Уважаемый читатель!
Я полагаю, что попав в незнакомую обстановку, любой человек сначала хочет оценить степень опасности нового окружения. Все мы были новыми репатриантами и ощущали дискомфорт от несовпадения условий жизни в Израиле с прежними, привычными. Действуя или, наоборот, бездействуя в возникающих ситуациях по прежним, привычным стандартам, здесь мы почти постоянно попадаем впросак и – как правило — теряем на этом деньги, достающиеся с таким трудом!
Из опыта общения с многочисленными клиентами сложилось представление о наиболее общих ошибках репатриантов, вытекающих из отсутствия правильного представления о строении судебной системы и правилах судопроизводства. Так уж было принято в советском государстве, что обращение в суд считалось чем–то из ряда вон выходящим. Здесь – это рядовое событие, общепринятое для защиты своих гражданских прав. Зачастую не обязательно прибегать к помощи адвоката в полном объеме, достаточно одной консультации, иногда с составлением документов. Совсем обойтись без юридической помощи удается считанным единицам, владеющим канцелярским ивритом (в том числе профессиональным )на высоком уровне.
Поэтому начнем с краткого описания судебной системы, дополняя его небольшими экскурсами в иерархические ниши, возникшие вследствие двоякой сущности нашей молодой страны, как иудейско-демократического государства.
Коль скоро возникнет необходимость, попутно будем дополнять комментариями и ссылками на случаи из практики, отвечая на ваши вопросы.
Авторский комментарий к тексту будет выделен курсивом – как во всем вступлении, а названия и термины на иврите и их транскрипция на русском выделены жирным курсивом.
А то, что автор хотел подчеркнуть – будет подчеркнуто.
Статья первая
Судебная власть.
Целесообразность обособления судебной власти.
Известно, что с возникновением устойчивых крупных человеческих сообществ возникли и первые правила сосуществования членов этих сообществ. Понятно, что жить в обществе и быть свободным от него – невозможно. По закону стаи — прав всегда самый сильный, но чтобы не разбежались от сильного его более слабые соплеменники и не оставили его в одиночестве, ему приходится ограничивать себя и придерживаться каких–то правил. Сначала правила передавались из поколения в поколение устно, затем появились письменные своды правил (например, законы Хаммурапи), установленные указом властителя.
С появлением новых форм власти, ограничивающих всевластие монархов (например, конституционная монархия) или с переходом к демократии понадобилось разработать новый или усилить уже существующий механизм защиты прав. Как результат, судебная власть была обособлена от законодательной власти (например, парламент) и исполнительной (например,совет министров). Суд дает оценку какому–нибудь действию или намерению парламента /министерства – законно это или нет. А уже парламент вправе принять новый закон или исправить существующий и указать министрам, как действовать дальше.
(Напомню — если в законе нет упоминания о каком-то деянии, т.е. действии, неприятном или вредном для общества или отдельного гражданина, то защититься от негонельзя! Сначала придется ввести описание такого деяния в статью закона, как было с компьютерными преступлениями, что безнаказанно творили хакеры, пользуясь интернетом.)
Предназначение судебной власти
Правила устанавливали и устанавливают по сей день все вожаки или лидеры, т.е. властители, неважно, какого уровня. (Вспомните свои детские компании – ведь и там у вас были свои правила, подкрепленные авторитетом вожака.) Все споры и конфликты в маленьком сообществе решал только властитель, а позже – с ростом сообщества выше некоего размера-назначенные им по принципу личной преданности люди.
Но любая тирания или деспотия сменяется более приемлемой для рядовых граждан формой правления. С развитием форм общественного самоуправления все сильнее проявляется естественное желание рядовых членов общества доверить решение конфликта (особенно конфликта с богатым, а тем более с властью), человеку, свободному от пристрастий и независимому, имеющему соответствующий опыт.
Таким образом, предназначение судебной власти — справедливое решение межличностного конфликта или хозяйственного спора на основе четких и понятных, равных для всех граждан общества и самой исполнительной власти постоянных правил.
