§3. Метод правового регулирования потребительского права
В теории прочно господствует мнение, согласно которому отрасли прав различаются не только по предмету, но и методу правового регулирования.
Как известно, метод определяется спецификой предмета и потому выступает в качестве вторичного и, по сути, выявляет особенности предмета регулирования. Будучи неразрывны, предмет и метод различаются функционально. Если первый отвечает на вопрос, что, какие общественные отношения должны регулироваться нормами потребительского права, то второй показывает, как, каким образом регулируются данные отношения.
Следовательно, метод потребительско-правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия потребительского права на общественные отношения, выступающие его предметом. Каждая отрасль права имеет свой специфический метод правового регулирования. Если не будет выявлена специфика метода, то отсутствует и основание выделения данной правовой общности в самостоятельную отрасль права.
“Главные признаки метода правового регулирования выявляются при ответе на вопросы: каково устанавливаемое юридическое положение сторон (1); с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношения (2); как определяются права и обязанности субъектов правоотношения (3) и как они защищаются (4). Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли”[1].
[1] Д.Н. Бахрах “Административное право” Издательство БЕК, 1996. С. 4.
Несмотря на бытующее мнение о том, что в отрасли права должен быть только один метод регулирования, в сложных, комплексных отраслях, к которым относится и потребительское право, обычно используется комбинация методов правового регулирования, имеющих общий, корневой метод. Как уже было отмечено, в регулировании потребительско-правовых отношений используются императивные и диспозитивные методы, так как в предмет входят и горизонтальные связи (отношения равенства) и вертикальные связи (отношения типа: орган управления — предприниматель).
С учетом отмеченной особенности предмета потребительского права, прежде чем рассматривать метод правового регулирования отрасли, необходимо определить, что представляют собой публичное и частное право, императивный и диспозитивный методы как таковые.
Публичное право, по словам Ульпиана, одного из римских юристов классического периода, это то право, которое относится к статусу, к состоянию государства, а частное право — то, которое относится к выгоде, интересам отдельных лиц (Дигесты, 1-я книга, 1-й титул, 2-й фрагмент). Таким образом, критерием различия областей частного права и публичного права, по мнению Ульпиана, служит характер интересов, защищаемых правом: к области публичного права принадлежат нормы права, ограждающие интересы государства, к области частного права — нормы, ограждающие интересы отдельных лиц (потребителей).
Для публичного права в древнем Риме был характерным принцип: нормы публичного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц. Изменять норму права отдельные лица вообще не могут. В приведенном положении выражается та мысль, что действие нормы публичного права не может быть исключено в конкретном случае посредством заключения сторонами соглашения иного содержания. Такие нормы права в современной теории принято называть императивными, повелительными, безусловно, обязательными.
Императивные нормы встречаются и в области частного права. Но не они характерны для частного права. В этой области права преобладают, с одной стороны, такие нормы, которые предоставляют заинтересованным лицам самим определять складывающиеся отношения (так называемые уполномочивающие нормы). «Как они договорятся так пусть и будет», содержалась норма в законах XII таблиц Древнего Рима, предоставлявшая сторонам, заключившим договор, самим определять правоотношения. С другой стороны, в частном праве много таких норм, которые применяются в отдельном, конкретном случае лишь тогда, когда заинтересованные лица, которым было предоставлено (уполномочивающей нормой) право самим определить отношение, не воспользовались этим правом (нормы восполнительные, условно-обязательные, диспозитивные). В современной теории термин «диспозитивная норма» употребляется иногда для обозначения уполномочивающей нормы.
Наиболее полное определение этих методов правового регулирования было дано еще в начале нынешнего века И.А. Покровским в его работе «Основные проблемы гражданского права».
Императивное регулирование осуществляется, по его мнению, «исключительно велениями, исходящими из одного — единственного центра, каковым является государственная власть. Эта последняя своими нормами указывает каждому отдельному лицу его юридическое место, его права и обязанности по отношению к целому государственному организму и к отдельным лицам (потребителям, комментарий автора). Только от нее, от государственной власти, могут исходить распоряжения, определяющие положение каждого отдельного человека в данной сфере отношений, и это положение не может быть изменено никакой частной волей, никаким частным соглашением. Регулируя все эти отношения по собственному почину и исключительно своей волей, государственная власть принципиально не допускает в этих областях рядом с собой никакой другой воли, никакой другой инициативы. Поэтому исходящие от государственной власти нормы имеют здесь безусловный, принудительный характер»[2]. В сфере потребительского права императивное регулирование приводит к тому, что содержание прав и обязанностей участников потребительских правоотношений определяется, как правило, законом, договором, не противоречащим закону (закон публичного договора).
