Праворуб
Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео
На сегодняшний день в России, как и во всем мире остро стоит вопрос о проблеме легализации эвтаназии. Право на жизнь, провозглашенное Конституцией РФ, — самое важное из всех основных прав человека, так как именно оно является первоосновой всех других прав и свобод.

В юридической науке существует точка зрения, что признание в ч.1 ст. 20 Конституции РФ права на жизнь логически означает и признание его права на смерть. «Очевидно, раз право на жизнь относится к числу  личных  прав  человека, его  реализация  осуществляется  им  индивидуально  и самостоятельно, независимо от воли других» (исключение — смертная казнь).

Иными словами, человек имеет право как на достойную жизнь, так и на достойный уход из нее. И никто не вправе препятствовать,  в том числе и государство, которое является гарантом в реализации прав и свобод человека,  в осуществлении права на смерть. В противном случае ограничивается свобода человека, а право на жизнь превращается в, своего рода, обязанность жить, а если учесть тот факт, что у неизлечимо больных выбор, как правило, не между жизнью и смертью, а между легкой смертью и мучительной, то в обязанность страдать и умирать медленно.

Но, не смотря на все доводы сторонников эвтаназии и обоснование «права на смерть», Закон, разрешающий применение эвтаназии, до сих пор не принят, а значит, эвтаназия – преступление, за которое должно быть справедливое уголовное наказание. Именно поэтому, на мой взгляд, следует усовершенствовать уголовное законодательство по данному вопросу.

В России не единичны случаи так называемой «бытовой эвтаназии», когда онкологические и неизлечимо  больные из-за ужасных болей просят родственников лишить их жизни.

 По действующему Уголовному законодательству России эвтаназию следует квалифицировать как убийство — умышленное причинение смерти другому человеку. В качестве обстоятельства, смягчающего наказание (п. «д» ч. 1 ст. 61 УК РФ), может быть учтен мотив сострадания.

Но, я считаю, не следует отождествлять убийство, предусмотренное ст. 105 УК РФ и акт эвтаназии в противном случае происходит нарушение принципа справедливости, который предусматривает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление,  должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Эвтаназия – это удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами. То есть речь идет о заведомо неизлечимо больных людях, испытывающих моральные и физические страдания.

Поэтому необходимо выделить акт эвтаназии в самостоятельный состав менее опасного вида убийства со смягчающими обстоятельствами  и дополнить УК РФ специальной статьей, как это сделано с убийством в состоянии аффекта, убийством матерью новорожденного ребенка и другими. Такая статья будет способствовать индивидуализации уголовной ответственности, справедливому наказанию за преступление.

Я считаю целесообразно ввести в УК РФ статью 106.1 «Применение эвтаназии»:
 1.Умышленное лишение жизни безнадежно больного человека по его просьбе, а равно умышленное лишение жизни безнадежно больного человека, неспособного самостоятельно принимать решения либо находящегося в состоянии комы, по просьбе родственников, осуществляемое мед работником или иным лицом, -наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.
 2. Умышленное лишение жизни безнадежно больного человека посредством прекращения оказания медицинской помощи, направленной на продление жизни больного, –лишением свободы на срок до 6 лет.
 3. Применение эвтаназии помимо воли неизлечимо больного, — лишением свободы на срок до 7 лет.

Объектом посягательства в данном преступлении является жизнь неизлечимо больного человека. Последствия данного посягательства носят необратимый характер, так как неизлечимо больной человек перестает существовать. Необходимо, чтобы лицо было неизлечимо больным: невозможно облегчить страдания известными способами, наука и медицина не изобрели средств для лечения данного заболевания и, как следствие, нельзя спасти жизнь. Если же лицо находится в состоянии комы, либо ином состоянии, когда оно не способно принимать решение об эвтаназии, либо выражать свою волю, то его родственники обладают правом решения данного вопроса.

Объективная сторона преступления выражается, как правило, в форме действия. Однако лишение жизни неизлечимо больного возможно и с помощью бездействия, а именно путем не оказания медицинской помощи, направленной на продление жизни больного, следствием чего стала смерть больного. Данный состав является материальным, следовательно, обязательным признаком оконченного преступления будет смерть неизлечимо больного. Необходимо установление причинно-следственной связи, а именно,  причинение смерти — необходимое последствие эвтаназии. Акт эвтаназии может быть совершен как в медицинском учреждении, так и в месте проживания потерпевшего. Средства и орудия в данном преступлении могут быть разнообразны: смертельная доза анальгетиков и токсичных препаратов, большая доза лекарств, приводящая к смерти, колюще-режущие предметы, веревка и пр.