(Особо подчеркну – справедливое решение!)
История судебной власти в Израиле
Как известно, до провозглашения государства Израиль, проживавшая здесь иудейская община была под юрисдикцией Оттоманской империи, затем на смену пришло Британское законодательство. А кроме того, всегда продолжало действовать и галахическое право, как древнейший религиозный закон народа израилева. Декларация Независимости – (сугубо светский документ, отвечающий требованиям момента) провозгласила о возрождении государственности и, одновременно, о следовании религиозным традициям народа.
Юристам Израиля пришлось создавать светские законы с учетом сложившейся практики решения конфликтов на основе смешения и наслоения всех законов: оттоманских, британских и религиозных. К тому же Израиль – земля трех религий и здесь живут представители всех конфессий. Представляете, сколько различных нюансов следовало учесть при написании конкретного закона?
(На наш взгляд, законотворцам удалось с честью выйти из такой сложной ситуации.)
Статья вторая
Идеология судебной власти
Судебная власть в нашей стране отделена от власти светской, как законодательной (Кнессет), так и исполнительной (кабинет министров--мемшала).То есть, человек, назначенный на должность судьи, не может быть одновременно публичным политиком или работать в какой-то государственной или частной конторе. Единственное, что разрешено судье в дополнение к его должности – преподавание в учебном заведении. Тем самым обеспечивается независимость и беспристрастность судей в принятии решения.
Само собой подразумевается, что и религиозная принадлежность судьи также не должна влиять на принимаемые им решения.
Порядок назначения и отзыва судей предусмотрен в законе и строго соблюдается. Больше того, хотя судья и защищен от внешнего влияния, но любой порочащий его проступок рассматривается специальным дисциплинарным судом. Предусмотрена также возможность отстранения и самоотстранения судьи от ведения дела, если возникают сомнения в его беспристрастности у стороны процесса или у самого судьи.
Как мы уже отмечали, предназначение судебной власти – защита права гражданина от попрания его другим гражданином или, паче того, государственными структурами. Это совершенно не означает, что суд разбирает только уже свершившееся, отнюдь. Предостаточно примеров, когда гражданин обращается в суд, чтобы предотвратить несправедливость и суд защищает еще не попраное право, т. е. не позволяет свершиться несправедливости в порядке превентивной защиты.
(Кстати, действия гражданина, умеющего реализовать упомянутую возможность превентивной защиты, это — высший пилотаж! Вот что надо освоить каждому репатрианту!)
Единообразие судопроизводства
Нет сомнения, что каждый здравомыслящий человек понимает, насколько сложна судебная процедура. Давайте представим, как начинается судебное дело. Если обращение гражданина в суд принято, суд регистрирует таковое, присваивает порядковый номер, извещает вторую сторону, назначает время рассмотрения спора, порядок рассмотрения – с участием другой стороны или без участия, путем поиска компромисса или назначения арбитра, затем рассматривает спор по существу дела.
А бывает, что какой-то из сторон приходится привлекать уже третью сторону, а той – четвертую и так далее и суд должен им всем предоставить возможность изучить ранее поданные документы, и дать время на подготовку. А там кто-то подал просьбу, а другой – жалобу, а третий –требование предъявить перечень документов и т.д.
Чтобы не запутаться и не потерять ничего, да еше и закончить процесс с принятием решения в определенные законом сроки, суд обязан все делать по единому стандарту, который называется порядок судопроизводства .
Это очень краткое описание судебных процедур, на самом деле порядок судопроизводства — как гражданский, так и уголовный — очень сложен, детально прописан в законе и строго соблюдается во всех судах
Именноединообразие судопроизводства гарантирует всем участникам процесса равные права и обеспечивает справедливость в принятии решения суда.
Окончательное решение по спору называется: псак дин, а другие, не окончательные решения : ахлата ахэрет,т.е.иное решение.