[2] Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. ПГ., 1917. – 9 – 10.
Диспозитивное регулирование осуществляется прямо противоположным образом. В том же источнике (стр. 10) И. А. Покровский указывает. «Здесь государственная власть принципиально воздерживается от непосредственного властного регулирования отношений. Здесь она не ставит себя мысленно в положение единственного определяющего центра, а наоборот, предоставляет такое регулирование множеству иных маленьких центров. Эти маленькие центры предполагаются носителями собственной инициативы, и именно им предоставлено регулирование взаимных отношений между собой. Государство не определяет этих отношений от себя и принудительно, а лишь занимает положение органа, охраняющего то, что будет определено другими. Оно не предписывает частному лицу стать собственником, наследником, вступить в брак; все это зависит от самого частного лица или нескольких частных лиц… но государственная власть будет охранять то отношение, которое будет установлено частной волей. Если она и дает свои определения, то по общим правилам, лишь на тот случай, если частные лица почему — либо своих определений не сделают, следовательно, лишь в восполнение чего — либо недостающего… Вследствие этого, нормы частного права имеют по общему правилу не принудительный, а лишь субсидиарный, восполнительный характер и могут быть отменены или заменены частными определениями».
Законы, защищающие права потребителей, как правило, используют императивное регулирование. Однако, в некоторых случаях государство, используя диспозитивный метод регулирования, сознательно воздерживается от навязывания участникам потребительских правоотношений своей воли, предоставляя им самим решать, какая модель потребительских правоотношений для них наиболее приемлема.
Метод правового регулирования определяется тем, какие нормы преобладают. Следовательно, речь может идти лишь о соотношении между императивными и диспозитивными нормами в потребительском праве; соотношением норм частного и публичного права. Это связано с особенностями правового регулирования потребительских отношений. Дело в том, что субъекты потребительских правоотношений, в отличие от субъектов гражданских правоотношений, где методом правового регулирования является юридическое равенство сторон, — юридически неравноправны. Это происходит в силу того, что одни из них, потребители, экономически слабее, другие, предприниматели, экономически более сильны, что оказывает влияние на их отношения. Именно наличие такого неравенства и экономической зависимости служит обоснованием необходимости регулирования потребительских отношений в основном императивными нормами.
Очевидно, что более слабые субъекты потребительского права нуждаются в дополнительной защите. Потребительское законодательство содержит специальные императивные нормы, направленные на защиту более слабого контрагента — потребителя. Таким образом, потребительское законодательство необходимо и достаточно выравнивает юридическими средствами (привилегиями) относительную экономическую слабость потребителей.
Вывод о публично-правовом методе защиты экономической слабости гражданина-потребителя вытекает из Постановления Конституционного Суда России от 23.02.98г., в котором он разъяснил: «граждане как сторона в договоре (присоединения) лишены возможности влиять на его содержание, что является ограничением свободы договора и как таковое требует соблюдения принципа соразмерности, в силу которой гражданин, как экономически слабая сторона в этих правоотношениях, нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора и для другой стороны… Осуществляя правовое регулирование отношений..., законодатель должен следовать статьям 2 и 18 Конституции РФ, в соответствии с которыми признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. При этом, исходя из конституционной свободы договора, законодатель не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне, с тем, чтобы не допустить недобросовестную конкуренцию… и реально гарантировать в соответствии со статьями 19 и 34 Конституции РФ соблюдение принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности».
Возникает вопрос о допустимости в потребительском праве диспозитивного регулирования. Не причиняют ли потребителям вред диспозитивные регуляторы отношений, создающие условия для злоупотреблений, связанных с неосведомленностью, неопытностью, с недостаточной заботливостью и осмотрительностью, а порой и виктимным (легкомысленным) поведением потребителей, как причины их обмана? Нет, эта свобода охраняется и защищается государством. Потребительские законы устанавливают общие границы дозволенного поведения предпринимателей, совместно с гражданским, административным и уголовным законами карает за их нарушение. Особенно важно то, что борьба ведется не с потенциальными, а с уже реально возникшими нарушениями и злоупотреблениями. Если предприниматель, используя слабость потребителя (недееспособность, несовершеннолетие, неспособность понимать свои действия или руководить ими, под влиянием заблуждения, под влиянием обмана, насилия, угрозы, стечения тяжелых обстоятельств), заключает сделку на условиях, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, сделка (часть сделки) признается недействительной или ничтожной. Такой способ защиты интересов более слабого участника отношений — потребителя, представляется оптимальным для потребительского права.