Субъектом выступает лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве специального субъекта следует выделить медицинского работника.

Субъективная сторона характеризуется наличием у медработника или иного лица прямого умысла,  направленного на лишение жизни неизлечимо больного. Однако в отличие от убийства, предусмотренного ст. 105-108 УК РФ, субъективная сторона выражается только в прямом умысле, т.е. когда содеянное свидетельствует о том, что виновный осознавал общественную опасность своих действий (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления смерти другого человека и желал ее наступления.

Совершение эвтаназии с косвенным умыслом, т.е. когда при совершении преступления виновный предвидит возможность того, что его действия причинят смерть другому человеку, и сознательно допускает ее наступление или безразлично к этому относится, невозможно. Поскольку действия при эвтаназии направлены именно на причинение смерти, основной целью этого деяния является ее наступление.

Мотив и цель выступают обязательными признаками субъективной стороны и оказывают решающее значение на квалификацию содеянного. Как правило, мотивом является чувство сострадания к неизлечимо больному, жалость, постоянные просьбы больного о совершении эвтаназии в отношении него, понимание родственников о невозможности всеми законными способами облегчить муки и страдание потерпевшего. А вот корыстный мотив исключает применение статьи, предусматривающей наказание за акт эвтаназии. Цель- прекратить страдания неизлечимо больного человека.

Право выбора,- вот чего лишены люди, вынужденные совершать эвтаназию из чувства сострадания, так как они не видят иного выхода.

Поэтому наказание за применение эвтаназии должно  соответствовать содеянному. А такого соответствия можно добиться лишь выделив применение эвтаназии в отдельную статью, как отдельный состав преступления против жизни.

 
08.11.2011
23
28
5
Автор публикации
Студент
Россия, Саратовская область, Саратов

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (28)

        В Конституции не раскрыто права на КАКУЮ ЖИЗНЬ! Поэтому надо очень осторожно оперировать и этим правом… и не злоупотреблять им, тем более не превращать его в ....

        +2
        08 Ноября 2011, 19:06 #

        Я согласна, что осторожность нужна!  но, например, физически здоровый человек, чисто теоретически, в любой момент может посредством суицида свести счеты с жизнью — значит есть у него право на распоряжение жизнью, т.е. право умереть.
        А если же человек прикован к кровати, если он испытывает адскую боль и НИКТО не может помочь уменьшить её. И он хочет умереть, но не может сам прекратить страдания… Получается ограничение в праве..

        +1
        Свернуть ветку
          08 Ноября 2011, 19:25 #

          Даже не знаю, что и думать…
          Может быть это и гуманно, но как-то не по людски… не по христиански… ;(

          +3
          Свернуть ветку
            08 Ноября 2011, 19:36 #

            Пусть это останется на совести тех, кто совершает данное деяние. Мне кажется осуждать этих людей нельзя. Возможно боль и страдания близких были настолько сильными, что действительно, гуманнее прекратить их. Но ответственность уголовная необходима. Причем именно статья. Не справедливо как-то наказывать по ст 105. Это клеймо на всю оставшуюся жизнь.

            +1
          08 Ноября 2011, 19:45 #

          Желание убить мучающегося родственника — это, конечно же, выход из многих сложностей, которые он вносит в чью-то жизнь. И очень красиво можно оправдать это тем, что он сам, мол, страдает.
          Но откуда мы знаем, зачем ему даны такие муки? И за что дан такой опыт родственникам, врачам и всем, кто с ним рядом? Полностью согласна с автором: эвтаназия — это преступление.

          +3
          08 Ноября 2011, 19:48 #

          Я бы тогда добавил еще аналогичные наказания за аборты, за продукты и лекарства, которые у нас продаются, за информацию, которую показывают по телевизору. Ну… вполне логично ведь?

          +1
          08 Ноября 2011, 19:54 #

          3. Применение эвтаназии помимо воли неизлечимо больного, — лишением свободы на срок до 7 лет.Не мягко ли?
          Это умышленное убийство человека, находящегося в заведомо беспомощном состоянии.

