Сразу признаюсь – я не знаю, как украсть деньги с банковского счета, а если бы и знал – никому бы не сказал. Но какие-то мысли о том, как уберечь деньги от подобного хищения у меня появились, когда взялся за дело, к настоящему времени не завершенное, по защите интересов пожилой женщины, потерявшей весьма значительную для нее сумму денег.
После ее обращения ко мне я просмотрел судебную практику за последние годы и создалось впечатление, что пострадавшими по подобным делам, как правило, являются пожилые люди, словно после вложения ими денежных средств на банковский счет некие злоумышленники вносят их в определенную «группу риска», и ожидают от них следующих действий.
Если ожидаемые действия не совершаются, то вложенные деньги благополучно отбывают на счету отведенный им срок, и даже наращивают массу. Но если их ожидания оправдываются и представитель «группы риска» совершает то, что от него ждали, например получает банковскую карту в данном банке, то механизм хищения мгновенно запускается.
Например, обратившаяся женщина, решив сохранить имевшуюся денежную сумму и в будущем передать детям и внукам, в конце 2015 года положила их не «в чулок», а на счет с многообещающим наименованием «Сохраняй» в ОАО «Сбербанк России» (ныне ПАО «Сбербанк»). Казалось, надежней способа сберечь деньги и придумать было невозможно.
Примерно через месяц в этом же банке она получила банковскую карту для начисления денежных средств по инвалидности, весьма незначительной по размеру, и к полученной карте не стала подключать услуги «Мобильного банка», не увидев в этом необходимости.
Однако не успела доверительница выйти от отделения банка, как в 09ч.25м. в банкомате, расположенном в помещении отделения банка, к полученной карте на телефон доверительницы была подключена услуга «Мобильного банка».
Примерно через 30 минут, в 09ч.58м. с использованием банкомата в магазине, расположенном в соседном квартале, к этой же банковской карте была подключена услуга «Мобильного банка» на телефон с незнакомым номером, с использованием которого в дальнейшем проводились незаконные операции с вложенными на счет денежными средствами.
Возникают два вопроса:
— Какую цель преследовали злоумышленники, столь быстро подключая к банковской карте услуги «Мобильного банка»?
— И почему им понадобилось подключать услуги «Мобильного банка» на принадлежащий доверительнице телефон — она же могла увидеть СМС-сообщения о переводе денег и заблокировать карту?
Свое мнение на второй вопрос изложу позже, а по первому вопросу полагаю, что злоумышленники спешили, допуская возможность подключения доверительницей к банковской карте услуги «Мобильного банка» через какой-то промежуток времени, и тогда возможность хищения денежных средств значительно бы снизилась – зная о подключенной услуге она бы отслеживала поступающие СМС-сообщения и могла вовремя отреагировать на сомнительные операции.
И в дополнение – злоумышленники должны были понимать, что получив банковскую карту доверительница выйдет из тихого помещения отделения банка на оживленную и щумную улицу, и вряд ли сможет при этом услышать поступающие на телефон СМС-сообщения.
Расчет злоумышленников, если он существовал, оправдался — из офиса банка доверительница направилась домой на автобусе, следовавшему по улицам и проспекту, заполненным нескончаемым потоком автомашин, сопровождаемых звуковыми сигналами и скрипом тормозов. Могла ли она при этом услышать и обратить внимание на СМС-сообщения, которых не ждала?
А в это время, пока она добиралась из отделения банка в свою квартиру, в период с 09ч.58м.(подключение «Мобильного банка» на второй телефон) до 10ч.29м. денежные средства со счета «Сохраняй» были переведены на полученную банковскую карту, счет был закрыт;
— в 10ч.30м. часть денежных средств с банковской карты были сняты в банкомате в г.Уфе, а другая часть в 11ч.08м. и 12ч.05м. были сняты в банкомататах г.Москвы.
К 12 часам, когда она добралась до своей квартиры, операции с денежными средствами прекратились.
Может быть злоумышленники передумали, поскольку значительная часть денежных средств на счету карты оставалась, или у них проснулась совесть?
Как бы не так! По моему мнению операции были приостановлены, поскольку, по расчетам злоумышленников, к этому времени владелица карты должна была добраться до своей квартиры (как и случилось) и в тихой обстановке могла обратить внимание на поступающие СМС-сообщения, и отреагировать на них.