В ряде институтов потребительского права регулирование с помощью императивных норм неизбежно, это, прежде всего институты, определяющие применение мер потребительско-правовой ответственности и защиты, институты установления обязательных требований к предоставлению информации, качеству и безопасности, срокам годности и срокам службы товаров, работ и услуг.
Анализируя метод правового регулирования потребительских отношений, нельзя не отметить еще одно обстоятельство. Потребительско-правовой метод является не просто императивным, а императивно — дозволительным, что роднит его с гражданско-правовым методом. Дозволительный характер проявляется в том, что в потребительском праве преобладают управомочивающие нормы, наделяющие участников потребительских отношений определенными правами. Однако содержание этих прав определяется императивно. Например, на товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению, но если изготовитель не установил срок службы, потребительский закон обязывает его в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю обеспечить возмездный ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасные части.
Изготовитель сам определяет срок годности товара, но, при этом, он не вправе нарушать установленные стандартизационным и сертификационным законодательствами правила установления сроков годности.
Перемены, происходящие в обществе: изменение общественного строя; реформирование потребительских отношений; меры по освобождению гражданского оборота из под гнета административно-командной системы; усиление защиты прав личности; гуманитаризация российской правовой системы, — не могли не сказаться и на регулировании потребительских отношений.
Проведенный анализ потребительских правоотношений позволяют сделать следующие выводы о методе потребительского права.
Методом потребительского права является метод особенного[3] государственно-правового протекционизма (покровительства, защиты, поддержки, охраны) законных прав и интересов потребителей.Это основной (корневой) метод, который включает в себя ряд методов, раскрывающих его и конкретизирующих юридические средства и способы потребительского права.
[3] В отличие от общего, которое государство осуществляет в силу статьи 2 Конституции РФ.
Важнейшим составным методом правового регулирования, используемым в потребительском праве, служит метод автономных решений потребителя на особых условиях, исключающих экономическую дискриминацию и обман потребителя (метод особенного присоединения к договору, диспозитивно-восстановительного правового регулирования). При таком методе потребитель самостоятельно решает вопрос о вступлении в правовые отношения, делает он это, как правило, путем присоединения к предложенному договору в целом. Однако в силу государственно-правового протекционизма, в отличие от предпринимателей, «вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора». (п. 2 статья 428 ГК). В ряде случаев законодатель покровительствует потребителю введением закона о согласии потребителя. Например, по общему правилу договором подряда может быть предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, а также право подрядчика требовать выплаты ему аванса либо задатка (статья 711 ГК РФ). Однако, по договору бытового подряда «работа оплачивается заказчиком после ее окончательной сдачи подрядчиком» и только с согласия потребителя «работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса» (статья 735 ГК РФ).
В процессе государственно-правового регулирования потребительской деятельности применяются методы:
— государственно-правового регулирования торговой и некоторых иных видов деятельности;
— лицензирования отдельных видов деятельности;
— сертификации продукции (товаров, работ, услуг) потребительского назначения;
— реализации государственной монополии на отдельные виды товаров и (или) отдельные виды деятельности, установленной Российской Федерацией;
— финансирования в установленном порядке инвестиционных и инновационных проектов за счет бюджетных, внебюджетных источников;
— государственного контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей;
— разработки и реализации государственных комплексных программ защиты прав потребителей и целевых программ в сфере потребительского рынка (товаров, работ, услуг).
Для регулирования потребительских отношений может использоваться и способ государственных рекомендаций. При его применении одна сторона правового отношения (государство) дает другой стороне (предпринимателю) рекомендации о порядке ведения предпринимательской деятельности в интересах потребителей.
В целях защиты экономических интересов потребителей, их жизни, здоровья, имущества и окружающей среды используется способ государственно-правовых запретов. Потребительским законодательством запрещается реализация продукции ненадлежащего качества, без предоставления информации о товаре и его сроках годности, с истекшим сроком годности и т.д. К государственно-правовому запрету, как способу потребительского права, относятся административно-правовой и уголовно-правовой запрет обмана потребителей под страхом привлечения к соответствующей административной или уголовной ответственности.
К методам потребительского права следует также отнести:
Метод государственной правовой превенции (введение строгих санкций за нарушение прав потребителей, вплоть до административной и уголовной ответственности).
