Российская практика реорганизации субъектов, перераспределения собственности и объединения компаний подтверждает, что зачастую с помощью мер слияния и поглощения удается эффективно и в сжатые сроки преодолеть кризисную ситуацию на предприятиях.
Слияние – это объединение двух и более предприятий, в результате которого каждый из субъектов прекращает свою работу, но на рынке появляется новая конкурентоспособная компания. Не смотря на то, что предприятия будут реорганизованы, их ресурсная база, клиенты, опыт и технологии будут использованы для создания более крупной и устойчивой компании
Задача руководителей состоит в том, чтобы объединить и расположить активы так, чтобы использовать их наиболее эффективно, выгодно и производительно.
На практике новое юридическое лицо, образованное за счет слияния двух и более компаний, отличается более высоким порогом кредитоспособности, расширенным ассортиментным рядом, крупным оборотом и высоким качеством выпускаемых товаров.
Таким образом, слияние преследует несколько целей:
- Рост показателей рентабельности.
- Модернизация производства.
- Снижение затрат.
- Рост акций компании.
- Расширение спектра выпускаемой продукции.
- Увеличение доли рынка.
Слияние – это возможность эффективно применять текущие ресурсы, сократить издержки, расширить продуктовую линию и укрепить конкурентные позиции.
Различают такие виды корпоративных слияний, как:
- горизонтальные;
- вертикальные;
- конгломератные;
- родовые.
Безусловно, подобное объединение, как и большинство инструментов конкурентной стратегии, несет в себе и риски. Ведь новой компании необходимо не только не быть вытесненной с рынка и окупить текущую деятельность, но и принести прибыль владельцам
Какие риски могут быть у слияния компаний?
Риски:
- Снижение управляемости компании;
- Недополучение акционерами ожидаемого дохода;
- Уменьшение спроса на новые продукты;
- Ухудшение рыночных позиций;
- Высокие затраты на автоматизацию производства.
Приведем примеры сделок по слиянию. В сделках по слиянию участвуют как зарубежные, так и отечественные компании из самых разных отраслей. Например, автомобильная компания «Daimler-Benz» (Германия), банк «Swiss Bank" (Швейцария), производство потребительских товаров «American Home Corp» (США) и другие.
В России также существует немало успешных примеров укрупнение бизнеса и повышения его конкурентоспособности: банк «Агоропромбанк», нефтегазовая компания «ЛУКойл», автозавод «Сибал» и другие.
Поглощение как способ вывода бизнеса на новый уровень
Поглощение – это объединение двух и более субъектов, при котором удается выделить один управляющий орган. Достигается за счет покупки более 30% акций или доли поглощаемой компании. Дальнейшее управление такой новой корпорацией обеспечивается с позиции полного или неполного права собственности.
Цели поглощения:
- Усиление рыночной власти.
- Уменьшение производственных издержек.
- Сокращение расходов на сбыт продукции.
- Улучшения каналов сбыта.
- Рост доходов и повышение рентабельности.
Задачи высшего управленческого звена при сделке по поглощению – это удержание квалифицированного персонала, объединение мощностей производства, совместное использование новых каналов сбыта и сетей поставок.
Поглощение – это возможность улучшить финансовые результаты и укрупнить бизнес за счет объединения ресурсов компаний. Но наряду с привлекательностью такого союза существует риск ухудшения итогов текущей производственной работы.
Из-за чего происходят неудачные поглощения?
Причины неудачных поглощений:
- неверная оценка и прогноз рынка поглощающей компанией;
- недооценка объема инвестиций;
- управленческие ошибки в процессе поглощения.
К примерам крупнейших международных сделок по поглощению можно отнести: банк «Credit Lyonnais» (Франция), торговую компанию «Pharmacia» (США), производственную фирму «Telecom Italia SpA» (Италия). Российские компании на рынке поглощений – это нефтяная организация ОАО «Сибнефть», «Альфа-Групп» и другие.
Выводы
В заключение хотелось бы отметить, что объединение компаний – это сложный процесс как с экономической, так и с юридической стороны. Однако мировой опыт корпоративного менеджмента подтверждает целесообразность таких мер. Ведь без таких операций на рынке не появились бы крупнейшие автомобильные концерны, нефтегазовые компании-гиганты, корпорации из банковской и других отраслей.