Неизвестными для российского законодательства являются правила усиленной защиты нарушенных прав авиапассажиров Европейского Союза. Речь идёт о следующих неприятных ситуациях:
1) если пассажиру отказывают в посадке на рейс против его воли;
2) авиарейс отменяется;
3) авиарейс задерживается.
В данном случае любому пассажиру должно быть обеспечено максимально возможное сокращение неудобств и созданы условия для дальнейшего путешествия. Таким любым пассажиром является гражданин любой страны, включая и россиян, а не только граждане стран Евросоюза. Как вылетающий из аэропортов, расположенных на территории стран Евросоюза, так и пассажир, прилетающий в Евросоюз из третьих стран.
Определение «любой пассажир» выражается также в распространении действия таких правил усиленной защиты не только на регулярные авиарейсы, то также и на чартерные авиарейсы и туры с полным обслуживанием и авиарейсами.
В случае отмены авиарейса пассажир имеет право:
— на возмещение полной стоимости билета за ту часть путешествия, которая была отменена;
— на возмещение полной стоимости билета за ту часть путешествия, которая не будет завершена из-за изменения планов пассажира;
— на обратный рейс к первому пункту отправления в кратчайший срок;
— на трансфер в пункт отправления в случае возвращения в альтернативный аэропорт;
— на два бесплатных телефонных звонка, на сообщения по электронной почте и факсу;
— на еду и освежающие напитки во время ожидания;
— на проживание в гостинице при задержке на одну или более ночей;
— на трансфер из аэропорта в гостиницу и обратно;
— на денежную компенсацию при понижении класса обслуживания;
— на денежную компенсацию в связи с причинением неудобств.
То есть, в случае отмены авиарейса любой пассажир может потребовать выплаты ему отдельной денежной компенсации в следующих размерах:
— EUR 250 для всех полетов на расстояние в 1500 километров или менее;
— EUR 400 для всех полетов внутри Евросоюза на расстояние более 1500 километров и для всех прочих полетов на расстояние от 1500 до 3500 километров;
— EUR 600 для всех полетов, не относящихся к вышеназванным (например, в Канаду или США).
Когда пассажир соглашается лететь альтернативным маршрутом, не превышающим пропорционально указанному расстоянию полёта двух, трёх или четырёх часов от ранее запланированного времени прилёта, то сумма денежной компенсации сокращается на 50 %. Соответственно: EUR 125, EUR 200 и EUR 300.
Такие же права имеет пассажир, которому авиаперевозчик отказал в посадке против воли пассажира. Наиболее характерным случаем такого отказа в посадке является ошибочная продажа билетов на рейс, превышающая по количеству посадочных мест. Однако, эти правила не действуют, если отказ в посадке обусловлен соображениями безопасности, охраны здоровья или отсутствием необходимых документов у пассажира.
Пассажир имеет право в случае задержки рейса более чем:
на два часа:
— на два бесплатных телефонных звонка, на сообщения по электронной почте и факсу;
— на еду и освежающие напитки во время ожидания;
на пять часов (в дополнение к перечисленному):
— на возмещение полной стоимости билета за ту часть путешествия, которая была отменена, и на обратный рейс к первому пункту отправления в кратчайший срок;
— на возмещение полной стоимости билета за ту часть путешествия, которая не будет завершена из-за изменения планов пассажира;
на сутки (в дополнение к перечисленному):
— на проживание в гостинице при задержке на одну или более ночей;
— на трансфер из аэропорта в гостиницу и обратно.
В случае обслуживания пассажира классом ниже того, в который был приобретен билет, авиаперевозчик обязан возместить:
— 30% стоимости билета для всех полетов на расстояние в 1500 километров или менее;
— 50% стоимости билета для всех полетов на расстояние от 1500 до 3500 километров;
75% стоимости билета для всех полетов, не относящихся к вышеназванным (например, в Канаду или США).
Усиленная защита прав авиапассажира состоит и в том, что названные денежные компенсации не ограничивают права на иные виды возмещения убытков, но сумма компенсаций включается в убытки. Выплата компенсации должна быть произведена в семидневный срок. Изложенные правила применяются по отношению к пассажиру, который имеет бронь на авиарейс и своевременно зарегистрировался, а также на пассажиров, которые пересаживаются авиаперевозчиком по какой-либо причине на другой рейс.
Распространяются правила и на участников бонусной программы авиаперевозчика, но не действуют для пассажиров, которые путешествуют бесплатно или по сниженным тарифам закрытых программ продаж билетов.
