Размышления о чёрном ящике автомобиля
Случай выглядел безнадёжным. Энглеберт Фалсани обратился ко мне за помощью в его иске о возмещении вреда в результате ДТП на перекрёстке. Г-н Фалсани получил травму головы при ударе, и не помнил обстоятельств ДТП. Другой участник, водитель Питер Уокер Лусли, показал, что, в то время как у Фалсани было преимущественное право проезда, Фалсани ускорялся. Кроме того, эксперт по реконструкции ДТП, нанятый г-ном Лусли, отметил, что не было никаких тормозных следов, оставленных транспортным средством г-на Фалсани.В заявлении в полицию в день после столкновения г-н Лусли утверждал, что въехал на перекрёсток на скорости в 20 миль в час на своём Cadillac Escalade 2001 года, когда внезапно машина г-на Фалсани появилось перед ним на скорости, которую он оценил около 50-60 миль в час. Г-н Лусли заявил, что применил торможение и замедлил своё транспортное средство, но не смог избежать столкновения с транспортным средством г-на Фалсани.
Учитывая полную потерю памяти г-на Фалсани, я затруднялся определить, как я помогу ему в этом случае. Хотя я отчаивался в возможности помочь г-ну Фалсани, я заказал телефонный разговор с Роджером Бергмайером, специалистом по реконструкции ДТП. После краткой беседы, в которой г-н Бергмайер спрашивал относительно текущего местонахождения транспортных средств, он спокойно, сообщил мне, что у него должен быть категорический ответ для меня через день или два.
Не больше, чем 48 часов спустя, Роджер вызвал меня – «Питер, г-н Лусли не говорит правду. Фактически, г-н Фалсани двигался со скоростью 25 миль в час. За 4 секунды до столкновения и за 3 секунды до столкновения он тормозил, и его машина в момент столкновения ехала со скоростью около 12 миль в час».
«Г-н Лусли, с другой стороны, ехал со скоростью 43 мили в час, когда въехал на перекресток. Он не применял торможение перед ударом».
Примечательно, что Роджер так и не использовал схему ДТП, чтобы сделать какие-либо выводы, – вместо этого он использовал CDR (crash data retrieval – извлечение данных об аварии) для получения данных от компьютеров в транспортных средствах, что позволяло точно определить скорости в момент ДТП, положения педалей дросселя и торможения.
EDR (Event Data Recorder) иCDR (crash data retrieval)
EDR — это устройство, установленное в некоторых автомобилях для записи информации, связанной с ДТП. Информация из этих устройств может быть считана после аварии и проанализирована, чтобы определить, что транспортное средство делало до, во время и после аварии, или события. EDR обычно относится к простым, защищённым от взлома и чтения-записи в память устройствам, похожим на «чёрный ящик» в самолетах.Кроме этого специального устройства данные могут сохраняться в чипах других электронных систем автомобиля.
Система CDR представляет собой инструмент фирмы Bosch – комбинацию аппаратных и программных средств обеспечения доступа к предаварийным и аварийным данным транспортных средств, которые могут храниться в модулях легковых автомобилей, легких грузовиков и/или внедорожников.
Аварийные данные записываются в память EDR, расположенный в модуле управления подушками безопасности и/или силовом блоке управления. Система CDR позволяет получить «образ» аварийной информации и отобразить информацию для анализа ДТП графически и в виде таблиц, без удаления или изменения хранимых данных. Информация может быть сохранена и напечатана в PDF формате.
Всё устройство и софт представляют из себя ноутбук, к которому подключается зелёная коробочка с CDR, и набор шнуров, одним из которых CDR подключается к разъёму на автомобиле.
Как это делается, можно посмотреть в этом видеофильме.
Что такое «событие» и каков порог его обнаружения?
NHTSA (Национальной администрацией дорожной безопасности Департамента транспорта США) принят стандарт United States Code of Federal Regulations Title 49 Part 563 Event Data Recorders, обязательный для автомобилей, произведенных после 1 сентября 2010 года, и содержащий, в частности, следующие термины и определения.Порог обнаружения означает изменение скорости транспортного средства в продольном направлении, которое равняется или превышает 8 км/ч в пределах интервала в 150 миллисекунд. Для автомобилей, которые учитывают изменение скорости в поперечном направлении, порог обнаружения означает изменение скорости транспортного средства в продольном или поперечном направлении, которое равняется или превышает 8 км/ч в пределах интервала в 150 миллисекунд.
Событие означает удар или другой физический процесс, который превышает или соответствует порогу обнаружения.
Регистратор данных о событиях (EDR) означает устройство или функцию в автомобиле, которые записывают динамику автомобиля, данные во времени в течение периода времени от незадолго до аварийного события (например, скорость автомобиля в зависимости от времени) или во время аварийного события (например, изменение скорости во времени), предназначенные для извлечения данных после аварийного события. Для целей данного определения данные о событии не включают в себя аудио и видео данных.
