К официальному дилеру Тойоты в г. Ярославле обратился с претензией гражданин с требованием уплатить полмиллиона рублей за продажу ему имеющего существенный заводской дефект автомобиля Тойота Королла – неисправные датчики удара в системе пассивной безопасности.
Гражданин ссылался на заключение эксперта, согласно которому причиной несрабатывания подушек безопасности автомобиля в ДТП является брак завода-изготовителя, выразившейся в установке датчиков, не срабатывающих от ударных воздействий на детали кузова автомобиля.
Исследование эксперта Горева
Местный эксперт-автотехник Горев А.Ю. руководствовался тремя методическими источниками: 1) Экспертиза ДТП, В.А.Иларионов, М, 1989, 2) ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», и 3) Руководство по эксплуатации автомобиля Toyota Corolla. В первых двух их них, кстати, нет даже таких слов как «подушки безопасности».
Эксперт Горев осмотрел автомобиль и установил, что в направлении спереди назад у автомобиля деформирована левая часть бампера на глубину более 100 мм, с разрывом материала бампера, передние крылья, и глубину 20 мм верхняя часть рамки радиатора. Остальные деформации – от опрокидывания автомобиля. Но сначала имел место плотный контакт с преградой, располагавшейся спереди слева.
Сканирование электронным прибором дилера показало, что неисправности системы пассивной безопасности не обнаружены. Отсюда экспертом Горевым был сделан вывод о том, что на машине установлены бракованные датчики удара.
Некоторые мысли
Датчики (сенсоры) удара, как и модули подушек безопасности и электронный блок управления, сигнализаторы неисправности системы являются составными частями системы пассивной безопасности. Непонятно, как эксперт установил, что именно датчики удара, сложные электромеханические приборы, являются заводским браком?
На «Праворубе» есть ряд моих статей, содержащих информацию о работе системы пассивной безопасности и методах исследования: «Должны ли сработать подушки безопасности? История первая», «Должны ли сработать подушки безопасности. Проводим эксперимент», «Экспертонет. Должны ли сработать подушки безопасности? Рецензируем заключения экспертов», «Критерии срабатывания подушек безопасности» с американской методикой исследования из солидного экспертного журнала, «Чёрные ящики автомобиля. Миф или реальность?» …
Понятно, что эксперты из НП «Палата судебных экспертов» такую чушь не читают. Но зато читают другие. В частности, юристы, в том числе юристы дилеров.Так это дело попало ко мне.
Исследование эксперта Никонова
По моей просьбе сотрудники дилера сняли передний бампер с аналогичного автомобиля и сфотографировали его с мерными линейками в кадре. Сразу выяснилось, что на удар в аварийный автомобиль пришелся слева от металлического усилителя бампера, который и отломился точно по краю усилителя. А под самим пластиковым бампером в его левой части пусто, ничего нет.
Далее был использован отчет о краш-тесте автомобиля той же марки. С учетом измерений эксперта Горева было установлено, что сила удара в аварийный автомобиль была около 120 кг, а его замедление в результате плотного контакта с преградой в левой части бампера составило около 1 м/с2, что в 7 раз меньше замедления при обычном торможении на сухом асфальте и в 15 раз меньше минимального порогового значения срабатывания подушек безопасности.
Подушки безопасности в этом ДТП не должны были сработать, и дилер в суде выиграл.
Экспертология и экспертоведение
В чем здесь экспертология? А в том, что в данном случае эксперт должен был выяснить, какой механический параметр (или какие параметры) производитель продекларировал в руководстве по эксплуатации как пороговые для срабатывания подушек безопасности. Это может быть сила удара, замедление, жесткость удара, энергетически эквивалентная скорость … Далее эксперт должен установить фактическое значение этого параметра в ДТП, а потом сравнить его с пороговым и сделать вывод.
В чем здесь экспертоведение? Как представлю себе ученого мужа из области права, изучающего заключения различных экспертов, как госов, так и негосов по сходным вопросам, и пытающихся установить присущие им общие принципы, структурные связей и отношения, общности их происхождения «как нечто боговдохновенное» (© Адвокат Васильев А.В.) …, так сразу хочется начать дрыгать ногами. Тут не ученые мужья-правоведы нужны, а, либо обычные психиатры, либо нормальные следователи.
А про то, что мама говорила, и я раньше писал.