Не прошло и сотни лет, и вновь тема расселения «солдат на постой» стала актуальной на территориях Германии. Данной публикацией, разумеется, предлагается рассмотрение лишь правового аспекта данной исторически известной практики в контексте права владения объектами недвижимости в Германии.
О теме наплыва беженцев в Европе уже так много говориться в различных источниках, что казалось бы добавить тут нечего. Но не следует спешить с выводами особенно тем иностранным гражданам, которые владеют тем или иным объектом недвижимости в Германии и пользуются им лишь изредка, иногда и который не является объектом сданным в долгосрочную аренду.
Прежде всего, иностранному владельцу следует понимать, что такой объект считается «незаселённым» и «коммерческим», поскольку в большинстве случаев владелец, будучи иностранцем, там не прописан и регулярно там не проживает, т.е своим объектом лично не пользуется.
В сложившихся обстоятельствах с «новым переселением народов» законодатель Германии старается реагировать быстро и предлагает целый ряд как федеральных, так и местных, земельных законов, регулирующих «рациональность» использования ресурса граждан (своих и не своих) относительно недвижимости и её «заселения».
Последние же граждане, которые часто не владеют не только актуальной информацией немецкого законодательства, но и даже немецким языком, скорее всего рискуют столкнуться с проблемой обработки ведомственной почты местных органов относительно их объекта и его «принудительного» использования. А суть такой «ведомственной почты» может состоять как в безобидном информировании владельца, так и в конкретных требованиях, обязывающих владельца к быстрым действиям и правовой реакции.
Процесс «принудительного» заселения в правовом плане имеет много аспектов и зависит от местонахождения объекта в той или иной федеральной земле и тех норм, которые там приняты. Кроме того этот процесс обычно сопровождается предварительными уведомлениями или решениями местных властей о размерах компенсаций или предоставлении иных льгот.
Вот лишь краткий и поверхностный обзор местных норм, которые частично таковыми даже не стали, существуют лишь в стадии «законопроекта» или планируются к вступлению в силу в ближайшее время.
Например с октября этого года по март 2017 в г. Бремен уже действует закон по использованию пустующих объектов недвижимости для заселения в них «беженцев». Согласно этой норме, владельцы пустующих объектов с определённым метражом и определённого статуса получат т.н. «компенсацию» (Entschädigung) от определённых ведомств за использование их объекта.
В Гамбурге особым постановлением городского управления уже осуществляется «изъятие» (Beschlagnahme) пустующих коммерческих объектов недвижимости на основе специально принятого закона об изъятии и рациональном использовании пустующих площадей недвижимости.
Поскольку данные нормы очень «свежи», в правовой среде юристов жилищного права, права владения недвижимостью в Германии и административного права идёт активная дискуссия о правомерности и даже «конституциональности» подобных норм, следует обращаться к специалистам права, прежде чем занимать ту или иную позицию в данных дискуссиях. Однако такие дискуссии никак не влияют на исполнение подобных законов.
В большинстве случаев, процессуально, иски против «приведения в исполнение» таких изъятий и заселений хоть и допустимы, но не имеют т.н. «обратного действия». Простым языком для непрофессионалов это означает: сначала изъятие и заселение, а если владельцу это не нравится, он может подать иск против соответствующего гос. органа или ведомства, которое приняло такое решение и осуществило его реализацию. Словом, судитесь сколько хотите, это Ваше право, а пока в вашем объекте будут проживать те, кого Вам поселят.
Ну как, Вы ещё не инвестировали в «свою» недвижимость в Германии? Поспешите.
Одним из «передовиков» и «ударников», который уже «перевыполняет план» в данном вопросе можно считать Берлин, где уже изъято и заселено несколько коммерческих объектов.
Разумеется их точное название и положение никак нельзя озвучить (военная тайна). Но некоторые данные в качестве примера «процесса, который уже запущен», всё же находятся в открытом доступе, например на портале т.н. Федерального Ведомтсва по Задачам Недвижимости (Bundesanstalt für Immobilienaufgaben, BImA) на балансе которого находится участков общей площадью 490.000 га. и квартир в колличестве 38.000 (см. ссылку на статью ведомства о заселении объекта, бывшего центра подготовки).
К слову, из информации о самом ведомстве видно, что одной из задач его является организация и предоставление площадей для размещения личного состава войск т.н. северо-атлантического альянса на территории страны и на объектах, находящихся в управлении ведомства.
В виде утешения и успокоения всех, кто мечтает обзавестись собственным объектом недвижимости в Германии или уже таковым владеет, следует всё же заметить, что некоторые федеральные земли отказались от такой практики принятия «временных» законов, продиктованных сложившейся ситуацией. Некоторые федеральные земли и города планируют лишь изменения в своих существующих законах относительно управления собственными объектами, подгоняя их под ситуацию.
Перефразируя известную поговорку, владельцу-иностранцу в каждом отдельном случае, рекомендуется «сто раз отмерить, прежде чем его объект один раз отрежут от него же».
В любом случае, в правильном понимании уже происходящего и ещё предстоящего, в понимании правовых рамок и ограничений относительно Вашего объекта в Германии Вам поможет только специалист в данной области права.
____________________________________________________________________
V.Haupt, V.Haupt & Partner, Hannover, +049-511-1613948 — о немецком праве на русском.