Автором по этому делу было произведено двадцать три судебные экспертизы (не считая сообщений о НПВ). Заключения эксперта приложены к статье и, по понятным причинам, доступны только профессионалам. В суде только три заключения вызывали сомнение защиты, и еще одно потребовало разъяснения простыми словами.
Трасологические признаки
В девяти из двадцати трех заключений используются только трасологические признаки мошенничества. В частности, на автомобилях имелись повреждения, которые не могли быть получены при заявленных обстоятельствах ДТП.Например, из заключения эксперта №33/13 следует, что автомобиль КИА Рио, якобы ударившись после столкновения с другим автомобилем в столб своей передней левой частью на небольшой скорости явно приехал на «место ДТП» своим ходом, будучи изрядно помятым, так как привод его переднего левого колеса успел за это время натереть кольцеобразную дорожку о рычаг.
Это я к тому, что трое из шести осужденных – бывшие сотрудники ГИБДД, которых некоторые судьи, законное место которых рядом с этой шестеркой, нередко допрашивают в суде как великих специалистов в экспертизе ДТП с целью развалить заключение эксперта или специалиста. Увы, должен разочаровать таких судей – были бы они специалисты, то не махали бы полосатыми палками на дорогах. А ведь им их мамы говорили, учись сынок …
Сомнение защиты вызвало, в частности заключение эксперта №70/13. Экспертом было указано, что под панелью дверей имеются балки – брусы безопасности, которые отражаются на внешней поверхности при ударе в дверь. В данном эпизоде брус передней двери, в отличие от задней двери с сопоставимой деформацией, не отразился. А вдруг эта дверь уже была в ДТП и после ремонта туда этот брус не поставили? Хм, может быть … Только денежки со страховой брались за исправную дверь, но это уже вопрос юридический. С технической точки зрения вывод такой, как в заключении эксперта.
Физика vs мошенники
Большая часть эпизодов характерна тем, что мошенники не знают и не могут знать соответствие между глубиной повреждений на боку автомобиля и скорости, полученной этим автомобилем в поперечном направлении. Этого даже госэсперты не знают, хотя имеют такие методики. Кроме методики надо иметь, по меньшей мере, голову и знания. Короче, им их мамы тоже говорили учись, сынок … Поэтому схемы ДТП – филькины грамоты.Случай, который потребовал разъяснения в суде – в заключении эксперта №91/13. Его физическая суть в следующем. Если к боку автомобиля эксцентрично приложен импульс силы, то для движения автомобиля под действием этого импульса это эквивалентно приложению такого же импульса силы к его центру тяжести и вращающего момента, равного произведению величины импульса на плечо – расстояния от линии действия силы до центра тяжести автомобиля. Как на рисунке ниже.
Если смещение автомобиля вбок известно, то известна и величина импульса. Тогда по углу разворота автомобиля можно вычислить величину момента импульса и величину плеча. Само собой, что для легковушки плечо не может быть 11 м, так как габаритная длина автомобиля существенно меньше. Но мошенники-то этого не знают, а их мамы им говорили … Ну да ладно, там будет время физику учить.