(Разница в названии имеет большое значение, так как для решений разного вида установлен разный порядок и сроки обжалования).
Статья третья
Базовые принципы правосудия
Что такое — базовые принципы израильского правосудия?
(Скажите, вам было обидно, когда за разбитое одноклассником стекло не виновнику, а Вам в дневник ставили двойку по поведению? Это несправедливо!- возмущались Вы...)
В основу всех судебных систем заложены некие универсальные принципы, похожие у всех стран и народов.Вырабатывались такие принципы веками и хотя каждый народ или государство идет своим путем и не все разделяют точку зрения европейской цивилизации на правосудие, в главном все народы и все страны единодушны:суд должен быть справедливым. Кстати, это и позволяет заключить международные договоры по наиболее важным вопросам. Согласование таких договоров – конвенций производится, исходя из базовых принципов правосудия.
Один из принципов мы уже знаем – независимость судей .
Есть ещё - состязательность.
Судятся, как минимум, две стороны: истец, т.е. ищущий правосудия и ответчик, т. е. с кого пытается истец взыскать что-либо (деньги или попранное право). Суд предоставляет и ответчику и истцу возможность доказать свою правоту. И только выслушав каждую сторону и свидетелей — если таковые имеются — суд оценивает аргументы каждой стороны, принимает решение на основе предоставленных доказательств.
Презумпция невиновности.
Поскольку в уголовном процессе решается вопрос о наказании человека, да еще и с ограничением его свободы, общество условилось считать, что обвиняемый в преступлении будет невиновен до тех пор, пока на 100% не доказана его вина.То есть презумпция невиновности – своего рода кредит доверия общества любому человеку. Доказав виновность на 99%, государство не получит от суда решения, признающего обвиняемого виновным. Суд оправдает такого человека и будет прав, ведь вина — не доказана. А сам обвиняемый вовсе не должен доказывать, что он не виновен, он даже может просто отмолчаться.(Хотя он вправе защищиться, т.е. опровергать доводы обвинения и не давать показаний против себя.)
Несколько иная картина в гражданском процессе. Общество считает - коль против тебя подан иск, будь любезен, убеди, что ты не виноват. Конечно, истец должен доказать это фактами, но ответчик не может отмолчаться, иначе проиграет. Обязательно надо опровергнуть аргументы иска, причем доказать свою правоту не на все 100, достаточно и 51%!
Право на обжалование принятого решения, как в гражданском, так и в уголовном процессе, дается каждой стороне - во избежание несправедливости и ошибки. Первый раз такое право дается автоматически, но если вышестоящая инстанция признала обжалованное судебное решение правильным – на следующее обжалование придется просить специальное разрешение.
Полное равенство возможностей недостижимо в принципе, так как люди уже рождаются разными. Известно, что даже близнецы в процессе жизни начинают отличаться один от другого. Умный и не очень, здоровый и больной, богатый и бедный, один и многочисленная организация или знаменитая фирма, ребенок и взрослый..., каких только сторон процесса не бывает!
Общество считает, что стороны судебного процесса должны иметь равные возможности. Поэтому, когда сторона не в состоянии выступать на равных, суд вправе указать, как следует поступить, чтобы исправить положение.
Например, в запутанных случаях, когда весомость доказательств не должна зависеть от мнения эксперта, нанятого какой-то стороной а кто платит, тот и заказывает музыку – разве не так?), суд назначает эксперта от собственного имени.
Или вот, например, в уголовном процессе, где от имени обвинителя, т.е. государства, выступает профессионал (прокурор или офицер полиции со специальной подготовкой), суд предоставляет обвиняемому возможность нанять защитником тоже профессионала, т.е. адвоката. А если у обвиняемого нет средств для оплаты адвокатских услуг, защитника оплатит государство.
В гражданском процессе оговорены моменты, где присутствие адвокатаобязательно, а также – где адвокат не допускается или допускается только в исключительных случаях.Предусмотрено и назначение переводчика и проч., и проч., и все это, чтобы уравнять шансы сторон.
