В принципе, загвоздка вся в том, согласно ч. 1 ст. 82 прим. 1 УК РФ, осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228 УК РФ, и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико — социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медико-социальной реабилитации, но не более чем на пять лет.
В связи с этим, дознаватели, такой категории лиц, привлекающимся к уголовной ответственности по данной статье обязательно проводят наркологическую экспертизу.
Слово «добровольно», для них никакой роли не играет. Прокурор сказал – надо!
Само производство судебной наркологической экспертизы проблем не вызывает. НО, если амбулаторная экспертиза не может дать однозначного заключения, то дознаватель назначает стационарную экспертизу. А это уже совсем другая песня.
Необходимо некоторое время, от шести до тридцати суток провести в стационаре.
Мой подзащитный категорически отказался ложиться в стационар, для производства экспертизы. И я считаю, что суд может поместить туда, только с его согласия.
Но суд, как у нас водится, пошел по накатанной, потому что еще никто у нас не обжаловал такие решения, есть только положительная практика, и соответсвенно удовлетворил ходатайство дознавателя.
Мои основные доводы:
1. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ суд, в пределах своих полномочий, может принять решение о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно – медицинской или судебно -психиатрической экспертизы
2. Ст. 203 УПК РФ, так же регламентирует порядок помещения в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно – медицинской или судебно — психиатрической экспертизы.
Судебно-медицинская экспертиза проводится для определения тяжести вреда здоровью, выявления заболеваний и причины возникновения, проводится врачами экспертами общей практики путем наблюдения в медицинском стационаре.
Судебно–психиатрическая экспертиза проводится соответственно для установления психического состояния человека, его дееспособности и вменяемости, проводится врачами психиатрами, в условиях психиатрического стационара. (диспансера)
Судебно-наркологическая экспертиза проводится для определения наркотической или алкогольной зависимости, врачами наркологами, в условиях наркологического стационара (диспансера).
Как следует из вышесказанного, это три различных вида экспертиз, проводятся различными экспертами, в различных типах медицинских учреждений.
УПК РФ, требует разрешение суда на помещение и производство только двух видов экспертиз: судебно – медицинской и судебно –психиатрической, и соответственно помещение в медицинский или психиатрический стационар.
Следовательно, удовлетворяя ходатайство дознавателя о помещении именно в наркологический диспансер, несогласного с этим решением К М.М., суд превысил свои полномочия предусмотренные ст. 29 УПК РФ и игнорировал требования ст. 203 УПК РФ.
Как видно из выложенного постановления суда, суд не видит различий вообще между видами экспертиз и видами экспертных учреждений. И это не очень радует.
На 19 ноября 2013 года, назначена апелляция, посмотрим какое вынесут решение.