на самом деле имеет место уступка права требования получить топливо на конечном пункте выгрузки, который не известен, пока в цепочке купли-продаж не возникнет кноцевик, который выгрузит топливо из трубы на каком-то ЛПДС, то ли в Омске, то ли в Смоленске, фиг его знает кто это будет и где!? Потому при расследовании всегда можно вменить преступление на любом этапе этой цепочки. К слову, в стране действуют целые системы кидалова, которые меняют как перчатки организации концевиков, образуя всё новые и новые ООО «Рога и копыта», например, группа бывших офицеров внешней разведки, базирующаяся в Коврове и имеющая сеть по всей стране.
      2) В прошлом году «Роснефть» по правительственной программе отпускало нефтепродукты крестьянам по заниженным ценам. На фоне неурожая программа результата не дала, но вызвала интересный эффект. Концевики, которые работали на честном добром имени не один год и уже образовали межрегиональные связи просто разорились. Крестьяне тоже не дополучили нефтерподукты, так как процесс был забюрократизирован и требовал кучи бумаг. Теперь эти концевики стремятся выжить и вернуть себя на привычный и знакомый им, хотя и сложный рынок. Для сведения, прибыль концевика составляет 0,2-0,5% от объёма реализации, при этом 80% этой прибыли он отдаёт на уплату кредитных процентов, поскольку нужно переварить большой объём топлива, а без кредита это невозможно. Так живёт честный концевик, у него своя постоянная сеть потребителей и налаженные поставки от крупных и средних трейдеров. Работать ему приходится с колёс, промежуточных баз хранения практически нет. Но удорожаение штрафов на большегрузные автоперевозки, потом кризис, потом снижение цен на топливо через пресловутую программу с участием «Роснефти» привели к тому, что эти концевики не выжили. Выжили те, кто решил «надо кидать».
      3) В наше время и не требуется строительства крупного НПЗ, традиционная технология крекинга нефти сильно изменилась, например, отработаны схемы теплового баланса с возвратом тепла в систему, где энергопотребление снижено за счёт возврата тепла и оно используется вторично для крекинга. Усилено разделение фракций нефти за счёт использования ультразвука, теперь не нужны огромные ректификационные колонки. Есть и иные новшества, по сути это позволяет строить НПЗ, которые выдают высокооктановые бензины буквально на небольших территориях. Но процветают именно «самовары», причём подпольные, так как небольшому частнику войти в бизнес НПЗ невозможно, всё обложено разрешениями, инструкциями, акцизами и т.п. и т.д. Потому выгоднее подпольный «самовар», который выдаёт нефраз плюс бодягу для повышения октана, плюс взятка в лабораторию для получения удостоверения качества/сертификата. Модернизация и стрительство крупных НПЗ — прошлый век, а современным маломерным технологиям не пробится. Те же ВИК на самом деле почти на 100% принадлежат государству и забиты фактически чиновниками, которые частного интереса не имеют, но все поголовно сидят на откатах, при этом жрут солидные соцпакеты, их бесплатно обеспечивают иномарками, квартирами, турпоездками. Более того, фактичеки уже не нужны и сами НПЗ!!! Технология дошла до того, что уже есть программа создания предприятий на основе каталитического получения топлива, современные катализаторы на основе нанотехнологий способны прям из нефраза «высасывать» высокооктановый бензин. Есть разработки даже просто нанодобавок  в бензин, которые делают его высооктановым и качественным, то есть «бодяжить» можно теперь по ГОСТу и даже по более высоким требованиям качества. Казалось бы, есть трудности с производством нанокатализаторов и нанодобавок, но уже есть мощности, которые в промышленном объёме выпускают их, например в моём родном регионе построены и запущены такие мощности. Вопрос только кому это надо.

      Наверняка вбухают деньги в перестройку НПЗ, только как будут доставлять топливо, трубы то всего две, одна для 76-го, другая для дизтоплива, и другое топливо туда влить невозможно!? И такая сеть раскидана по всей стране...

      +4

    Да 10 10

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

    Рейтинг публикации: «Цена бензина или автомобиль – не средство передвижения, а роскошь» 2 звезд из 5 на основе 10 оценок.
    Адвокат Морохин Иван Николаевич
    Кемерово, Россия
    +7 (923) 538-8302
    Персональная консультация
    Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
    Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
    https://morokhin.pravorub.ru/

    Похожие публикации