Открытое письмо
Относительно назначения юристов Министерством юстиции России для работы в Европейском суде по правам человека
Уважаемый г-н президент,
29 октября 2011 года российские СМИ опубликовали заявление представителя России в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), г-на Георгия Матюшкина, в отношении новой практики Минюста России по отбору кандидатов на стажировку в ЕСПЧ. Г-н Матюшкин объяснил, что летом 2011 года Минюст России впервые отобрал юристов для прохождения стажировки в ЕСПЧ. В сентябре 2011 года первая группа из 20 юристов начала работу в Секретариате Суда. Их задача состоит в работе с явно необоснованными жалобами от граждан России. Юристы будут работать в Секретариате в течение одного года или более. Г-н Матюшкин заявил, что эта практика, возможно, будет продолжена. Данную инициативу Минюста России, как представляется, поддержал предшествующий председатель ЕСПЧ, г-н Жан-Поль Коста.
У нас имеется ряд существенных опасений относительно этого нового соглашения:
– Отбор кандидатов на эти должности в ЕСПЧ не был ни публичным, ни прозрачным. Информация, что конкурс был организован летом, была обнародована только недавно. По этой причине многим независимым квалифицированным юристам из России не была предоставлена возможность принять участие в конкурсе, в том числе юристам из российских НПО по правам человека со значительным опытом работы с делами ЕСПЧ. Кроме того, неясно, почему процесс отбора не проводился со стороны самого Секретариата ЕСПЧ.
Эти факты заставляют нас быть обеспокоенными тем, что отобранные кандидаты могут не являться беспристрастными и могут, напротив, работать в интересах российских властей.
– Статус и обязанности российских юридических стажеров не ясны. Тот факт, что их контракты будут длиться не менее одного года, показывает, что их положение отличается от положения других юридических стажеров, работающих в ЕСПЧ. Российские юристы будут иметь дело с явно необоснованными жалобами против России. Пока не ясно, будут ли они иметь право решать, какие жалобы являются неприемлемыми, или же окончательное решение будет принято независимой стороной.
Если решение о приемлемости жалоб принимается юристами, отобранными Минюстом России, это неизбежно приведет к вопросам, касающимся правомерности, справедливости и прозрачности процедуры ЕСПЧ.
-Российские стажеры будут иметь доступ к конфиденциальной информации о заяви-телях, которая должна оставаться конфиденциальной до направления ее российским властям. Поскольку такие юристы не были отобраны ЕСПЧ и не имеют долгосрочных обязательств по отношению к Суду, существует реальный риск того, что конфиденциальная информация о заявителях может быть поставлена под угрозу или использована не по назначению. -И, наконец, юридическая квалификация и опыт российских юристов не ясны. Вопросы по поводу исчерпания внутренних средств правовой защиты и срока подачи жалобы не всегда однозначны и зачастую зависят от конкретных обстоятельств дела. В связи с непрозрачным процессом отбора у нас имеется озабоченность относительно того, являются ли юристы надлежащим образом подготовленными для принятия решений о приемлемости и по исчерпанию внутренних средств правовой защиты.
В свете этих серьезных опасений мы с уважением просим Председателя Суда разъяснить сложившуюся ситуацию.
С уважением,
Олег Орлов Председатель Совета Правозащитного центра "Мемориал"
01.12.2011
Свои подписи по электронной почте также поставили:
Проф. Филип Лич, Директор проекта Европейского центра защиты прав человека (ЭХРАК)
Людмила Алексеева, Председатель Московской Хельсинкской Группы
Павел Чиков, Председатель объединения Межрегиональная правозащитная Ассоциация "Агора"
Ванесса Коган, Исполнительный директор организации "Правовая инициатива по России"
Игорь Каляпин, Председатель Комитета против пыток
Каринна Москаленко, Руководитель Центра содействия международной защите
Наталья Таубина, Директор Фонда "Общественный вердикт"
Мара Полякова, Председатель правления Независимого экспертно-правового совета
Лев Пономарёв, Исполнительный директор Общероссийского движения "За права человека"