Метод государственных гарантий:
а) установление срока службы на товары (10 лет), если его не установил изготовитель;
б) установление гарантийного срока на товары (6 месяцев), если его не установил изготовитель;
в) обязательное для предпринимателя выполнение (в течение срока службы, срока годности, гарантийного срока) одного из шести возможных требований, которые вправе в одностороннем порядке выбирать потребители (пример юридического неравенства сторон, не соответствующий методу частного права).
Метод потребительско-правовой ответственности, в соответствии с которым предприниматели обязаны выплачивать неустойку и возмещать убытки за просрочку исполнения законных требований потребителей.
Метод административного наказания, в соответствии с которым предприниматели привлекаются к административной ответственности: за административные правонарушения — нарушение установленных государством и местными органами власти обязательных требований и правил в интересах потребителей и обман потребителей в небольшом размере.
Метод уголовного наказания, в соответствии с которым предприниматели привлекаются к уголовной ответственности за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в сфере торговли (услуг). (Статья 159 УК РФ Мошенничество).
Следуя за И.Я. Козаченко[4] можно отметить, что метод потребительско-правоого регулирования заключает в себе два аспекта воздействия на поведение людей: негативный и позитивный.
[4] Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. М., 1997 С. 17.
Негативный (ретроспективный) аспект метода потребительского права предполагает отрицательную оценку поведения предпринимателя, когда он нарушает права потребителя. В таких случаях возникают отклоняющиеся (аномальные) отношения, которые необходимо ликвидировать, вытеснить, преобразовать, если это возможно, в нормальные отношения. Для решения этой задачи необходимо реализовать потребительско-правовую угрозу, т.е. привлечь предпринимателя-правонарушителя к ответственности в зависимости от тяжести нарушения (гражданско-правовой, потребительско-правовой, административно-правовой или уголовно-правовой)[5].
[5] Подробнее см. Глава 8 “Потребительско-правовая ответственность”.
Позитивный (перспективный) аспект предполагает положительную оценку поведения, при котором поступки предпринимателей сообразуются с теми объективно необходимыми требованиями, которые охраняются нормами потребительского права. Подобное свидетельствует о том, что предприниматель не только усвоил норму поведения в отношениях и в интересах потребителей и “внемлет” голосу общественной совести, но и делает это с усердием и доброжеланием, за что заслуживает официального одобрения и социального морального поощрения. Такое позитивное проявление потребительско-правовой ответственности обращено в будущее и носит перспективный характер в том смысле, что способствует закреплению личного стереотипа в виде привычки к законопослушанию.
Таким образом, негативный аспект метода убеждает предпринимателей в бессмысленности нарушения прав и охраняемых законом интересов потребителей, влекущего, в зависимости от размера убытков и причиненного вреда, соответствующую юридическую ответственность, тогда как позитивный аспект свидетельствует о полезности правомерного ведения предпринимательской деятельности.
Вывод — метод правового регулирования потребительского права можно определить как способ правового воздействия на общественные отношения с участием или в интересах потребителей путем законодательного закрепления элементов государственной системы защиты прав потребителей, значимых для правового регулирования; структуры федеральных органов исполнительной власти и порядок осуществления ими особенного государственного протекционизма (покровительства, поддержки, защиты, охраны) прав и интересов потребителей; установления четкой регламентации правил производства и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг надлежащего качества, безопасных для человека, его имущества и окружающей природной среды; установления юридической ответственности (гражданской, административной и уголовной) за нарушение прав потребителей.
§4. Задачи потребительско-правового регулирования
Специфика и содержание потребительского права обуславливаются и задачами, стоящими перед этой отраслью права. Социальная ценность потребительского права состоит, прежде всего, в защите общественных отношений с участием потребителей, как экономически слабой стороны в гражданском обороте. Для осуществления этих задач потребительское право и законодательство устанавливает права потребителей и обязанности предпринимателей, а также устанавливает основание и пределы ответственности за нарушение прав потребителей и неисполнение своих обязательств перед ними. Иными словами, указанные задачи потребительское право решает на основе реализации защитно-охранительной и регулятивной функций. Если исходить из социального назначения потребительского права, то окажется, что обществом и государством на него возлагается задача покровительства, поддержки, защиты и охраны всей системы общественных отношений с участием или в интересах потребителей. Вместе с тем те, от кого защищаются общественные отношения (предприниматели, нарушающие права потребителей), не могут рассматриваться посторонними для этих отношений лицами. Они являются носителями, участниками, а нередко и творцами этих отношений. Поэтому потребительское право не только всеми правовыми средствами оберегает общественные отношения от нарушения прав потребителей, но и воздействует на сознание и поведение предпринимателей (изготовителей, продавцов, исполнителей), вступающих в эти отношения.
