Эксперты выделяют несколько причин роста цен на топливо:
· рост мировых цен на нефть;
· снижение экспортных пошлин на нефтепродукты;
· высокие налоги, которые составляют, по разным оценкам, от 44 % до 60 % от стоимости бензина;
· высокие темпы роста автопарка (спрос);
· недостаточное количество современных НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов) и большие расходы на модернизацию НПЗ построенных в советское время;
· неравномерность распределения нефтеперерабатывающих заводов по территории России, приводящая к росту транспортных издержек при перевозке бензина.
Так заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин заявил 3 августа на пресс-конференции в РБК, что цены на бензин будут расти. «Однако это процесс естественный», считает зам.руководителя ФАС, к тому же ожидать резких скачков не стоит: «Совокупность механизмов позволяет нам рассчитывать, что цены могут находиться в пределах уровня инфляции». То есть, зам.главы ФАС считает, что темпы роста цен на бензин до конца года будут соответствовать росту инфляции, примерно 5%.
Однако, как говорят цифры, опубликованные Росстатом, тарифы на нефтепродукты вдвое опережают общие показатели роста потребительских цен. Значит «картина маслом» – государственные меры против топливных монополий оказываются малоэффективными.
Разумеется А.Голомолзин, не оставил без внимания многочисленные факты нарушения законодательства со стороны нефтяников. Так по данным ФАС, с конца декабря прошлого года по первую половину этого года было возбуждено 72 дела о нарушениях антимонопольного законодательства. «Речь идет о разных типах нарушений, в частности, о злоупотреблении доминирующим положением на рынке, в ряде случаев речь идет о картельных сговорах. В субъектах Федерации примерно одна треть нарушений, которые нами рассматриваются, касаются картельных сговоров, две трети касаются злоупотреблений доминирующим положением на рынке», – отметил заместитель руководителя антимонопольного ведомства А.Голомолзин.
При этом, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев ранее подчёркивал, что доказать сговор сегодня крайне сложно. В росте цен на нефть ФАС обвиняет вертикально-интегрированные корпорации (ВИНК), которые в настоящее время (по разным данным) контролируют от 35 до 80 процентов бензинового рынка России.
ВИНК — компания, которая своей структурой охватывает все этапы реализации бензина, от добычи нефти до розничной продажи бензина на собственных автозаправках. Крупнейшие нефтяные ВИНК России — «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Газпромнефть».
Но следует отметить, что глава ФАС И.Артемьев предложил запретить нефтяной компании покупку земли под новые автозаправки, если её доля уже превысила треть от общего числа всех автозаправок города или региона. Также ФАС внесла в апреле 2010 года в Совет Федерации РФ предложение запретить одной и той же компании заниматься и производством бензина, и его розничной продажей (но «воз и ныне там»).
Стало известно, что накануне пресс-конференции свою вину в завышении цен уже признали компании «Лукойл» и «Газпромнефть». Нефтяники обещают устранить нарушения без чьей-либо посторонней помощи – в том числе и со стороны антимонопольщиков. Характерно, что другие нарушители в лице «Роснефти», которым предъявлено аналогичное обвинение, что-либо делать по собственной воле не спешат. Вполне возможно, что нефтяников ждет новая волна штрафов. Согласно закону к нарушителям может быть применена санкция в диапазоне от 1 до 15% от годовой выручки на соответствующем товарном рынке.
Однако им не привыкать и, похоже на фоне сверхприбылей,штрафные санкции руководство нефтяных гигантов совершенно не пугают.
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства:
ст. 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»,
ст. 14.31.1 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов»,
ст.14.32 КоАП РФ «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий»,
ст.14.33 КоАП РФ «Недобросовестная конкуренция»,
ст. 4.5 КоАП РФ «Давность привлечения к административной ответственности»
ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»
Так же А. Голомолзин считает, что дефицит бензина стране в ближайшее время не грозит. «Бензина хватит не только на осень, но и на всю обозримую перспективу»,– утверждает замглавы ФАС. Однако, половина всех нефтепродуктов направляется на экспорт. Это в среднем 80–85% всего произведенного мазута и 65% дизельного топлива.