Фронтальная подушка безопасности означает надувную удерживающую систему, которая не требует никаких действий от водителя и пассажиров и используется в соответствии с требованиями FMVSS № 208 (федеральный стандарт по безопасности автомобиля) по защите от фронтального столкновения.
Боковая подушка означает любое надувное сдерживающее пассажира устройство, которое крепится к сиденью или боку салона автомобиля, и которое предназначено для развёртывания при боковом ударе, чтобы помочь смягчить травму пассажира и/или его выброс.
Боковые шторки/трубки безопасности означает любое надувное устройство, сдерживающее пассажира, которое установлено на боку салона автомобиля, и которое предназначено для развёртывания при боковом ударе или опрокидывании, чтобы помочь смягчить травму пассажира и/или его выброс.
Время ноль означает для систем с «пробуждением» системы управления подушками безопасности, время, за которое алгоритм управления активируется; для систем с непрерывной работы алгоритмов – первая точка отрезка, где совокупное изменение продольной скорости более 0,8 км/ч (0,5 миль/ч) достигается в пределах 20 мс времени, или для транспортных средств, которые записывают изменение скорости в поперечном направлении – первая точка отрезка, где совокупное изменение поперечной скорости более 0,8 км/ч (0,5 миль/ч) достигается в пределах 5 мс времени.
Изменение скорости в продольном направлении означает совокупное изменение в скорости, зафиксированное EDR транспортного средства, вдоль продольной оси, начиная от времени ноль и заканчивая временем 0,25 секунды, записанное каждые 0,01 секунды.
Изменение скорости в поперечном направлении означает совокупное изменение в скорости, зафиксированное EDR транспортного средства, вдоль поперечной оси, начиная от времени ноль и заканчивая временем 0,25 секунды, записанное каждые 0,01 секунды.
Время развёртывания фронтальных подушек безопасности (для водителя и правого переднего пассажира) означает время, прошедшее от времени ноль до команды на развёртывание или, для многоступенчатой системы управления подушками безопасности, команды на развёртывание на первом этапе.
Время развёртывания боковых подушек безопасности/шторок безопасности означает время, прошедшее от от времени ноль до команды на развёртывание для боковой подушки или боковой шторки/трубки безопасности (для водителя и правого переднего пассажира).
Наверное, терминов достаточно. Кому надо будет больше, прочитают документ сами. Остаётся решить, какое отношение имеет американский стандарт к европейским, японским или иным автомобилям, к автомобилям без EDR (в Германии был скандал по поводу этих устройств-шпионов, потенциально нарушающих неприкосновенность частной жизни)?
Не буду отнимать хлеб у юристов. Тем более для технаря плавание в дебрях защиты прав потребителей от производителей и наоборот – непосильная задача.
Замечу только, что ведущие производители объединены, например, в AAM (Alliance of Automobile Manufacturers), и решают через такие объединения проблемы с правительством США. В частности, есть документы, из которых следует, что производители не возражают против технических параметров и терминов Title 49 Part 563, а только ставят вопросы юридического характера относительно неприкосновенности частной жизни.
Тогда могут ли, при одинаковой рекламе и критериях в руководствах владельцев, на российский рынок поставляться автомобили с другими параметрами срабатывания систем безопасности?
В любом случае «сильный удар», «сильный удар, сопоставимый с …», «порог обнаружения», сопоставление с краш-тестами позволяют проводить технический анализ на предмет, должны ли были сработать подушки безопасности.
Товарищ, там человек говорит, что он — инопланетянин. Надо что-то делать… Звони в 03
Цитата: «Как сообщает Life News, эксперты Mercedes и Citroen установили скорости, с которой двигались машины Баркова и Александриной перед ДТП. Как рассказали изданию в представительстве Citroen, данные исследований электронных блоков контроля систем автомобилей показывают, что в момент столкновения Citroen двигался со скоростью 75 км/ч …».Сколько в России иномарок? Но сами мы извлечь данные из «чёрных ящиков» не можем. Недосуг МЮ и МВД такими мелочами заниматься – пусть буржуины работают. Вот они и работают.
Скептик скажет, что мы-то не французы, куда, мол, до них … Хорошо, смотрим, что делают украинцы (статья из журнала «Судова инженерно-транспортна експертиза» в документах). Изымают электронный блок управления двигателем, подключают к компьютеру и результат на экране – скорость в момент удара 171 км/ч. Сами сделали, а не куда-то послали! Молодцы!
Для полноты в документах приведен отчет еще одного инопланетянина, лейтенанта полиции США (интересно, может ли хотя бы присниться такой же отчет лейтенанта ГИБДД?). Там – только факты. Посмотри только на один рисунок – события во времени.
Все видно – разгон от 75 миль в час до 110 миль в час, срабатывание АБС и т.д. Вот теперь есть задача для анализа ДТП автоэкспертом, а не задача гадания на кофейной гуще по данным следователя или показаниям свидетеля.
Так кто инопланетяне – мы или они?