Благодаря защитно-охранительной и регулятивной роли потребительское право (в комплексе с другими факторами духовного, экономического, политического и идеологического характера) выполняет задачу предупреждения (превенции) правонарушений, проступков и преступлений против потребителей, ликвидации причин, порождающих их. Превенцию посягательства на права потребителей потребительско-правовыми средствами следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, с точки зрения общей профилактики под воздействием механизма правовой ответственности (гражданской, административной, уголовной) и, во-вторых, с точки зрения частной профилактики путем юридического воздействия на лиц, нарушивших права потребителей. Отсюда очевидно, что превенция — это оборотная сторона защиты прав потребителей.
Иначе говоря, нормы комплексного потребительского права выполняют задачи покровительства, поддержки, защиты и охраны прав и интересов потребителей, профилактическую и воспитательную задачи, прежде всего демонстрацией своего существования. Однако было бы иллюзией полагать, что устрашающим эффектом обладает норма (в том числе и потребительского права), применение которой представляет собой лишь абстрактную возможность. Норма потребительского права, неспособная в пределах «своей компетенции» разрешить потребительский конфликт, напоминает, по словам И.Я. Козаченко, стриженого ежа, которого всяк может пнуть даже босой ногой[6].
[6] Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. М., 1997 С.19.
Государство, правосудие обязаны использовать весь арсенал своих средств для борьбы с нарушением прав и интересов потребителей, что также является задачей потребительско-правового регулирования.
§5. Принципы потребительско-правового регулирования
Основные положения. Слово «принцип» — термин латинского происхождения (принципум — первоначально, основа).
Исходя из этого этимологического значения слова, принципами потребительского права являются фундаментальные положения — основополагающие (руководящие) правовые идеи, пронизывающие все его нормы и институты.
Как и в любой другой отрасли, принципы потребительского права взаимообусловлены, взаимосвязаны и взаимодействуют. Иными словами, они образуют единую логическую систему.
Только взятые вместе в качестве системы, они характеризуют потребительское право как отрасль и определяют его особенный государственно-правовой протекционизм прав и охраняемых законом интересов потребителей. Нарушение одного принципа, например, государственно-правового регулирования и гарантии качества товаров (работ, услуг) и их безопасности, приводит, как правило, к нарушению другого принципа — законности или всей цепи принципов.
Одни принципы в этой системе можно рассматривать в качестве гарантий реализации других. Так принцип одностороннего потребительского обязывания — гарантия принципа потребительско-правовой ответственности предпринимателя и, вообще, всего института потребительского процесса[7].
[7] См. Глава 9 “Потребительский процесс”
Основные принципы правового регулирования потребительских отношений и основные принципы потребительского права, а также правовые принципы защиты прав потребителей — все эти три формулировки идентичны и представляют одну и ту же категорию потребительского права, представленную в трех формулировках.
Как комплексное, интегративное право, потребительское право использует понятия, определения, категории, выработанные как в общей теории права, так и в теории других отраслей права. Данное положение верно и применительно к проблеме анализа принципов потребительского права, раскрытия их системы и значения.
Принципы потребительского права, будучи закрепленными, в первую очередь, в Конституции Российской Федерации, являются и основанием, и “каркасом” всей системы норм отрасли.
Принципы — центральные понятия, стержневые начала потребительских законов. Принципы потребительского права выражают его закономерности, с одной стороны, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования потребительского права и распространяются на всех субъектов потребительско-правовых отношений (потребители — предприниматели; органы управления — предприниматели; органы правопорядка — потребители и предприниматели).
Принципы потребительского права концентрируют взгляды законодателя на характер и содержание современной потребительско-правовой системы; они пронизывают все потребительское законодательство, отражая его наиболее существенные свойства, поэтому правильное понимание и применение норм потребительского законодательства возможно только с учетом основных принципов потребительского права.
