Представляю вашему вниманию свою статью «Адвокатское расследование в российском уголовном судопроизводстве: миф или реальность?», размещенную на сайте МАСП (международная ассоциация содействия правосудию) в 2010 г. Благодарен за отзывы и комментарии!
В целях повышения эффективности деятельности адвоката и усиления состязательности сторон в теории российского уголовного процесса ученые периодически высказываются за введение института адвокатского расследования, где адвокат наделяется полномочиями самостоятельно собирать доказательства, параллельно с государственными органами предварительного расследования.
В законотворчестве уголовного судопроизводства России можно выделить три этапа развития этой идеи. Первый этап — закрепление основ адвокатского расследования в Концепции судебной реформы в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 года. В ней содержатся весьма существенные положения: «Защитнику и представителю потерпевшего обеспечивается возможность самостоятельно собирать доказательства по делу, допустимость которых устанавливается законом» [1].
Второй этап — воплощение идеи адвокатского расследования в проекте УПК РФ, подготовленного ГПУ при Президенте РФ, в котором защитник наделен полномочиями по производству «частных расследовательских мер». Расследование адвокатом осуществляется посредством обращения к частному детективу (п.5 ч.1 ст. 89), путем проведения частных следственных действий с участием наблюдателя (ст.101). Результаты частного осмотра, частного освидетельствования, частного обыска и других действий признаются доказательствами (ч. 4 ст. 161) [2].
Параллельное расследование, предусмотренное в указанном проекте УПК РФ, явилось предметом распространенной критики [3].
Третий этап начинается с принятием УПК РФ, в котором законодатель наделил защитника принципиально новыми правами по собиранию доказательств (п.2 ч.1 ст.53, ч.3 ст.86 УПК РФ).
По мнению ряда ученых, редакция ч.3 ст.86 УПК РФ позволяет говорить о том, что адвокат уже наделен правом самостоятельно собирать доказательства, т.е. проводить свое расследование [4]. Сторонниками данной точки зрения предложены тактика и методика проведения параллельного расследования [5], обсуждаются способы и процессуальная форма получения адвокатом доказательств [6].
Другие процессуалисты склонны полагать, что защитник собирает доказательства опосредованно, и таким образом участвует в собирании доказательств [7].
В данном споре, представляются правильными мнения тех ученых, которые считают, что хотя право адвоката собирать доказательства и предусмотрено в УПК, но надлежащим образом не обеспечено [8]. Современный российский адвокат может лишь обратить внимание на наличие интересной для него информации путем заявления соответствующего ходатайства [9], но в отличие от следователя, прокурора и судьи самостоятельно конвертировать его в пригодное для оценки доказательство не в состоянии, так как защитник лишен возможности преобразования полученной информации и придания ей надлежащей процессуальной формы т.е. формирования доказательств [10]. Эта позиция полностью подтверждается результатами судебной практики российских судов.
Таким образом, существующая в российском уголовном судопроизводстве система процессуального доказывания никогда ранее не допускала и не допускает в настоящее время проведения адвокатом самостоятельного расследования.
В целях дальнейшего совершенствования состязательных элементов в доказывании российского уголовного процесса С.А. Шейфер предлагает следующие меры. Установить обязанность для органов расследования удовлетворять любое ходатайство о пополнении доказательственной базы, путем проведения необходимых защите следственных действий, а также предоставить защитнику право на выяснение обстоятельств, способствующих защите, с помощью частных детективных служб [11]. Аналогичную позицию занимает М.О. Баев [12].
Представляется, что законодательное принуждение следователя к обязательному выполнению ходатайств адвоката будет ограничивать его процессуальную самостоятельность. Такой подход к решению проблемы не соответствует истинному пониманию принципа состязательности и не сможет изменить обвинительный уклон следователя при производстве расследования.
Расширение полномочий адвоката путем обращения к частному детективу [13], несомненно, являются необходимыми, однако, как и в вышеуказанных случаях, существенно изменить возможности защиты по собиранию доказательств эта мера не сможет, адвокат по-прежнему останется в положении постоянного ходатая перед следователем.