Проблема защиты нарушенных прав российского авиапутешественника может возникнуть при реализации изложенных правил как пассажиром, так и иностранным авиаперевозчиком. Прежде всего, по какому адресу обращаться путешественнику в таких случаях? Обычно, авиабилеты приобретаются через российские кассы и турагентства, которые перевозчиками не являются и на которые изложенные правила не распространяются.
Обратиться к иностранному авиаперевозчику в России возможно через его филиал или представительство. Но эти филиалы расположены в Москве или отдельных крупных российских городах.
Да и лишь немногие из многочисленных иностранных авиаперевозчиков имеют российские филиалы. На какой адрес отправлять заявление путешественнику и на каком языке???
Многие знатоки ответят – по юридическому адресу авиаперевозчика и на английском языке. Минуточку, но юридический адрес часто не совпадает с адресом головного офиса перевозчика, а этот офис не ответственен за рассмотрение заявлений пассажиров по внутренним правилам корпорации.
Английский язык подлежит применению к международному договору перевозки, но не обязательно установлен национальным правом перевозчика как претензионный. Часто запрос направляется авиаперевозчику по электронной почте, и пассажир получает исключительно вежливый ответ о присвоении заявлении номера и рассмотрении.
Затем пассажир направляет напоминание и снова получает вежливый ответ месяца через три. И так далее … Тем временем истекает срок исковой давности по данному требованию, который регулируется национальным правом перевозчика. А если у пассажира возникает спор с иностранным авиаперевозчиком, то потребуется подать заявление в суд по месту нахождения перевозчика по нормам его национального права. К числу возможных приключений российского пассажира при осуществлении своих прав можно дополнить небыструю работу российской почты, затруднения с получением валютного платежа из-за границы, недостаточную информированность пассажира в связи с отсутствием детальной информации на русском языке.
Разумеется, иностранные авиаперевозчики обязаны следовать правилам усиленной защиты пассажиров, а именно:
разместить на стойке регистрации объявление о содержании прав пассажиров, чьи рейсы отменены или задержаны;
информировать о предстоящей отмене рейса заблаговременно до времени вылета;
заботиться о пассажирах, чьи рейсы отменены или задержаны;
предлагать пассажирам законное возмещение и материальную компенсацию.
Эти правила действуют для всех авиаперевозчиков любых стран, которые имеют лицензию на этот вид деятельности, выданную органами Евросоюза. Однако, изучение вопроса показало, что хотя бы подробная информация о правилах широко опубликована немногими крупными международными авиаперевозчиками, например:
LUFTHANSA http://www.lufthansa.com/...ralinfo?nodeid=1847670287&l=ru
BRITISH AIRWAYS
http://www.britishairways.com/...ight-cancellation-compensation
KLM https://www.klm.com/...tion/applying_for_a_refund.htm
AUSTRIAN AIRLINES
https://www.austrian.com/...erRights.aspx?sc_lang=ru&cc=BY
DELTA AIRLINES
http://www.delta.com/...-compensation/eu_notice_ru.pdf
В настоящей статье рассмотрены лишь отдельные правила защиты авиапассажиров, действующие в Евросоюзе. Такая защита предоставляется также в следующих случаях:
смерть или причинение вреда здоровью пассажира;
утрата или порча багажа;
задержка в доставке багажа.
Поэтому скажем себе фразу из фильма: «Мы не можем полагаться на случай!» И будем действовать незамедлительно и точно. Если изложенная ситуация произошла, нужно направить письменное заявление авиаперевозчику по электронной почте и заказной почтой в течение семи дней. Обычно авиаперевозчик публикует Общие условия перевозки, в которых указан адрес, по которому нужно направить заявление.
Как правило, указан Клиентский отдел. Лучше составить заявление на двух языках: русском и национальном языке перевозчика.
Последующее развитие событий зависит от политики авиаперевозчика по отношению к пассажирам, его финансовой состоятельности, последовательности и сноровки пассажира. Но согласитесь, что не воспользоваться правом на возмещение выглядит неразумным.
Основными актами правового регулирования являются Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28.05.1999) и Регламент Европейского Союза № 261/2004 «Общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке и отмены либо долговременной задержки рейсов».
Данная публикация является информацией общего характера и не заменяет юридической помощи в конкретном случае. Использовать эти материалы допускается при условии упоминания имени их автора. Адрес почты для юридической поддержки anwalt.kartashov@gmx.de
Автор – Михаил А. Карташов
Адвокат, к.ю.н. Kanzlei Dr. Kartashov
anwalt.kartashov@gmx.de
Публикация 33 – 2016
22.01.2016