Принципы потребительского права определяют пути совершенствования потребительско-правовых норм с учетом политических, экономических, психологических, идеологических и экологических реалий, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Например, принцип государственно-правового регулирования и гарантии качества и безопасности товаров (работ, услуг), который выводится из преамбулы к закону о защите прав потребителей, лег в основу более чем сотни действующих федеральных правовых актов. Вот наиболее характерные из них[8]:
[8] Подробнее в Главе 2. «Источники потребительского права»
— Ежегодный Государственный Доклад “Защита прав потребителей в РФ”, публикуемый на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 1994 г. № 287 «О порядке разработки и распространения ежегодного государственного доклада по вопросам защиты прав потребителей”;
— Постановление Госстандарта РФ от 23 февраля 1998 года № 5 “О номенклатуре продукции и услуг (работ) подлежащих обязательной сертификации»;
— “О концепции национальной системы стандартизации и программе мер по ее реализации” от 24 июня 1998 г. № 14 Госстандарта РФ («Вестник Госстандарта России», № 10, 1998);
— Национальный план действий по охране окружающей среды РФ на 1999 — 2001 годы от 12 ноября 1998 года Госкомэкологии РФ («Российская газета», «Ведомственное приложение», № 28, 13.02.99);
— Совместное письмо Минпроса РФ от 11 сентября 1998 г. № 01-52-213/31-16 и Государственного Антимонопольного Комитета РФ от 14 сентября 1998 г. № НФ / 6401 “О проведении проверок образовательных учреждений по вопросу соблюдения законодательства РФ о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг” («Образование в документах», № 21, 1998);
— Совместное решение коллегии Минздрава РФ (№ 14), коллегии Госстандарта (№ 43) и Федерального Фонда обязательного медицинского страхования РФ(№ 6-11) “Об основных положениях стандартизации в здравоохранении”;
— “Положение о системе вневедомственного контроля качества медицинской помощи в РФ” (Приложение 2 к Приказу Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 24 октября 1996 г. № 363/77, «Здравоохранение» № 1, 1997);
— Приказ Минстроя РФ от 16 августа 1996 г. № 17-111 “О мерах по защите потребительского рынка РФ от проникновения некачественных импортных материалах, изделий и конструкций, применяемых в строительстве”;
— Закон РФ от 30 марта 1999 года “О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения”;
§ Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1238 “Об утверждении правил оказания услуг проводного вещания (радиофикации);
— Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 года № 277 “Об утверждении правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте”;
— Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 года № 898 “Об утверждении правил оказания платных ветеринарных услуг”;
— Постановление Правительства РФ от 24 июня 1998 года № 639 “Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств”
— Постановление Правительства РФ от 1998 года № 569 “Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами”;
— Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 “Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации”;
— Совместный Приказ Минздрава и Федерального Фонда обязательного медицинского страхования РФ от 19 января 1998 года № 12/2 “Об организации работ по стандартизации в здравоохранении”.
Принципы потребительского права обеспечивают выполнение главной государственно-правовой задачи потребительского права — реальное обеспечение государственно-правового протекционизма прав и охраняемых законом интересов потребителей, а также предупреждение нарушений прав потребителей государственно-правовыми средствами (лицензирование отдельных видов деятельности, контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), таможенный контроль, иные).
Благодаря своим принципам, потребительско-правовая система адаптируется к важнейшим интересам потребителей, становится совместимой с ними.
Поскольку, как уже было выше отмечено, некоторые принципы потребительского права используются не только при регулировании общественных отношений “первой группы” — по обмену ценностями (товарами, работами, услугами), когда участниками отношений являются потребители и изготовители (исполнители, продавцы), но и в общественных отношениях “второй группы” (по властному управлению) и “третьей группы” (по обеспечению правопорядка), постольку они являются не только принципами потребительского права, но, одновременно, принципами соответствующих отраслей права, регулирующих деятельность по защите прав потребителей федеральных органов исполнительной власти, судов и прокуратуры, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.
По общему правилу теории права все правовые принципы классифицируются по сфере их действия на:
а) общеправовые, т.е. свойственные всем отраслям права, в то числе и потребительскому (принцип законности, справедливости, юридического равенства, социальной свободы, демократизма, гуманности, единства прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения и др.);
б) отраслевые, т.е. отражающие специфику норм данной отрасли права[9] и
в) внутриотраслевые, отражающие суть норм конкретного института данной отрасли права (например, принцип альтернативной подсудности в институте судебной защиты потребителей).
[9] В некоторых отраслях права выделен общеправовой принцип как один из ведущих отраслевых. Так, в отрасли уголовно-процессуального права таким отраслевым принципом является принцип законности, хотя он и общеправовой. В некоторых отраслях возможны одинаковые принципы, но от этого они не перестают быть именно отраслевыми принципами данной отрасли.
Продолжение следует.