И операции возобновились глубокой ночью, когда все законопослушные граждане, в том числе и доверительница, спали — оставшаяся часть денег была снята со счета банковской карты в ночное время, в различных банкоматах г.Уфы.
По истечении года она явилась в банк для продления договора вклада, однако ей сообщили, что год назад, в день получения банковской карты, денежные средства были выплачены и счет закрыт.
Она обратилась с заявлением о хищении денежных средств с банковского счета в полицию, было возбуждено уголовное дело, через два месяца приостановленное в связи с неустановлением виновных лиц.
Согласно ответу МСЦ ПАО «Сбербанк» «…формирование архива видеозаписей событий со всех установленных видеокамер на устройствах самообслуживания ПАО Сбербанк обеспечивается за период времени не более 60 суток».
На письменное обращение в Центральный банк РФ ей ответили, что в ПАО «Сбербанк России» направлен запрос с просьбой рассмотреть обращение и о результатах проинформировать ее и Департамент.
На письменную претензию ПАО «Сбербанк России» ответило отказом сообщив, что: - операции по переводу денежных средств со счета на карту, закрытии вклада, и переводу денежных средств с карты на другие карты были проведены через систему «Сбербанк Онлайн» (система дистанционного обслуживания, для входа физически банковская карта не используется) для входа в которую были использованы реквизиты полученной карты;
— при входе и проведении операций в системе «Сбербанк Онлайн» были использованы правильный логин и одноразовые пароли, которые являются аналогом собственноручной подписи клиента.
— при совершении операции на мобильные телефоны (принадлежащий доверительнице и телефон с незнакомым номером) направлялись СМС-сообщения, содержащие информации о параметрах операции и пароль для подтверждения.
— банк не может согласиться с претензией, поскольку банк выполнил распоряжения от имени клиента, и не мог списать денежные средства со счета без его согласия.
Полагаю, что в ответе ПАО «Сбербанк России» и кроется ответ на второй вопрос о том, почему злоумышленникам понадобилось подключать услуги «Мобильного банка» на принадлежащий потерпевшей телефон – чтобы возразить на будущие претензии, сославшись на неисполнение держателем банковской карты обязанностей, установленных Условиями банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк, сообщать в банк о совершении операции с использованием карты (реквизитов карты) без ее согласия.
Данная позиция ответчика послужила для районного суда одним из основных поводов для отказа в удовлетворении искового заявления.
Видимо, злоумышленники также изучают судебную практику и вносят коррективы в свои действия. Так, в базе «РосПравосудие» нашел решение одного из районных судов Ростовской области за 2015 год по аналогичному делу, по которому суд удовлетворил исковые требования к ПАО «Сбербанк России», однако в данном случае к банковской карте услуга «Мобильного банка» была подключена лишь к одному телефону с номером, не принадлежавшем потерпевшей.
В исковом заявлении была сделана ссылка на положение Условий банковского обслуживания о том, что при предоставлении услуг через удаленные каналы обслуживания Банк имеет право «проверять факт владения Клиентом номером телефона, подключенным (подключаемым) к услуге «Мобильный банк», и в случае выявления принадлежности телефона третьему лицу или иного отчуждения номера телефона Банк имеет право отказать Клиенту в подключении номера телефона к услуге «Мобильный банк» /отключить номер телефона от услуги «Мобильный банк».
Суд оставил без комментариев данную ссылку, посмотрим, как отреагирует следующая судебная инстанция.
Судебная тяжба с банком — длительный и изматывающий процесс, и избежать его, оставаясь спокойным за вложенные на банковский счет деньги, по моему мнению помогли бы простые и не требующие каких-либо временных и финансовых затрат следующие меры.
— желательно не приобретать банковскую карту в банке, на счету которого лежат Ваши деньги;
— если Вы приобрели банковскую карту в данном банке – при приобретении подключите к карте услугу «Мобильного банка»;
- при приобретении банковской карты независимо от того – подключили или не подключили к ней услугу «Мобильного банка» — просматривайте поступающие на телефон СМС-сообщения, уделяя особое внимание поступающим в первые 2 – 3 часа после получения банковской карты;
— внесите в свой телефон номер телефона банка, указанный в Памятке держателя карты, по которому следует обратиться при выявлении СМС-сообщения о подозрительной операции;
— до истечения двухмесячного срока со дня вложения денег на счет (т.е. в срок хранения видеозаписей банкоматов) явитесь в банк и проверьте состояние Вашего банковского счета.