Сегодня стал популярен вид страхового мошенничества, когда в реальном или инсценированном ДТП фальсифицируется срабатывание подушек безопасности автомобиля, с целью увеличения суммы страхового возмещения.
Как известно, подушки безопасности — дорогостоящая деталь транспортного средства, а значит, суммы, при их срабатывании, могут быть значительно выше. Однако существует множество видов столкновений, при которых подушки безопасности не срабатывают. Как же отличить реальный случай от подлога?
Существует несколько типов подобной “инсценировки”. В первом случае, подушка безопасности, вручную, извлекается из корпуса таким образом, чтобы был виден мешок безопасности. Во втором случае, на запалы подушек безопасности, опять же, вручную, подаётся питание, и подушки срабатывают. В третьем случае, владельцем автомобиля могут быть приобретены сработавшие подушки безопасности и, временно, заменены на автомобиле.
Отсутствие достаточных знаний в этой области не позволяет многим экспертам определить факт срабатывания системы пассивной безопасности. Как правило, в своих отказных заключениях они ссылаются на характер удара, при котором не могли сработать подушки безопасности или другие причины, которые погружают обе стороны в такое довольно туманное понятие, как “критерии срабатывания подушек безопасности при различных видах столкновений”.
Это — тернистый путь, потому что критерии срабатывания подушек, а также алгоритмы, которые пишутся инженерами-разработчиками данных систем совсем не прозрачны. Более того, по большей части никаких конкретных формулировок, в каких именно случаях должны или не должны открываться подушки безопасности, автопроизводители в своих технических документах не допускают.
Также часто применяется формулировка, что, мол, потолочная подушка безопасности не может срабатывать при фронтальном столкновении. Это тоже далеко от истины, если имелся факт вращения или наклона автомобиля в одну из сторон, что не редкость и при фронтальных столкновениях.
Гораздо проще выявить факт мошенничества внимательно осмотрев сами подушки безопасности. Сработавшие мешки безопасности разительно отличаются от несработавших. Но ещё более сильно отличаются сработавшие и несработавшие пиропатроны подушек безопасности.
Ремень безопасности также часто может являться индикатором сработки. В момент столкновения преднатяжитель ремня срабатывает, втягивая ремень в бобину, и, в большинстве случаев, так и остаётся затянутым навсегда.
Также, многие современные автомобили оснащаются ремнями с тазовым механизмом натяжителя ремня безопасности, который находится в месте фиксации ремня безопасности к кузову или сиденью автомобиля. Тросовый механизм, при срабатывании, надёжно затягивается, определить такое срабатывание (также как и несрабатывание) достаточно просто визуально.
пиропатрон до срабатывания
пиропатрон после срабатывания
В случае первого типа фальсификации, этого может оказаться достаточно.
Что же делать, если подушки безопасности реально взорваны?
Диагностика автомобиля, с использованием дилерского диагностического оборудования — обязательная процедура при подобном осмотре. Необходимо, чтобы блок управления подушками безопасности содержал необходимую информацию, подтверждающую факт срабатывания системы.
В частности, это ошибки по запалам пиропатронов подушек безопасности, спец-ошибка о столкновении (например, B1650 “Зарегистрировано фронтальное столкновение” (Hyundai/Kia)). Многие системы (например, VAG) пишут в блок количество ударов, полученных автомобилем. Данный параметр легко извлекается диагностическим устройством и может служить подтверждающим факт срабатывания SRS критерием.
Отдельно стоит упомянуть такие параметры, как дата и время возникновения ошибок, которые фиксируются многими автомобилями европейского производства.
Эти параметры могут быть сверены с обстоятельствами ДТП и служить дополнительной информацией для вынесения вердикта. Большинство таких дат невозможно сфальсифицировать, так как время в диагностической сети имеет своё независимое течение, и не связано со временем, которое отображается на панели приборов.
Также стоит упомянуть и о показаниях одометра автомобиля, который часто фигурирует в данных блока SRS. Часто, в ошибке о срабатывании (например, в автомобилях марки Nissan) можно узнать информацию о пробеге автомобиля в момент столкновения.
Конечно, существует ещё множество способов убедиться в истинном срабатывании подушек безопасности. Необходимо постоянно пополнять свои знания о различных системах автомобиля, чтобы дать обоснованное и грамотное заключение.