Нельзя сказать, что постановление порадует своими позициями собственников, скорее постановление узаконило ранее существующую практику в пользу государства.
И тем не менее, предлагаю сосредоточиться на некоторых моментах, полезных для юристов — предупрежден, значит вооружен.
1. Муниципальные участки. Конфликт интересов.
Абз. 7 п. 6 содержит положение о том, чтоЕсли арендная плата за пользование имуществом, находящимся в собственности граждан и (или) юридических лиц, рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, арендатор вправе оспорить указанную стоимость, когда согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме
Конечно, заключая договор с администрацией города, нужно всеми силами включать пункт о согласии арендодателя на пересмотр кадастровой стоимости. С другой стороны, зачем администрации это делать, если по иску основным ответчиком будет именно она? Терять арендную плату тоже будет муниципалитет.
Если такое условие в договоре не установлено — вы играете в рулетку, не исключено, что в русскую, Ваш бизнес может быть разрушен безумной кадастровой стоимостью.
2. Решение суда отменяется, если всплывает арендатор
Абз. № 5 п. 7 указывает на то, чтоСуд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости
Как известно договоры аренды недвижимости на срок менее года не подлежат государственной регистрации. Т.е. в ЕГРП такие сведения не попадают.
И если суд не привлекает к участию в деле такого арендатора (а если собственник участка не сообщит — то никто и не узнает), то решение суда подлежит отмене по безусловному основанию, установленному ГПК РФ и АПК РФ, КАС РФ.
Опытные юристы поймут о чем речь...
3. Наследие ВАС РФ.
Один из пунктов (№ 15), которые в последний момент все таки был включен в постановление, несмотря на возражения МЭРТ 15. Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 3782, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 2418, абзац 5 статьи 2420 Закона об оценочной деятельности).
4. И, наконец, шедевр права от ВС РФ — судебные расходы: отчет об оценке, заключение СРО, судебная экспертиза.
П. 31 постановления: 31. С учетом того, что главой 23 ГПК РФ, главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
В случае удовлетворения требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте оценки, в том числе в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях, судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки. Если кадастровая стоимость была пересмотрена в связи с технической ошибкой в сведениях об объекте оценки, судебные расходы относятся на орган, допустивший такую ошибку.
При удовлетворении требований об оспаривании решения или действий (бездействия) Комиссии судебные расходы взыскиваются с государственного органа, при котором она создана, за счет казны Российской Федерации (абзац четвертый статьи 2418 Закона об оценочной деятельности).
«Не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов» — ну разве можно оставить такую фразу без развития?
Удачи в делах!