Данные статистики свидетельствуют, что до 95% жалоб, направляемых заявителями в Европейский суд по правам человека, признаются Судом неприемлемыми.
Неприемлемость означает, что Суд не будет рассматривать жалобу по существу независимо от того имело ли в действительности нарушения гарантированных Европейской конвенцией прав.
Возникает справедливый вопрос, в чем причина такого высокого уровня признания жалоб неприемлемыми?
Проблема заключается в том, что Суд предъявляет высокие требования к составлению и сроку подачи жалобы, что обуславливает необходимость чрезвычайно ответственно подойти к вопросу подготовки жалобы и направления ее в срок.
Во избежание признания жалобы неприемлемой, я расскажу о некоторых особенностях подготовки обращения в Европейский суд.
Кто вправе подавать жалобы.
В Европейский суд с жалобой о нарушении прав, гарантированных Европейской конвенцией о правах человека и Протоколами к ней, может обратиться любое лицо, т.е. физическое лицо, группа лиц, организация, которое «находится под юрисдикцией» государства-ответчика и стало «жертвой нарушения» государством-ответчиком их прав согласно статье 1 и 34 Европейской конвенции о правах человека.
Термин «жертва» применяется в статье 34 Европейской конвенции и подразумевает не только лиц, непосредственно пострадавших от нарушения гарантированных Европейской конвенцией прав (непосредственные жертвы), например лиц, незаконно содержащихся под стражей, но и тех лиц, которым вред может быть потенциально причинен или чьи интересы могут быть затронуты (косвенные жертвы).
Так, к косвенным жертвам относятся члены семьи заявителя (родители, дети, супруг(-а)) который умер или пропал без вести до обращения в Европейский суд при условии, что государство-ответчик предположительно было причастно к смерти заявителя или его исчезновению.[1]
Встречаются в практике Европейского суда и экзотические случаи, когда косвенными жертвами нарушения Европейской конвенции признавались однополые сожители.[2]
Гражданство лица, место его регистрации, семейное положение никоим образом не влияют на его право обращаться в Европейский суд, если предполагаемое нарушение гарантированное Европейской конвенцией права произошло на территории государства-участника Европейской конвенции.
Подать жалобу против государства-ответчика, ратифицировавшего Европейскую конвенцию и Протоколы к ней, могут не только его граждане, но и иностранцы, а также лица без гражданства (апатриды).[3]
Европейский предусматривает, что ни при каких обстоятельствах не могут претендовать на статус жертвы нарушения Европейской конвенции лица, которые потенциально были причастны к нарушению права, о защите которого просят в Суде.[4]
Отдельно следует рассказать об «анонимных жалобах», т.е. таких жалобах, из которых и приложенных к ним документах отсутствуют сведения о фамилии, имени, отчестве заявителя.
По общему правилу, предусмотренному подп. «а» пункта 2 статьи 35 Европейской конвенции о правах человека анонимные жалобы не принимаются к рассмотрению.
Для заявителя желание сохранить анонимность может быть обусловлено ситуациями, когда в жалобе затрагиваются аспекты частной жизни, раскрываются данные о его психических и(или) физических болезнях, данные о сексуальном насилии над ним.[5]
Отмечу, что данные о заявителе и его деле не являются тайной для общественности и в любом случае будут переданы государству-ответчику.
Если заявитель желает обеспечить анонимность своего дела для публики, то он должен направить в Секретариат Суда ходатайство о сохранении его личных данных в тайне, при этом указав в самой жалобе свои данные, что исключит риск признания жалобы неприемлемой.
Предмет жалобы в Европейский суд
Обращаю внимание, что предметом обжалования в Европейский суд являются нарушение прав заявителя, гарантированных Европейской конвенцией.
Суд не будет рассматривать жалобы, предметом которых является обжалование неправосудных, по мнению заявителя, решений национальных судов.
Требования к оформлению жалобы.
Прежде всего, отмечу, жалоба подается в Суд на формуляре, предоставляемом Секретариатом Европейского суда согласно пункту 1 статьи 47 Регламента Европейского суда.