Не удалось ФАС добиться и полного выполнения обязательств по недавнему соглашению с двенадцати крупнейшими нефтяными компаниями. Компании «Роснефть», «Лукойл», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «Славнефть», «Башнефть», «Татнефть», «Альянс», «Русснефть», «Газпром» и Новошахтинский НПЗ должны провести модернизацию своих нефтеперерабатывающих мощностей для стабилизации ситуации с топливом и исключить вероятность повторения весеннего бензинового дефицита. За предыдущие два года обещания нефтяных гигантов по модернизации были выполнены лишь наполовину, да и сейчас они не торопятся с проведением работ (ведь легче по-быстрому не напрягаясь продать «сырое» сырьё). Однако за нарушение соглашения с ФАС компаниям грозят административные штрафы. «Мы не исключаем и такую меру, как изъятие необоснованно полученного дохода», – предупредил А.Голомолзин.
Проблемы с нефтепереработкой действительно требуют решительных мер. Несмотря на общий призыв к модернизации производства, глубина (чистота) переработки черного золота в России не растет, а падает, за рубеж экспортируется дешевое сырье, а не нефтепродукты. Глубина (чистота) переработки сейчас составляет около 70%, это один из самых низких показателей в мире, где нормой считается 80–90%.
Правительство обсуждает меры по стимулированию развития нефтепереработки, в частности, изменения пошлин на светлые и темные нефтепродукты. Чем ниже уровень переработки, тем выше станут пошлины. Пошлины на мазут будут установлены вровень с пошлинами на нефть.
Отвечая на вопрос о справедливой цене на бензин, А.Голомолзин на пресс-конференции отметил: «К сожалению, количественного значения назвать нельзя, потому что уровень цен зависит от совокупности постоянно меняющихся факторов». В частности, речь идет о динамике цен на внешнем рынке — о повышении мировой цены на нефть.
При этом следует отметить: ещё в июне, ФАС требовал, что в результате падения цен на мировом рынке и изменения ставок ввозных пошлин — цены на внутреннем рынке должны измениться до экономически эффективного уровня. Тогда большинство нефтяных компаний сослались на временной лаг между снижением net-back на нефтепродукты и ценами внутреннего рынка (порядка 2-3 недель).
Впрочем, после окрика со стороны ФАС повального снижения цен в рознице так и не началось. Постояв на месте первые 2 недели июля, они вновь медленно поползли вверх. В итоге прирост потребительских цен на бензин составил с начала года (по состоянию на 1 августа) уже 11,2% против 10,6% на середину года.
Подозрение в том, что нефтяные компании из-за падения мировых цен на нефть и высоких гос.акцизов за повышением цены на бензин стараются сохранить доходы за счёт внутреннего потребителя.
Что любопытно: некоторые представители нефтяной отрасли ранее дали намного более ясный ответ. Так о проблемах на топливном рынке и искусственном завышении цен говорил недавно в открытом письме, которое было опубликовано в «Российской газете» 12 июля 2011г. глава Союза нефтепромышленников, заместитель председателя комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Геннадий Шмаль.
«Когда нам говорят, что наш бензин дешевле, чем в Европе, это не повод для того, чтобы завышать цену. Да, бензин у нас дешевле, чем в Европе, но если сравнивать с США, Венесуэлой, Кувейтом, Ираном, то бензин у нас намного дороже. Большинство европейских стран не имеют своей нефти, к тому же там дорожный налог входит в состав цены на бензин. Я считаю, что справедливая цена на бензин у нас могла бы быть примерно 15 рублей. Ведь заводская цена – 10 рублей. А мы сегодня продаем литр 95-го за 30 рублей», – заявил он.
Резюмируя, в итоге так:
Россия — один из крупнейших мировых экспортеров нефти. Но вот парадокс — цены на бензин в нашей стране равны, а подчас и выше цен на бензин в странах, в которые мы российскую нефть экспортируем! Как же так получается?
