Мы уже привыкли слышать «Я буду жаловаться в Европейский Суд по правам человека» или что-то вроде этого... Причём эти «угрозы» исходят как от обычных граждан, так и различных юристов.
Но статистика Европейского Суда по правам человека показывает, что примерно 90 % поступивших из России жалоб признается неприемлемыми, не подлежащими рассмотрению в суде.
Так в чем же причина? И конечно не в том, как говорил уже бывший представитель России при Европейском Суде Лаптев П.А. о том, что наша судебная и правоохранительные системы работают по европейским стандартам. Их качестве работы известно каждому…
Но Европейский Суд по правам человека очень специфичная судебная структура, но хорошее знание о правилах подготовки жалоб и его компетенции позволит добиться признания нарушения прав российскими властями. Поэтому основная причина неудачных обращений в ЕСПЧ — это ненадлежащая подготовка жалоб, осложненная деятельностью Суда на двух официальных языках Европейской Конвенции — английском и французском.
Европейский Суд и Совет Европы видят эту проблему и стараются обучить россиян, прежде всего юристов, занимающихся защитой прав граждан, через проведение различных семинаров, лекций, тренингов.Одним из таких тренинговых программ является программа Центра содействия международной защите, возглавляемого известным адвокатом Кариной Москаленко, которая сейчас представляет интересы многих граждан России в Европейском Суде, в частности жертв Норд-Оста.
Данная программа проводится совместно с сотрудниками Европейского Суда и обеспечивает получение не только теоретических знаний по Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека, но и практических навыков подготовки жалоб в ЕСПЧ и учёта значительного количества прецедентов Европейского Суда.
Поскольку я являюсь представителем значительного количества граждан, направивших свои жалобы в Европейский Суд, то был приглашен пройти обучение в Центре.Указанную трёхсеместровую программу я успешно прошел, что впоследствии помогло попасть на стажировку во французский Центр Карины Москаленко и непосредственно познакомится с деятельностью Европейского Суда в г. Страсбург.
Мало кто знает, что здание ЕСПЧ построено по модели парохода, поскольку в СМИ размещают фото лишь фасада здания. Внутри здание Суда очень функционально и демократично — рабочие кабинеты судей располагаются рядом с кабинетами консультантов Суда и лишь незначительно больше по площади, вспомогательные помещения (напр. буфет)
В центре здания Суда на втором этаже располагается зал судебных заседаний, в котором проводятся открытые заседания Палат Суда (в основном, жалобы из России рассматривает Первая Палата).Режим работы в Суде также очень демократичен — конкретное время прихода и ухода на работу определяет сам консультант, главное выработать определенное количество трудового времени за неделю и обеспечивать надлежащее выполнение своих функций.
По различным направлениям в Суде формируются так называемые дивизионы — в частности, был создан дивизион по рассмотрению жалоб на неисполнение государственными органами судебных решений.И, соответственно, консультантов Суда могут перенаправлять в различные дивизионы, что влечет неравномерное рассмотрение однотипных жалоб за один год — то есть, две жалобы, поданные в один год, могут быть рассмотрены в разные года.Интересно, что жалобы от одного года помещаются в папку, определенного на данный год цвета. Поэтому при ознакомлении с работой юристов-консультантов было наглядно видно, за какой год скопились жалобы у консультанта.Российские жалобы первоначально изучают юристы Секретариата из России, и по итогам изучения готовят соответствующий меморандум для судьи Суда.
Каждый из юристов подписывает соответствующее обязательство, по которому он обязуется честно и добросовестно осуществлять свои функции — не в интересах своего государства, а в интересах реализации права каждого на обращение в Европейский Суд.
Между тем, огромный поток жалоб в Суд предполагает возросший формализм в предварительном изучении юристами жалоб. Знаете сколько времени юрист тратит на изучение жалобы, чтобы решить является жалоба потенциально приемлемой? Примерно минуту!!! Именно, поэтому если жалоба будет действительно касаться нарушения конвенционных прав российскими властями, но будет даже формально составлена неправильно, то имеет все шансы оказываться в «корзине» неприемлемых жалоб.
Помимо общения с юристами-консультантами Суда и ознакомления с их работой, проходили встречи с судьями Суда, и, как главное событие, присутствие на заседании Большой Палаты Суда по делу «Мурэн против Германии».
Большая Палата — эта самая высшая инстанция в Европейском Суде, которая рассматривает дела, имеющие серьезное значение для дальнейшей практики в области защиты прав, гарантированных Европейской Конвенции.Хочу заметить, что жалобы рассматриваются не против страны, а против властей того или иного государства — для удобства используется в решениях лишь название государства.
Именно на национальных властях лежит прямая обязанность обеспечить защиту конвенционных прав каждого — права на справедливое судебное разбирательство и личную неприкосновенность, право на защиту имущества и защиту жизни и т.д.И если национальные — судебные или правоохранительные — власти не смогли обеспечить эту защиту, то решение Европейского Суда привлечет государственные органы к ответственности.
А добиться этого можно лишь тогда, когда обращение в Суд будут надлежащим образом подготовлены.