          +1
          Свернуть ветку
            08 Ноября 2011, 20:14 #

            Возможно, Вы правы — мягко! Но все-таки квалифицировать по п. «в» ч.1 ст.105 и давать от 8 до 20 лет, на мой взгляд не справедливо. Следовало бы учесть, что потерпевший НЕИЗЛЕЧИМО болен, испытывает физическую боль и пусть преступное, но благое намерение прекратить страдания должно смегчать наказание. Спасибо за Ваш вопрос, есть над чем подумать, и внести позже исправления в статью:)

            +2
            Свернуть ветку
              08 Ноября 2011, 21:05 #

              Вы знаете, современный уровень развития медицины и обезболивающие препараты позволяет умирающему не испытывать физическую боль.
              Другое дело, наши врачи их «стесняются» выписывать. Но это отдельный вопрос.
              Кто знает, что переживает в это время человек, какой духовный путь проходит он и его близкие.
              Это преступление так же чудовищно, как убийство ребенка.

              +2
              Свернуть ветку
                08 Ноября 2011, 21:48 #

                развитие медицины это замечательно, проблема в том, что как правило, чтобы не чувствовать боль нужны дорогостоящие препараты, а не у всех на них хватает денег… Я вообще считаю, что будушее за хосписами! Но в России их нехватка вот и совершают люди преступление…

                +2
                Свернуть ветку
                  08 Ноября 2011, 22:10 #

                  А Вы бы отдали свою маму умирать в хоспис?

                  +3
                  Свернуть ветку
                    08 Ноября 2011, 22:18 #

                    Я-нет! Но многие из тех, с кем общалась на эту тему не только бы отдали родных (по их просьбе) но и сами хотели бы там умереть. Просто легко рассуждать когда это не касается тебя, твоих близких. А как коснется, то может мнение и изменится.

                    Я не за эвтаназию в России, я просто считаю что нужна статья в УК, специальная, касающаяся ответственности за эвтаназию!
                    Я не говорю легализовать её, а вот наказывать несомненно нужно!

                    +3
          08 Ноября 2011, 20:45 #

          А я вот заведомо смертельную дозу героина разрешил бы дома хранить каждому гражданину на случай самоэвтаназии. Поставили вам диагноз смертельный, например, а у тебя уже есть «золотой чек» и ты на небесах. Короткоствол для этих целей тоже удобен, а то с ружьем можно так намучиться… «А то получается ограничение в праве..»

          +4
          Свернуть ветку
              10 Ноября 2011, 10:02 #

              Тут два варианта развития событий: или полицаи моментально подняли бы показатели раскрываемости по ст. 228 УК РФ до заоблачных высот или все нарки «отмазывались» бы от суда стандартными показаниями «чисто для себя, на крайний случай самоэвтаназии». :)

              +2

            Фактически вы предлагаете, что бы ч. 2 ст. 39 УК РФ утратила свою силу, в тех случаях когда речь идет о причинении смерти или лишении жизни, как вы предложили это именовать!

            Теперь давай те задумаемся о том, что в случае введения предложенной вами ст. 106.1 УК РФ, возникнет некая неопределенность для потенциального субъекта в силу дилеммы со статьями 124 и 125 УК РФ. Ведь всегда проще бездействовать и получить меньше, чем действовать и получить предложенный вами срок.

            ИМХО, рано нам еще думать о том, в чем мы ничего не понимаем (имею в виду жизнь и смерть).

            +3
            09 Ноября 2011, 07:33 #

            Я полагаю, что нашим законодателям еще очень далеко до определений и юридических формулировок деяний связанных с эвтаназией.
            И вот почему.
            Понимание эвтаназии тесно связано с фактом моральных и физических страданий человека.
            А что законодатель может что-то вразумительное сказать по этому поводу: ничего, ни четких критериев, ни размеров, ни даже самого факта!?
            За исключением одного момента: факт моральных и физических страданий должен доказываться непосредственно самим лицом непосредственно в судебном заседании и с помощью доказательств.
            И как же тогда быть с правовыми дефинициями в области эвтаназии?
            Вывод: не разобравшись в малом, не стоит замахиваться на определение критериев основополагающего человеческого права — права на жизнь.
            P.S. рано нам еще думать о том, в чем мы ничего не понимаемДанное мнение Алексея Анатольевича поддерживаю целиком и полностью!