Найти и скачать форму формуляра можно на официальном сайте Суда.
Суд допускает для использования официального формуляра исключение, например, в ситуации, когда заявитель содержится под стражей и объективно ограничен в возможности получить формуляр.
В таком случае, Секретариат Суда, получивший жалобу от заявителя направит ему формуляр для заполнения.
Во избежание лишних проблем и затягивания сроков рассмотрения жалобы лучше сразу направить полностью заполненный формуляр.
Приложения к жалобе нельзя скреплять, сшивать, переплетать.
Все приложения нумеруются в хронологическом порядке и не нуждаются в заверении, что является приятной новостью для российских заявителей.
Например, приложение копий судебных актов, не заверенных подписью судьи(-ей), не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы, что выгодны отличает Европейский суд от подхода к этому вопросу российский судов общей юрисдикции, рассматривающих дела в кассационном порядке.
Нет необходимости направлять в Суд все материалы дела, что значительно усложнит жизнь сотрудников секретариата и негативно повлияет на сроки рассмотрения дела.
Прикладывайте только наиболее важные документы и копии судебных актов, подтверждающих соблюдение требования об исчерпании средств внутренней правовой защиты.
Распространено предубеждение, что жалобы в Европейский суд должны заполняться на одном из двух официальных языков Суда – английском или французском.
Это не так.
Жалоба и последующая переписка с Судом вплоть до коммуникации жалобы заявителя (направления ее государству-ответчику) ведется на любом языке государств-участников Европейской конвенции.
Технические особенности заполнения формуляра жалобы.
Как указывалось выше, на сайте Европейского суда выложен формуляр жалобы в формате pdf.
Работа в таком формате не позволяет, заполнив все поля страниц «Изложение фактов» и «Изложение имевших место нарушений Конвенции», добавить новый абзац в соответствующей странице, что вынуждает полностью удалять содержание страницы и заполнять ее заново.
Поэтому рекомендую заполнить соответствующие разделы жалобы в текстовом документе формата Word и только потом перенести в формуляр.
Исчерпание средств внутренней правовой защиты.
Одним из базовых требований Регламента Европейского суда, обуславливающего право на обращение в Суд, является исчерпание средств внутренней защиты согласно статье 35 Европейской конвенции о правах человека.
Европейская конвенция о правах человека подразумевает под ним обращение заявителя в национальные судебные инстанции и получение решений, которыми заявителю было отказано в защите гарантированного Европейской конвенцией права.
Цель данного правила – дать возможность национальным судам, как презюмируемым в качестве эффективных средств защиты, предотвратить предполагаемое нарушение Европейской конвенции.
Поэтому не стоит расценивать Европейский суд, как суд первой или апелляционной инстанции.
Обращение в ЕСПЧ возможно не позднее шести месяцев с момента, когда заявителю стало известно о вынесении окончательного решения по делу.
Если дело заявитель рассматривалось в судах общей юрисдикции, то окончательным считается решение суда апелляционной инстанции.
ЕСПЧ не обуславливает право на обращение заявителя с жалобой дальнейшим рассмотрением его дела судом кассационной или надзорной инстанции.
Такая позиция Европейского суда обусловлена взглядом на кассационное и надзорное производство, как не являющихся эффективным средством правовой защиты, поскольку подача кассационной или надзорной жалобы, не влечет за собой обязанность российских судов общей юрисдикции автоматически инициировать соответствующее производство по существу жалобы, а зависит от усмотрения судьи.[6]
Если дело заявителя рассматривалось арбитражным судом, то окончательным считается решение суда кассационной инстанции.[7]
Правило о шестимесячном сроке обращения
Заявители должны помнить, что в отличие от отечественного правопорядка, допускающего восстановление пропущенного срока на обращение в суд, Регламент ЕСПЧ и Европейская конвенция такой опции не содержит.
Срок на обращение не подлежит восстановлению в случае пропуска ни при каких обстоятельствах.