Есть еще несколько принципов, но на них мы подробно останавливаться не будем, хотя и коснемся в дальнейшем, описывая конкретные разделы судопроизводства.
(Почти все принципы правосудия каждый из нас применяет, например, решая спор между своими детьми, подравшимися или не поделившими игрушки, не так ли?)
Статья третья
Судебная система
СтроениеСудебная система Израиля построена в виде пирамиды, обширной внизу и стремительно сужающейся кверху. Критерием перехода на более высокий уровень служит сложность спора или тема спора или стоимость спора. Перечень тем спора четко прописан в законе, порог стоимости спора на сегодняшний день равен 2,500,000 шекелям, а о сложности спора можно судить по косвенным признакам, одним из которых является подача жалобы на решение суда, т.е. обжалование. Высшей инстанцией может быть и тот же суд и суд более высокой ступени.
(Спрашивается, а почему именно так построена наша судебная система, в три, а не в две или четыре ступени? Все просто – этот велосипед давно изобретен и обкатан во множестве вариантов. Наши юристы ничего не изобрели, лишь достроили почти готовое ...)
Мировой суд
Наиболее доступная и многочисленная ступень — мировые суды (бейт мишпат шалом). Мировой — почти как районный суд в Союзе - загружен мелкими делами «под завязку». Все дела стоимостью до двух с половиной миллионов шекелей проходят по мировым судам за редчайшими исключениями. Там ведутся и простые уголовные дела, но это особая тема. Для удобства на этой ступени выделены и некие специализированные суды, к которым вернемся позже.
Окружной суд
Вторая ступень – окружные суды (бейт мишпат мехози), почти аналог советским областным.
Здесь суд рассматривает более крупные гражданские и уголовные дела, а также обжалования решений судов нижней ступени. И здесь имеется специализация, о которой – в свое время.
Верховный суд
Верховный суд (бейт мишпат эльон) – высшая ступень, вершина пирамиды. Здесь рассматриваются дела, имеющие исключительную важность для общества. Решения судов второй ступени (т.е. окружных) обжалуются именно в Верховном суде. С точки зрения закона Израиля – Верховный суд является главным местом, где решаются конфликты между государственной властью и гражданином.
Причем, если полномочия Верховного суда не позволяют исправить явную несправедливость по отношению к гражданину Израиля, которая творится из-за несовершенства действующего законодательства, Верховный суд вправе использовать свою НАИВЫСШУЮ ипостась и восстановить попраную справедливость. Особо следует подчеркнуть, что аналогичной надстройки в Верховном суде бывшего Советского Союза не было и не могло быть, поскольку там выше законного права было «телефонное право».
Таким образом - Верховный суд в особых случаях заседает как Высший Суд Справедливости, который не связан ограничениями существующих законов. Удивительное для российского юриста явление!
Практически это означает следующее: израильтянин имеет возможность отстаивать свои правадо последнего земного предела, потому, что выше БАГАЦа – так сокращенно звучит название Высшего суда справедливости ( Бейт – дин Гавоа ле-Цедек) – есть только Бог!
Статья четвертая
Специализация судов
Зачем вообще огород городить, спросите вы? Не проще ли сделать суды однотипными и всеобъемлющими по полномочиям? К сожалению, специализация – это плата за ускорение и качество судопроизводства. Время универсалов проходит, наступила эра специалистов, в совершенстве знающих свою сферу и быстро принимающих правильное решение. (Хотя К.Прутков прав: Специалист подобен флюсу – полнота его одностороння.) Как правило, судьи-универсалы в незначительном количестве присутствуют в Верховном суде и поштучно – в окружных.
Начнем с религиозных судов. Кроме светских законов существуют и религиозные правила, писаные и неписаные, но принятые среди верующих. К примеру, hалаха — у иудеев илишариат — у мусульман. В соответствии с принадлежностью гражданина к конкретной конфессии (т.е. какую веру он исповедует), и надлежит ему обращаться в соответствующий суд.