По мнению автора, полномочия адвоката в УПК РФ целесообразно модернизировать. Адвокат из отведенной ему роли лица постоянно ходатайствующего, должен превратиться в полноправного участника доказывания.
Как известно, идея адвокатского расследования многими учеными категорически отвергается. Суть критики сводится к тому, что наделение адвоката правом проводить расследование неизбежно должно повлечь изменение всего уголовного судопроизводства, что в свою очередь грозит обернуться разрушением предусмотренного порядка расследования преступлений [14].
Такие опасения ученых, как представляется, вызваны, представлением о классической модели параллельного расследования в англосаксонском законодательстве, а также принципиальными отличиями доказательственного права двух разных уголовно-процессуальных систем.
Так, в странах англосаксонского права, обвиняемый и его защитник до суда знают в лучшем случае лишь о сути подозрения и кое-что об обвинительных доказательствах, а все доказательства такого рода предъявляются лишь во время судебного разбирательства.
Немаловажным является то, что в англосаксонской теории доказательств преобладают требования к содержанию доказательства над формой и порядком его получения, а оценка доказательства происходит с позиции его относимости к предмету доказывания и его достоверности по отдельному уголовному делу.
Таким образом, в классическом понимании модель адвокатского расследования, присущая англосаксонскому законодательству неприемлема для российского судопроизводства и представляется мифической идеей.
Вместе с тем, по мнению автора, в российском уголовном процессе возможно создать институт адвокатского расследования, который будет учитывать особенности отечественного уголовного судопроизводства, и значительно отличаться от традиционного понимания. Для этого требуется модернизировать общую и досудебную части уголовного процесса, закрепив в УПК РФ отдельные элементы параллельного расследования.
Во — первых. Необходимо расширить полномочия адвоката, наделив его определенным инструментарием для производства таких действий, как осмотр, эксперимент, возможность производства самостоятельных экспертиз, фиксация проводимых действий с помощью фото и видеозаписи, обращение за помощью к частному детективу.
Во — вторых. Целесообразно закрепить в УПК РФ процессуальную форму для собирания адвокатом доказательств [15].
Автором не разделяются мнения ученых о том, что деятельность по собиранию доказательств не должна носить процессуального характера [16], а равно предложения об исключении допустимости, как свойства доказательств, для стороны защиты [17].
В – третьих. Необходимо обязать следователя приобщать к уголовному делу все предметы и документы, о которых ходатайствует адвокат. В свою очередь, в УПК РФ должна быть предусмотрена обязанность адвоката представлять следователю все собранные им доказательства в ходе предварительного расследования.
В — четвертых. По окончанию предварительного расследования, защитник должен быть наделен обязанностью составлять защитительное заключение, в котором он должен дать анализ собранных по делу доказательств [18].
Таким образом, представляется вполне реальным модернизировать российский уголовный процесс, путем введения отдельных элементов адвокатского расследования. Расширение полномочий адвоката по собиранию доказательства будет способствовать обеспечению прав личности и укреплению состязательности сторон в уголовном судопроизводстве России.
[1] Концепция уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации// Государство и право. 1992. №8. С.51.
[2] См.: п. 5 ч. 1 ст. 89, ст. 101 и ч. 4 ст. 161. Проект общей части УПК РФ (подготовленный ГПУ Президента РФ) // Рос. юстиция, 1994. № 9.
[3] См.: Кокорев Л.Д. Судебные реформы под влиянием идей М.С.Строговича. Воронеж, 1995. С.13; Шейфер С.А. Проблемы правовой регламентации доказывания в уголовно-процессуальном законодательстве РФ// Государство и право. 1995. №10. С.100.
[4] См.: Смоленский М.Б. Адвокатура в Российской Федерации. Ростов н/Д, 2002; Кузнецов Н., Дадонов С.
Право защитника собирать доказательства: сущность и пределы // Российская юстиция. 2002. № 8; Белканов Е.А. Стратегия адвокатской деятельности и деформация профессионального правосознания// Федеральное законодательство об адвокатуре: практика применения и проблемы совершенствования: Материалы Международ, науч.-практ.конф.Екатеринбург, 13 июля 2004 г. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. С.47.; Макарова З.В.Профессиональная защита подозреваемых, обвиняемых. СПб., 2008.С.217-218; Победкин А.В.Некоторые вопросы собирания доказательств по новому уголовно-процессуальному законодательству России// Государство и право. 2003.№1. С.59.