            +3
            09 Ноября 2011, 09:00 #

            мотивом является чувство сострадания к неизлечимо больному, жалостьСтрашно всё это...
            Есть-ли в наше время истинные критерии неизлечимости? 
            А случаи, когда у родственников не хватает денег на лечение и облегчение страданий больного, вообще ужас (headbang) 
            рано нам еще думать о том, в чем мы ничего не понимаем

            +2
            09 Ноября 2011, 11:38 #

            Очень важно, что бы эта статья не явилась лазейкой для снижения ответственности за квалифицированое убийство п.в, ч.2 ст.105 УК, прикрываясь нормой об эвтаназии, которая фактически объявляет данный вид состава привелигированным.

            +2

            Каждый сам вправе решать, как распорядиться своей жизнью, особенно находясь в сложной непоправимой жизненной ситуации. Механизм реализации права на эвтаназию должен быть урегулирован на законодательном уровне. Лично у меня не вызывает сомнения, что данное нововведение обязательно породит новые уголовно наказуемые деяния (например, родственники через знакомого «эвтаназатора» усыпили бабушку или бича соседа с целью завладения квартиры и т.д.). Но это уже вопрос не целесообразности легализации эвтаназии, а вопрос зрелости общества.

            +1
            10 Ноября 2011, 10:13 #

            Акт эвтаназии может быть совершен как в медицинском учреждении, так и в месте проживания потерпевшего. Средства и орудия в данном преступлении могут быть разнообразны: смертельная доза анальгетиков и токсичных препаратов, большая доза лекарств, приводящая к смерти, колюще-режущие предметы, веревка и пр.Поддерживаю. Для удешевления процесса можно применять к небольшим группам лиц, подлежащих эвтаназии, специально оборудованные автомобили с герметичным кузовом (газваген), а к большим группам — специальные камеры, закамуфлированные под душевые, куда подается Циклон Б.

            Для того, что бы лица, подлежащие эвтаназии, не разбегались, следует создать специальные охранные части из числа сознательных физически крепких медработников. Эмблемой избрать начальные буквы от словосочетания Специальная Скорая.
            Не следует заморачиваться с медицинским и юридическим определением «неизлечимо больного». Определять, кто «неизлечимо болен» будет сам рейхс главный санитарный врач.

            Списки неизлечимо больных следует подавать по упорядоченному стандарту:
            1. Неизлечимо больные физически
            2. Неизлечимо больные психически
            3. Неизлечимо больные расово и социально.

            Главное, что бы главный санитарный врач не мог находиться у власти более двух шестилетних сроков подряд.

            P.S. Эвтаназия высших государственных неизлечимо больных производится публично, путем отсечения неизлечимо больной головы.