Для иудеев – раввинатский (бейт-дин раббани), для христиан – ноцрии так далее – шараи /друзи.., (если, конечно имеется соответствующий, ведь даже в христианстве несколько направлений, как и в исламе).
Религиозный суд решает вопросы, связанные с разводами, с наследством и усыновлением, с алиментами, побоями и т.д. — все, что суд вправе решать, и что желает передать на его решение гражданин, исповедующий соответствующую религию. Полномочия религиозных судов определяются специальным законом и порой возникает возможность параллельной подсудности, когда и гражданский суд и религиозный почти одновременно начинают рассматривать один и тот же вопрос по инициативе разных сторон. Тогда вопрос о приоритете какого-то одного суда решается по особому правилу, а второй суд слагает с себя полномочия.
Эта забавная коллизия возникает благодаря наличию очень важного специального суда. Поскольку граждане Израиля могут быть и атеистами и верующими, даже менять вероисповедание, кто-то должен решать их споры, исходя из общих для всех, гражданских правил. Для этого выделен суд по семейным спорам (бейт мишпат линьяней мишпаха), в исключительной компетенции которого находятся вопросы, связанные с семьей. В том числе и хозяйственные споры между членами семьи, а также и разводы, если супружеская чета составлена из представителей разных религий или неверующих.
Еще раз стоит подчеркнуть, что в некоторых вопросах полномочия суда по семейным спорамравны полномочиям религиозных судов, но есть и такие, где решает только суд по семейным спорам, и наоборот. Вот уж где-где, а в семейных спорах без адвоката не обойтись!
Особняком стоит суд по трудовым спорам. (бейт дин ле-авода ). Практически каждому приходилось или придется обращаться в такой суд, так что мы подробно обговорим и процедуру подачи иска и все важные нюансы ведения процесса — но позже. Сейчас только отметим, что подача иска в судах первой инстанции – в окружных судах по трудовым спорам — предельно облегчена, специально для удобства трудящихся. Здесь адвокат не обязателен, но весьма желателен в крупных исках, поскольку работодатели очень неохотно расстаются с деньгами, а потому нанимают адвокатов, а то и создают специальные юридические службы. И далеко не всегда адвокат профсоюза (гистадрут) поможет работнику в иске.
Вторая и высшая инстанция по трудовым спорам — это общегосударственный суд, который служит специальной апелляционной инстанцией, а также рассматривает споры между профсоюзами и объединениями работодателей. (Да-да, объединяются не только рабочие!) И вот споры по поводу коллективных договоров, забастовок, локаутов и проч., решает именно этот суд.
Специальные суды для решения споров с властными структурами
А теперь вернемся к предназначению судебной власти. Помните, мы отмечали, что это — защита права гражданина от посягательствадругого гражданина и от властных структур. (Власть ведь начинается с местных органов самоуправления, которые мы сами избираем на муниципальных выборах!) Все понимают, что носитель властной должности тоже человек, со слабостями и пристрастиями, могущий и ошибаться и даже злоупотребить властью. У любой, самой маленькой властной единицы есть хоть один, но конкретный чиновник-исполнитель. А его начальник вполне может поддержать неверное решение подчиненного - из желания защитить «честь мундира».
Рассудить спор гражданина с местным представителем власти в вопросах нарушения правил проектирования, строительства и нарушения местных подзаконных актов предназначен суд по местным спорам (бейт дин ле-иньяним мекомиим).Как правило, дела в таком суде рассматривает один, специально назначенный судья мирового суда или судья, вышедший на пенсию.
Уровень такого суда равен мировому, полномочия у него соответствующие, но фактически он занимается рассмотрением «уголовных» дел, как и суд по дорожно – транспортным нарушениям. (Да, нарушения местных законов и правил дорожного движения – это уголовные преступления, за которые чаще всего приходится платить штраф).