[5] См.: Мартынчик Е.Г. Правовые основы адвокатского расследования: состояние и перспективы (к разработке концепции и модели) // Адвокатская практика. 2003. N 6. С. 21-29; Мартынчик Е.Г. Адвокатское расследование: понятие природа, особенности и сущность (к разработке модели) // Адвокатская практика. 2004. N 1. С. 16-21; Маслов И.Адвокатское расследование // Законность. 2004. N 10. С. 34-38; Мурадьян Э.М. Свидетель, адвокат и нотариус // Государство и право. 2004, N 7. С. 12-19.
[6] См.: Паршуткин В.В, опрос адвокатом с их согласия// Возможности защиты в рамках нового УПК России: Материалы Науч.-практ.конф. адвокатов, провед. Адвокат.палатой г. Москвы при содействии Коллегии адвокатов «Львова и партнеры»., М., 2003. С.62-73; Стройков В.Реализация права защитника на опрос лиц // Законность. 2004. N 6. — С. 52-54
[7] Кудрявцев В.Л. Процессуальные и криминалистические основ деятельности адвоката-защитника в российском уголовном судопроивзодстве. М., 2006.67-68; Макарова З.В. Профессиональная защита подозреваемых, обвиняемых.СПб., 2008.С.217-218;
[8] См.: Давлетов А. Право защитника собирать доказательства // Российская юстиция. 2003. № 7.
[9] См.: Михайловская И.Б.Процесс доказывания и его элементы //Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник.2-е изд. /Под ред. И.Л.Петрухина. С.215.
[10] См.: Петрухин И.Л. Теоретические основы реформы уголовного процесса в России. М., 2004. Ч.I/ C.114); Колоколов Н.А. Параллельное адвокатское расследование//ЭЖ-ЮРИСТ, 2005, №21;
[11] Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам. М., 2008. С.154-155.
[12] Баев М.О. Теория профессиональной защиты: тактико-этические проблемы. М., 2006.С.286.
[13] Данная точка зрения нашла отражение в работах многих ученых, см.: Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Адвокатура в Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. М.,2001; Белорусов В., Шишов Е. Частный детектив в уголовном процессе: некоторые аспекты проблемы // Уголовное право, 2001, №2. С.53-55; Семенов В.Г. Частная детективная деятельность при расследовании преступлений. М., 2006. С.98.
[14] См.: Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. Волгоград: Волгогр. юрид. ин-т МВД России, 1997. С. 130; Он же. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М., 2000. С.144-145; Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам. М., 2008. С.153-154., С.229-230; Лисицын Р. Участие защитника подозреваемого в доказывании // Законность, 1998. № 4. С. 3; Калюжная В.А. Процессуальные и тактические проблемы участия защитника следственных действиях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 1998. С. 7; Лобанов А.П. Функции уголовного преследования в Российском судопроизводстве: Автореф. дис.… докт. юрид. наук. М., 1996. С. 41; Третьяков В.И. Участие защитника на предварительном следствии и в судебном производстве: Автореф. дис.… канд. юрид. наук. Волгоград, 1998. С. 8.
[15] См.: Громов Н.А., Зайцева И.А., Бабурина И. Документ в качестве доказательства //Адвокатские вести.2001.№11.С.12; Маслов И. Адвокатское расследование //Законность.2004.№10.С.38.
[16] См.: См.: Александров А.С.Понятие и сущность уголовного иска //Государство и право. 2006. №2.С.41.
[17] См.: Пикалов И.А. Роль защитника в процессе доказывания, при производстве расследования по уголовному делу //Закон и право. 2004 №11. С. 19-22.
[18] См.: Трунов И.Л. Адвокатское защитительное заключение// Адвокатская практика. 2002. № 6. С.27-30; Он же. Защита прав личности в уголовном процессе. М., 2005. С.203-209.