Жалоба считается поданной с соблюдением шестимесячного срока, если заявитель сдаст жалобу до истечения шести месяцев с момента вынесения судом окончательного мотивированного решения либо получения указанного решения в почтовую службу.
Суд при решении вопроса о соблюдении срока, в первую очередь, обращает внимание на дату отправки письма, содержащего жалобу, а не дату ее получения Секретариатом Суда, как многие полагают.
Датой отправки является дата, указанная в почтовом штемпеле, проставленном на конверте.
Многие жалобы подаются в последние дни шестимесячного срока, что создает дополнительные риски для заявителей.
Так, в случае нечеткости почтового штемпеля на конверте государство-ответчик будет заявлять о пропуске шестимесячного срока на обращение.
В таком случае Суд будет решать вопрос о нарушение шестимесячного срока, опираясь на квитанцию об отправке, что делает ее сохранение до начала разбирательства в Суде чрезвычайно важным.[8]
Если жалоба была подписана заявителем до истечения шестимесячного срока, но направлена после его истечения, то вероятность признания ее неприемлемой высока.
В одном из рассмотренных Судом дел, заявитель подписал жалобу за день до истечения шестимесячного срока, а направил на следующий день после истечения срока.
Европейский суд посчитал жалобу неприемлемой, поскольку заявитель не объяснил причин задержки в отправлении жалобы.[9]
Иные основания признания жалобы неприемлемой
Хотя формальных требований, от соблюдения которых зависит признание жалобы приемлемой только два – исчерпание средств внутренней правовой и защиты и заполнение установленного формуляра жалобы согласно требованиям Регламента ЕСПЧ, фактически, количество оснований для признания жалобы неприемлемой гораздо больше.
В частности, одним из таких оснований может стать то, что обжалуемые в жалобе факты не подпадают под юрисдикцию государства-ответчика по смыслу статьи 1 Европейской конвенции.
Особое внимание следует уделить достоверности фактов, изложенных в жалобе и прилагаемых документов, ведь своей подписью в жалобе заявитель подтверждает Суд в их достоверности.
Если Суд установит, что в основе жалобы лежат сфальсифицированные факты или документы, то он признает жалобу неприемлемой на основе подпункта «b» пункта 3 статьи 35 Европейской конвенции о правах человека.
Если заявитель не заполнит какой-либо формуляр жалобы, например, раздел подписи, даты заполнения жалобы, это приведет к признанию жалобы неприемлемой.
Поэтому рекомендую до обращения в Европейский суд обраться к компетентному специалисту, который поможет вам грамотно составить жалобу в Суд.
[1] Постановление ЕСПЧ по делу «Ван Колле против Соединенного Королевства» № 7678/09, Постановление ЕСПЧ по делу «Великова против Болгарии» от 18.05.2000 №41488/98.
[2] Постановление ЕСПЧ по делу «Валлиантос и другие против Греции» от 07.11.2013 № 32684/09.
[3] Постановление ЕСПЧ по делу «Шеванова против Латвии» от 07.12.2007 №58822/00
[4] Постановлении ЕСПЧ по делу «Паша и Эркан Эрол против Турции» от 12.12.2006 №51358/99.
[5] Постановление ЕСПЧ по делу» L. и V.против Австрии» от 09.01.2009 №39392/98, Постановление ЕСПЧ по делу «М.М. против Нидерландов» от 08.04.2003 №39339/98, Постановление ЕСПЧ по делу» Х и Y против Нидерландов» от 26.03.1985 №8978/80.
[6] Постановление ЕСПЧ по делу «Бердзенишвили против России» от 29.01.2004 N 31697/03.
[7] Постановление ЕСПЧ по делу «Глухих против России» от 25.09.2008 N 1867/04.
[8] Постановление ЕСПЧ «Джавадов против России» от 27.09.2007 №30160/04.
[9] Постановление ЕСПЧ по делу «Арслан против Турции» от 21.11.2002 №36747/02.