Все мы — жители Израиля и его граждане, связаны со множеством госучреждений, которые принимают свои решения, опираясь на внутренние инструкции. Например, начисление пособия по безработице или наложение денежных санкций на мелкий бизнес за несвоевременную подачу отчета, отказ в выдаче въездной визы для вашего родственника/друга из Болгарии, решение о победителе в конкурсе на лучший проект городского парка и тому подобное...
Где можно обжаловать явно несправедливое, на ваш взгляд, решение? Ну, не в мировом же или даже окружном суде, это понятно! Остается Верховный и БАГАЦ.
С ростом правовой культуры и укоренением привычки отстаивать свои права до последнего ребежа, количество обращений в Верховный суд/БАГАЦ резко возрасло. Чтобы не утонуть в этом потоке и не снизить качество работы, Верховный суд делегировал часть своих полномочий окружным судам.
И теперь многочисленные вопросы — обжалование решений госструктур, нарушения в порядке проведения публичных конкурсов высокого уровня и проч. — рассматривает окружной суд по месту обжалования, но уже как суд по административным вопросам (бейт мишпат ле-иньяним минhалиим).
Помимо упомянутых, есть целый ряд специализированных судов (дисциплинарные, армейский, для особой категории квартиросъемщиков и пр.), но для рядового гражданина они особого значения не имеют. Проще не запоминать, а в конкретном случае проверить наличие соответствующего суда у адвоката или в одном из многочисленных обществ помощи репатриантам, так называемой «амуте».
Статья пятая
Подсудность. Полномочия судов
Как разобраться в таком простом вопросе – суд какого города и какого уровня может судить в твоем личном споре? Можно обратиться в секретариат ближайшего к теде суда и спросить там, можно обратиться и к адвокату, а можно разобраться и самому. Давайте рассмотрим критерии подсудности в свете местных и властных полномочий судов.
География судов
Как мы уже упоминали, суды расположены в иерархическом порядке по вертикали, создавая пирамиду с разными предназначениями у каждого слоя или, говоря казенным языком, у каждой инстанции. Кроме того, суды должны быть равно доступны для гражданина любой точки нашей страны, от Цфата до Эйлата. Для этого суды поделены на округа (или, что более привычно — на области) с центром в городах:
- Тель-Авивский- Тель-Авив
- Центральный- Тель-Авив
- Иерусалимский- Иерусалим
- Южный- Бер Шева
- Хайфский- Хайфа
- Северный- Назарет
Окружной суд является второй инстанцией, т.е. местом для обжалования решений мировых судов только своего округа. (Следует подчеркнуть, чтоТель-Авивский окружной суд — исключение из общего правила – один на два округа. Однако мировые суды каждого из его округов – полностью независимы друг от друга.)
Виды полномочий
В понятие полномочия мы вкладываем простой смысл — имеет ли именно этот конкретный суд право разбирать и решать наш спор. Израильский порядок судопроизводства определяет два вида полномочий судов:
Местные: - самхут а-мекомит.
Властные: -самхут а-иньянит.
(С местными или — территориальными, если «терра» нравится больше,полномочиями все понятно только на первый взгляд; дескать, где живешь – туда и обращайся, ан нет! Помните - в каждом споре, как минимум, две стороны. А если сторон больше, да каждая живет в разных городах и селах или в разных округах, или вообще – за границей? Поневоле призадумаешься...)
Местные полномочия
По общему правилу иск подается по месту жительства ответчика, когда он физическое лицо, т.е. человек. Причем все мировые суды округа, где проживает ответчик, имеют равные полномочия. Против юридического лица, т.е. фирмы, конторы, учреждения или объединения - иски подаются и по месту нахождения данного юридического лица или по месту возникновения причины иска или по месту основной деятельности. А есть филиалы – то и по месту нахождения филиала.
