В юридической науке существует точка зрения, что признание в ч.1 ст. 20 Конституции РФ права на жизнь логически означает и признание его права на смерть. «Очевидно, раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других» (исключение — смертная казнь).
Иными словами, человек имеет право как на достойную жизнь, так и на достойный уход из нее. И никто не вправе препятствовать, в том числе и государство, которое является гарантом в реализации прав и свобод человека, в осуществлении права на смерть. В противном случае ограничивается свобода человека, а право на жизнь превращается в, своего рода, обязанность жить, а если учесть тот факт, что у неизлечимо больных выбор, как правило, не между жизнью и смертью, а между легкой смертью и мучительной, то в обязанность страдать и умирать медленно.
Но, не смотря на все доводы сторонников эвтаназии и обоснование «права на смерть», Закон, разрешающий применение эвтаназии, до сих пор не принят, а значит, эвтаназия – преступление, за которое должно быть справедливое уголовное наказание. Именно поэтому, на мой взгляд, следует усовершенствовать уголовное законодательство по данному вопросу.
В России не единичны случаи так называемой «бытовой эвтаназии», когда онкологические и неизлечимо больные из-за ужасных болей просят родственников лишить их жизни.
По действующему Уголовному законодательству России эвтаназию следует квалифицировать как убийство — умышленное причинение смерти другому человеку. В качестве обстоятельства, смягчающего наказание (п. «д» ч. 1 ст. 61 УК РФ), может быть учтен мотив сострадания.
Но, я считаю, не следует отождествлять убийство, предусмотренное ст. 105 УК РФ и акт эвтаназии в противном случае происходит нарушение принципа справедливости, который предусматривает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Эвтаназия – это удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами. То есть речь идет о заведомо неизлечимо больных людях, испытывающих моральные и физические страдания.
Поэтому необходимо выделить акт эвтаназии в самостоятельный состав менее опасного вида убийства со смягчающими обстоятельствами и дополнить УК РФ специальной статьей, как это сделано с убийством в состоянии аффекта, убийством матерью новорожденного ребенка и другими. Такая статья будет способствовать индивидуализации уголовной ответственности, справедливому наказанию за преступление.
Я считаю целесообразно ввести в УК РФ статью 106.1 «Применение эвтаназии»:
1.Умышленное лишение жизни безнадежно больного человека по его просьбе, а равно умышленное лишение жизни безнадежно больного человека, неспособного самостоятельно принимать решения либо находящегося в состоянии комы, по просьбе родственников, осуществляемое мед работником или иным лицом, -наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.
2. Умышленное лишение жизни безнадежно больного человека посредством прекращения оказания медицинской помощи, направленной на продление жизни больного, –лишением свободы на срок до 6 лет.
3. Применение эвтаназии помимо воли неизлечимо больного, — лишением свободы на срок до 7 лет.
Объектом посягательства в данном преступлении является жизнь неизлечимо больного человека. Последствия данного посягательства носят необратимый характер, так как неизлечимо больной человек перестает существовать. Необходимо, чтобы лицо было неизлечимо больным: невозможно облегчить страдания известными способами, наука и медицина не изобрели средств для лечения данного заболевания и, как следствие, нельзя спасти жизнь. Если же лицо находится в состоянии комы, либо ином состоянии, когда оно не способно принимать решение об эвтаназии, либо выражать свою волю, то его родственники обладают правом решения данного вопроса.
Объективная сторона преступления выражается, как правило, в форме действия. Однако лишение жизни неизлечимо больного возможно и с помощью бездействия, а именно путем не оказания медицинской помощи, направленной на продление жизни больного, следствием чего стала смерть больного. Данный состав является материальным, следовательно, обязательным признаком оконченного преступления будет смерть неизлечимо больного. Необходимо установление причинно-следственной связи, а именно, причинение смерти — необходимое последствие эвтаназии. Акт эвтаназии может быть совершен как в медицинском учреждении, так и в месте проживания потерпевшего. Средства и орудия в данном преступлении могут быть разнообразны: смертельная доза анальгетиков и токсичных препаратов, большая доза лекарств, приводящая к смерти, колюще-режущие предметы, веревка и пр.
Субъектом выступает лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве специального субъекта следует выделить медицинского работника.
Субъективная сторона характеризуется наличием у медработника или иного лица прямого умысла, направленного на лишение жизни неизлечимо больного. Однако в отличие от убийства, предусмотренного ст. 105-108 УК РФ, субъективная сторона выражается только в прямом умысле, т.е. когда содеянное свидетельствует о том, что виновный осознавал общественную опасность своих действий (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления смерти другого человека и желал ее наступления.
Совершение эвтаназии с косвенным умыслом, т.е. когда при совершении преступления виновный предвидит возможность того, что его действия причинят смерть другому человеку, и сознательно допускает ее наступление или безразлично к этому относится, невозможно. Поскольку действия при эвтаназии направлены именно на причинение смерти, основной целью этого деяния является ее наступление.
Мотив и цель выступают обязательными признаками субъективной стороны и оказывают решающее значение на квалификацию содеянного. Как правило, мотивом является чувство сострадания к неизлечимо больному, жалость, постоянные просьбы больного о совершении эвтаназии в отношении него, понимание родственников о невозможности всеми законными способами облегчить муки и страдание потерпевшего. А вот корыстный мотив исключает применение статьи, предусматривающей наказание за акт эвтаназии. Цель- прекратить страдания неизлечимо больного человека.
Право выбора,- вот чего лишены люди, вынужденные совершать эвтаназию из чувства сострадания, так как они не видят иного выхода.
Поэтому наказание за применение эвтаназии должно соответствовать содеянному. А такого соответствия можно добиться лишь выделив применение эвтаназии в отдельную статью, как отдельный состав преступления против жизни.