Психиатрия веры.
Так исторически сложилось, что и в досоветский период, и в советский, да и поныне психиатрия жестоко атеистична. Довольно редко хоть и встречаются казусы, когда, например, в настоящее время заведующий психиатрическим отделением где-то (не уточняем) в Мордовии, что в Подмосковии, т.е. врач психиатр, является и священнослужителем в РПЦ.
Известная фраза «Почём опиум для народа» в фильме «12 стульев» соотносилась прежде всего с одурманивающим, а не одухотворяющим воздействием религии. Увлечение верованиями и поныне воспринимается психиатрами как опасное для психического здоровья явление. С одной стороны, сейчас с этим «духовным» аспектом нашего бытия стало значительно попроще. Всевозможные верования и их толкования превратились в угоду современной моде в «богослужебные шоу», вещающие со всех каналов СМИ всенародное ликование масс по самым различным поводам.
С другой стороны, данная доступность превращает верования людей в нечно обыденно суррогатное, т.е. упрощенное по своему пониманию и конечно влиянию, и конечно последствиям. Никто уже не воспринимает веру как что-то серьезное, а в большей степени как увлечение, как приобщение к какому-то направлению, «как все».
Многонациональный народ, якобы уставший от «духовной агрессии», теперь пустился во все тяжкие…стал свидетельствовать, пятидесятничать, кришнаитничать и прочее. Но, то что социально-негативная деятельность «сект» способна причинять вред личности, семье, обществу и государству, никто не отменял. Более того государство всерьез или в шутку обеспокоено собственной общественной безопасностью и принимает «Концепцию национальной безопасности РФ», в которой отмечает разрушительное воздействие сект на духовную жизнь и представляет прямую опасность для жизни и здоровья граждан. Более того отмечается, что именно религиозные течения используются для прикрытия противоправной деятельности.
Перед врачами психиатрами стоит четкая и понятная задача – «оградить». А для Института судебной психиатрии им. В.П. Сербского «создать методические рекомендации по проведению медицинской экспертизы факторов риска для здоровья в связи с деятельностью некоторых религиозных организаций». Конечно, в прямую нигде не указано, что необходимо подвергнуть принудительному психиатрическому лечению здоровых лиц «за свою веру». Но акцент возможного отклонения психического статуса, которое необходимо выявить, может быть даже в ходе стационарного психиатрического освидетельствования имеется.
Чем вам не шизофрения в религиозном её воплощении, создаваемая искусственно по спецзаказу госстандарта? Свободомыслие, как и свобода исповедания существуют более как номинанты, реальное их воплощение без «трогательной заботы о личности» чревато криминализацией общества, на почве создания новых идеалов, ценностей, правил поведения и морали, не вписывающейся в Уголовный Кодекс РФ.
На съездах психиатров говорится о недопустимости психиатрического вмешательства в религиозные ориентации граждан. Тем не менее сочетание противоправного деяния с указанием на религиозное верование, однозначно может привести к необходимости принудительного лечения с появлением диагноза психического расстройства.
Вышесказанное вырисовывает ту грань в деятельности врача психиатра, которая обязывает его быть «законопослушным атеистом», критически воспринимающего понятия свобод вер и исповедания, определяя за этим возможную криминализацию и склонность к общественно опасным действиям ООД.
вторник, 26 марта 2019 г. Станислав Граховский