            +5

        Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

        Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

        Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

        Статьи
        Уголовная ответственность за уклонение от мобилизации?
        Адвокат
        Филиппов Сергей Валерьевич
        06 Августа 2023, 19:59
        Статьи
        Уголовная ответственность за несвоевременную выплату заработной платы
        Адвокат
        aakupriyanov
        22 Апреля 2010, 04:17
        Статьи
        Уголовная ответственность за приобретение или сбыт государственных наград РФ, РФСФР, СССР
        Юрист
        user43820
        27 Апреля 2018, 14:53
        Вопросы и ответы онлайн (архив)
        Грозит ли мне уголовная ответственность за ДТП?
        Энтузиаст
        anonym
        27 Октября 2003, 08:27
        Вопросы и ответы онлайн (архив)
        Какова уголовная ответственность за смерть наркомана?
        Энтузиаст
        anonym
        18 Ноября 2004, 06:58
        Вопросы и ответы онлайн (архив)
        Уголовная ответственность за покупку водительского удостоверения
        user926954
        01 Сентября 2020, 18:46
        Статьи
        Уголовная ответственность за разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище (ч.3 ст.162 УК ...
        Адвокат
        Петров Игорь Иванович
        27 Августа 2022, 19:29
        Песочница
        Уголовная ответственность за кражу в магазине
        Адвокат
        sovetnikmsk
        17 Января 2013, 21:46
        Личные блоги
        Уголовная ответственность за незаконное пересечение границы и преступления, связанные с незаконной миграцией: ...
        Юрист
        user68175
        27 Июля 2020, 11:55
        Судебная практика
        Уголовная ответственность за неуплату алиментов (ст. 157 УК РФ)
        Юрист
        Ларин Олег Юрьевич
        23 Января 2021, 20:43
        Статьи
        Уголовная ответственность за уклонение от мобилизации?
        Адвокат
        Филиппов Сергей Валерьевич
        06 Августа 2023, 19:59
        Статьи
        Уголовная ответственность за несвоевременную выплату заработной платы
        Адвокат
        aakupriyanov
        22 Апреля 2010, 04:17
        Статьи
        Уголовная ответственность за приобретение или сбыт государственных наград РФ, РФСФР, СССР
        Юрист
        user43820
        27 Апреля 2018, 14:53
        Вопросы и ответы онлайн (архив)
        Грозит ли мне уголовная ответственность за ДТП?
        Энтузиаст
        anonym
        27 Октября 2003, 08:27
        Вопросы и ответы онлайн (архив)
        Какова уголовная ответственность за смерть наркомана?
        Энтузиаст
        anonym
        18 Ноября 2004, 06:58
        Вопросы и ответы онлайн (архив)
        Уголовная ответственность за покупку водительского удостоверения
        user926954
        01 Сентября 2020, 18:46
        Статьи
        Уголовная ответственность за разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище (ч.3 ст.162 УК ...
        Адвокат
        Петров Игорь Иванович
        27 Августа 2022, 19:29
        Песочница
        Уголовная ответственность за кражу в магазине
        Адвокат
        sovetnikmsk
        17 Января 2013, 21:46
        Личные блоги
        Уголовная ответственность за незаконное пересечение границы и преступления, связанные с незаконной миграцией: ...
        Юрист
        user68175
        27 Июля 2020, 11:55
        Судебная практика
        Уголовная ответственность за неуплату алиментов (ст. 157 УК РФ)
        Юрист
        Ларин Олег Юрьевич
        23 Января 2021, 20:43
        Ваши персональные заметки к публикации
        Видны только вам
        Рейтинг публикации: «Уголовная ответственность за применение эвтаназии» 1 звезд из 5 на основе 5 оценок.
        ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
        Защита директоров и собственников. Субсидиарка. Банкротство. Налоги. КИИ. 17+ лет опыта, 250+ кейсов на портале. Сопровождение и защита бизнеса. В том числе онлайн по всей России | @fishchuk_pravo
        ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
        Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
        Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
        ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
        компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
        Консультации, дела.
        Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
        Разместить свою визитку
        Похожие публикации
        Уголовная ответственность за уклонение от мобилизации?
        Статьи, 06 Августа 2023, 19:59 06 Августа 2023, 19:59
        Уголовная ответственность за несвоевременную выплату заработной платы
        Статьи, 22 Апреля 2010, 04:17 22 Апреля 2010, 04:17
        Уголовная ответственность за приобретение или сбыт государственных наград РФ, РФСФР, СССР
        Статьи, 27 Апреля 2018, 14:53 27 Апреля 2018, 14:53
        Грозит ли мне уголовная ответственность за ДТП?
        Вопросы и ответы онлайн (архив), 27 Октября 2003, 08:27 27 Октября 2003, 08:27
        Какова уголовная ответственность за смерть наркомана?
        Вопросы и ответы онлайн (архив), 18 Ноября 2004, 06:58 18 Ноября 2004, 06:58
        Уголовная ответственность за покупку водительского удостоверения
        Вопросы и ответы онлайн (архив), 01 Сентября 2020, 18:46 01 Сентября 2020, 18:46
        Уголовная ответственность за разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище (ч.3 ст.162 УК ...
        Статьи, 27 Августа 2022, 19:29 27 Августа 2022, 19:29
        Уголовная ответственность за кражу в магазине
        Песочница, 17 Января 2013, 21:46 17 Января 2013, 21:46
        Уголовная ответственность за незаконное пересечение границы и преступления, связанные с незаконной миграцией: ...
        Личные блоги, 27 Июля 2020, 11:55 27 Июля 2020, 11:55
        Уголовная ответственность за неуплату алиментов (ст. 157 УК РФ)
        Судебная практика, 23 Января 2021, 20:43 23 Января 2021, 20:43
        Продвигаемые публикации