Налогов много — толку мало
По данным Российского топливного союза, цена бензина на российских АЗС имеет много составляющих: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 17 %, акцизы — 13 %, налог на прибыль — 7 %, затраты на добычу и приобретение нефти — 15 %, транспортировка — 3 %, коммерческие расходы — 10 %. Кроме того, в цену бензина закладывают расходы на сервис и транспорт, а также тарифы естественных монополий. В целом получается больше 70 %, и это обстоятельство говорит о том, что именно государство является виновником высоких цен на бензин, установив высокие налоги и акцизы.
От сверхприбылей добровольно не отказываются
Однако государство отбирает у нефтяных монополий далеко не все — на самом деле, даже при таких высоких налогах, цена бензина в России могла бы быть намного ниже. Судите сами: себестоимость добычи нефти в России составляет, по данным Российского топливного союза, от 6 до 12 долларов за баррель (159 литров). А на мировом рынке средняя стоимость нефти российской марки Urals в январе-июле 2011 года составила 109,17 доллара. Получается, что российские нефтяные компании имеют невероятную рентабельность — почти от 500 до 1000 %! С такой рентабельностью нефтяники могли бы продавать бензин внутри страны во много раз дешевле, чем сейчас. Так, к примеру, поступают в Саудовской Аравии или Кувейте — там бензин стоит 20 американских центов за литр, т. е. меньше 6 рублей по нынешнему курсу.
Низкие цены на бензин тормозят инфляцию, способствуют развитию промышленности и вообще очень благоприятно воздействуют на всю экономику страны в целом.
Впрочем, добровольно отказываться от дополнительных доходов нефтяные монополии не будут — в тех же арабских странах размер максимальной цены на бензин жестко регулирует государство.
Как избавиться от ВТО
Всемирный торговый союз запрещает протекционизм, в том числе и нерыночные механизмы ценообразования. Так, низкие внутренние цены на газ в России давно являются раздражителем для чиновников ВТО — они считают, что такое естественное преимущество, как запасы газа, является «нечестным козырем» в международной конкурентной борьбе, и обязали Россию в перспективе поднять внутренние цены на газ после вступления в ВТО. Если наше правительство вдруг смилостивится над автомобилистами и обяжет нефтяные монополии снизить цены на бензин на внутреннем рынке, в ВТО мы не вступим никогда, но, может, это и к лучшему.
Рыночные механизмы не работают
На самом деле причин для высоких цен на бензин еще больше, например, на отечественных нефте перегонных заводах из одной тонны нефти получают в четыре раза меньше бензина, чем на более современных за рубежом. Кроме того, наши нефтяные монополисты неохотно вкладывают деньги в развитие современной инфраструктуры этого бизнеса, в геологоразведку и другие стратегические направления нефтяной индустрии, без развития которых отрасль обречена на стагнацию.
Еще один фактор — отсутствие или низкий уровень конкуренции среди нефтяников. Обратите внимание: рост мировых цен на нефть всегда приводит к росту цен на бензин, но когда нефть на мировом рынке вдруг дешевеет, цена на бензин падает всюду, кроме России. При этом доллар, в котором измеряются цены, по отношению к рублю падает уже два года подряд, но на цене на бензин внутри страны этот эффект не сказывается. Если бы в нефтяном российском бизнесе работали рыночные механизмы, такого абсурда мы бы не наблюдали.
Цены как в Америке, доходы — в 10 раз меньше
Вопрос о парадоксально высоких ценах на бензин был задан президенту России Владимиру Путину во время очередного телемоста. Президент ответил, что интеграция российской экономики в международную автоматически выравнивает цены на все, в том числе и на бензин. Впрочем, глава государства тут же подчеркнул, что правительство продолжит административное регулирование нефтяного рынка, с тем чтобы не допустить излишнего роста цен.
Хотя, куда уж выше — в Москве и Петербурге бензин стоит сейчас почти столько же, сколько в США. А вот доходы покупателей этого бензина в России и в Америке отличаются в десять раз.
Что ж, закон жизни: неудачник плачет. Похоже, нам с нефтяниками не повезло. Остается завидовать Кувейту.
При подготовке статьи использованы аналитические материалы: РБК, ТПП-Информ,Российская газета, АиФ Петербург