В случае нескольких ответчиков, живущих или зарегистрированных в разных местах, местные полномочия есть соответственно у нескольких судов. Истец может выбрать, где ему удобнее судиться. Конечно, ошибки неизбежны, но исправимы. Надо только при обнаружении такой ошибки немедленно подать просьбу об отсутствии у суда местных полномочий. И если иск действительно подан не по месту, то принявший его суд может просто перевести уже открытое дело в другой суд, имеющий местные полномочия по этому делу.
Следует подчеркнуть, что забота о наличии местных полномочий – в первую очередь интерес стороны процесса, а вовсе не суда. Если стороны не возражают – суд рассмотрит дело по существу, примет решение, и оно будет законным, даже когда выяснится, что местных полномочий у суда не было.
Общее правило – для простых исков. Но кроме простых бывают сложные, многосоставные — из нескольких тем, да еще со многими участниками. И неизбежно в общих правилах будут исключения.
Одно из них касается суда по семейным спорам. Иск на алименты, например, подается по месту жительства истца, т.е. не по правилу, а совсем наоборот. А при разводе – по последнему совместному месту жительства супругов, даже если сейчас они живут раздельно: один на кудыкиных горах, а второй – на куличках.
Есть и специальные случаи, они оговорены законом. Допустим, вопросы наследства – по месту последнего места жительства покойного, если он жил в Израиле, а коли нет, тогда — по месту нахождения наследства. А когда у ответчика нет места жительства в Израиле или оно неизвестно или невозможно определить местные полномочия для конкретного вопроса — иск подается в Иерусалиме.
И в дополнение ко всему, закон дает право стороне процесса просить председателей соответствующих судов и даже председателя Верховного суда о переводе дела из одного суда в другой, более подходящий.
Но вот, наконец, с местными полномочиями определились. А в какой из судов надо подавать: в окружной, в мировой, в суд по мелким искам или в другой специальный суд, о которых мы знаем уже кое-какие подробности?
Властные полномочия
Властные полномочия определяются законом гораздо более четко, чем местные. И если решение суда, не имеющего местных полномочий, все-таки будет иметь законную силу, то отсутствие властных – превращает принятое решение в пустую бумажку.
К властным полномочиям относятся и полномочия рассматривать иски, где одна из сторон не гражданин и даже не постоянный житель Израиля. Здесь щепетильность оправдана наличием законных прав иностранца на рассмотрение спора в своей стране. Поэтому критерии международных полномочий особо оговорены в законе.
Почему столь жестко подходит закон к наличию именно властных полномочий? Причина понятна каждому, ведь мировой судья любого города без особых затруднений разберется в стандартном споре продавца с покупателем по поводу возврата бракованной пары обуви, как и в споре соседей из-за шума за стеной. Но далеко не каждый такой судья рассудит спор о праве владения земельным участком или иск одной фирмы к другой на сумму 20-30 миллионов долларов.
Право мирового судьи рассматривать имущественные иски ограничено стоимостью спора до 2,500,000 шекелей. Все, что выше -в полномочиях окружного суда. (Вполне достаточно запомнить число, ведь исключений мало.)
Второе ограничение касается споров, связанных с недвижимостью, т.е. с земельными участками и строениями (квартирами, например). Мировой суд судит и рядит только:
— о пользовании и распоряжении недвижимостью -хезка вэ-шимуш бэ-мекаркеин,
— о порядке совместного пользования ею— халуката-шимуш бэ-мекаркеин.
(Проще говоря, все вопросы, что не относятся к владению недвижимостью, находятся в компетенции мирового суда — выселение, выдворение, установление порядка пользования и т. д.)
Привлечение полномочий
Ориентироваться в вопросах властных полномочий тоже непросто, ведь на подсудность влияет и очередность поднятых в иске заявлений и необходимость решать возникшие в ходе разбирательства по основной теме побочные темы, без которых не решить основной вопрос.
Например, в иске о порядке пользования земельным учаском или в иске о выселении из квартиры мировому суду сначала потребуется решить, а кто владелец обсуждаемой недвижимости? Неужто подавать отдельный иск в окружной суд?
Закон разрешает мировому суду временно привлечь властные полномочия окружного суда для решения только вопроса владения этой недвижимостью, и на основе такого решения продолжить суд по главному вопросу. Вот только решение о праве владения не имеет законной силы за пределами этого судебного дела.
Естественно, что окружной суд имеет право попутно решать в делах, где властные полномочия принадлежат мировому. Допустим, даст решение, что спорный участок принадлежит вам, прикажет снести незаконно построенный соседом склад на вашем газоне и попутно оговорит выплату компенсации в размере 35 тысяч. Это законно, ведь он – суд бодее высокой инстанции по отношению к мировому и может привлекать такие полномочия.
Но по общему правилу смешивать в одном иске вопросы разной подсудности не разрешается. Суд, обнаружив чуждый ему вопрос, предложит разделить иск и поднять вопрос в уполномоченном на то суде или просто вычеркнет лишнее без согласия истца. (И правильно сделает! Зачем напрасно тратить свое дорогое время и деньги истца, если решение будет незаконным и бесполезным?)
Чтобы избежать напрасного труда, закон позволяет подавать заявление об отсутствии властных полномочий в любой момент судебного процесса и налагает на суд обязанность проверять наличие таковых полномочий по собственной инициативе. В отношении местных полномочий аналогичных прав и обязанностей закон не предусматривает.
Это понятно – последствия ошибки в определении каждого вида полномочий очень разные, порой неисправимые.
Статья шестая
Должностные лица
Мы постоянно упоминаем слово «суд». А ведь это лишь название учреждения, в котором трудятся люди на различных должностях, начиная с председателя суда и заканчивая простым работником, например, архива или переводчиком. У каждого из них своя функция, которые, сливаясь все вместе, и заставляют крутиться громоздкий аппарат судопроизводства. Без представления о должностной структуре невозможно понять логику ведения судебных дел и путь подачи юридически значимых документов (прошений, заявлений, обжалований, дополненией, исправлений и проч.).
Основным действующим лицом является, конечно, судья. У него есть специальное помещение, где он работает с документами при помощи простых служащих, а также зал, где он проводит слушание дела в присутствии сторон процесса, их представителей, свидетелей и прочих заинтересованных лиц. (Обычно процесс суда открыт для всех желающих, если они не мешают слушанию дела. Но иногда судья или закон запрещают публичное слушание дела в интересах сторон).
На выполнение формальных, не требующих судейской оценки процедур, жаль тратить время судьи, поэтому формальные решения переданы на усмотрение регистратора (рашам). Регистратор назначается из числа лиц, годных исполнять должность судьи, а иногда и занимающих судебную должность. В последнем случае он называется рашам–судья и полномочия его почти равны полномочиям судьи. Регистратору тоже выделены отдельное помещение для работы с документами и приема посетителей, а также зал для проведения разбирательств, досудебных слушаний дел и тому подобных процедур с участием значительного количества участников.
В зависимости от своего статуса регистратор или регистратор–судья может (по согласию, а в определенных случаях и без согласия сторон процесса) провести судебное предварительное слушание в быстром процессе, рассмотреть промежуточную просьбу и выдать решение по ней или подписать решение, принятое по какому–то делу, но еще не врученное сторонам процесса. Рашам предлагает сторонам обратиться к посреднику (мегашер), к арбитру (борер), распорядиться о добавлении документов к делу. Он имеет право дать некоторые срочные распоряжения, например: ордер о запрете на выезд из страны, об аресте или ограничении пользования имуществом, о внесении залога, даче гарантии, о продлении срока подачи важного судебного письма и т.п., то есть — профессионально, грамотно выполнить множество мелких, но очень важных дел по подготовке дела к эффективному и быстрому слушанию.
Для выполнения таких действий в некоторых судах созданы специальные отделы по сопровождению дел, где специалист – адвокат отслеживает выполнение сторонами процесса процедурных действий в установленные законом сроки, только не принимает решения.