Коллеги, честно признаюсь — статья написана мною в период подготовки к сдаче экзаменов. Поскольку для меня формула:  «кто ясно мыслит — тот ясно излагает»  имела обратное значение, а притча о преподавателе, который «трижды объяснял тупым студиозусам,  сам уже понял, а эти идиоты — нет!» прекрасно иллюстрирует устройство моих мозгов, то писанина  сия пригодилась  мне, в первую очередь. Но жалко выбрасывать, вдруг кому-то  понадобится?
Уважаемый читатель!
 
Я полагаю, что попав в незнакомую обстановку, любой человек сначала хочет оценить степень опасности  нового окружения.  Все мы были новыми репатриантами и ощущали дискомфорт от несовпадения условий жизни в Израиле с прежними, привычными. Действуя или, наоборот, бездействуя в  возникающих ситуациях по прежним, привычным стандартам, здесь мы почти постоянно попадаем впросак и – как правило — теряем на этом деньги, достающиеся с таким трудом!
Из опыта общения с многочисленными клиентами сложилось представление о наиболее общих  ошибках репатриантов, вытекающих из отсутствия правильного представления о строении судебной системы и правилах судопроизводства. Так уж было принято  в советском государстве, что обращение в суд считалось чем–то из ряда вон выходящим. Здесь – это рядовое событие, общепринятое для защиты  своих гражданских прав.  Зачастую не обязательно прибегать к помощи адвоката в полном объеме, достаточно одной консультации, иногда с  составлением документов.  Совсем обойтись без юридической помощи удается считанным единицам, владеющим  канцелярским ивритом  (в том числе профессиональным )на высоком уровне.
Поэтому начнем с краткого описания  судебной системы, дополняя его небольшими экскурсами  в иерархические ниши, возникшие вследствие двоякой сущности нашей молодой страны, как иудейско-демократического государства.
Коль скоро возникнет необходимость, попутно будем дополнять комментариями и ссылками на случаи из практики, отвечая на ваши вопросы.
Авторский комментарий к тексту будет выделен курсивом – как во всем вступлении, а названия и термины на иврите и их транскрипция на русском выделены жирным курсивом
А то, что автор хотел подчеркнуть – будет подчеркнуто. 
 
Статья первая

Судебная власть.

Целесообразность обособления судебной власти.


Известно, что с возникновением устойчивых крупных человеческих сообществ возникли и первые правила сосуществования членов этих сообществ. Понятно, что жить в обществе и быть свободным от него – невозможно.  По закону стаи — прав всегда самый сильный, но чтобы не разбежались от сильного его более слабые соплеменники и не оставили его в одиночестве,  ему приходится ограничивать себя и придерживаться каких–то  правил. Сначала правила передавались из поколения в поколение устно, затем появились письменные своды правил (напримерзаконы Хаммурапи), установленные указом властителя.

С появлением новых форм власти, ограничивающих всевластие монархов (например, конституционная монархия) или с переходом к демократии понадобилось разработать новый  или усилить уже существующий  механизм защиты прав. Как результат, судебная власть была обособлена от  законодательной власти  (например, парламенти исполнительной (например,совет министров).  Суд дает оценку какому–нибудь действию или намерению парламента /министерства – законно это или нет. А уже  парламент  вправе принять новый закон или исправить существующий и указать министрам, как действовать дальше.
(Напомню — если в законе нет упоминания о каком-то деянии, т.е. действии, неприятном или вредном для общества или отдельного гражданина, то защититься  от негонельзя!  Сначала придется ввести описание такого деяния в статью закона, как было с компьютерными  преступлениями, что безнаказанно творили хакеры, пользуясь интернетом.)

Предназначение судебной власти


 Правила  устанавливали и устанавливают по сей день все вожаки или лидеры, т.е. властители, неважно,  какого уровня. (Вспомните свои детские компании – ведь и там у вас были свои правила, подкрепленные авторитетом вожака.) Все споры и конфликты в маленьком сообществе решал  только властитель, а позже –  с ростом сообщества выше некоего размера-назначенные им по принципу личной преданности люди. 
Но любая тирания или деспотия  сменяется  более приемлемой для  рядовых граждан  формой правления. С развитием форм общественного самоуправления  все сильнее проявляется естественное желание рядовых членов общества  доверить решение конфликта (особенно  конфликта с  богатым, а тем более с  властью),  человеку, свободному от пристрастий и независимому, имеющему соответствующий опыт.
Таким образом,  предназначение судебной власти — справедливое решение межличностного конфликта или хозяйственного спора на основе четких и понятных, равных для всех граждан  общества и самой  исполнительной власти постоянных правил.
(Особо подчеркну – справедливое решение!)


История судебной власти в Израиле


Как известно, до провозглашения государства Израиль, проживавшая здесь  иудейская община была под юрисдикцией Оттоманской империи, затем  на смену пришло Британское законодательство. А кроме того, всегда продолжало действовать и галахическое право, как древнейший религиозный закон народа израилева.  Декларация Независимости – (сугубо светский документ, отвечающий требованиям момента) провозгласила о возрождении государственности и, одновременно, о следовании религиозным традициям народа. 
Юристам Израиля пришлось  создавать светские законы с учетом сложившейся практики решения конфликтов на основе смешения и наслоения всех законов: оттоманских, британских  и религиозных. К тому же Израиль – земля трех религий и здесь живут представители всех конфессий. Представляете, сколько различных нюансов следовало учесть при написании конкретного  закона?
(На наш взгляд, законотворцам удалось с честью выйти из такой сложной ситуации.)
 
 
Статья вторая

Идеология судебной власти


 
Судебная власть в нашей стране  отделена от власти светской, как  законодательной (Кнессет), так  и исполнительной (кабинет министров--мемшала).То есть, человек, назначенный на должность судьи, не может быть одновременно публичным политиком или работать в какой-то государственной или частной конторе.  Единственное, что разрешено судье в дополнение к его должности – преподавание  в учебном заведении. Тем самым обеспечивается независимость и беспристрастность судей в принятии решения.
 Само собой подразумевается, что и  религиозная принадлежность судьи также не должна влиять на принимаемые им решения.

 Порядок назначения  и отзыва судей предусмотрен в законе и строго соблюдается. Больше того, хотя судья и защищен от внешнего влияния, но любой  порочащий его проступок рассматривается специальным дисциплинарным судом. Предусмотрена также возможность отстранения и самоотстранения судьи от ведения дела, если возникают сомнения в его беспристрастности у стороны процесса или у самого судьи.
Как мы уже отмечали, предназначение судебной власти – защита права гражданина от попрания его другим гражданином или, паче того, государственными структурами. Это совершенно не означает, что суд разбирает только уже свершившееся, отнюдь. Предостаточно примеров, когда гражданин обращается  в суд, чтобы предотвратить несправедливость и суд защищает еще не попраное право, т. е. не позволяет свершиться несправедливости в порядке превентивной защиты.
 (Кстати, действия гражданина, умеющего реализовать упомянутую возможность превентивной защиты, это — высший пилотаж! Вот что надо освоить каждому репатрианту!)
 

Единообразие судопроизводства


Нет сомнения, что каждый здравомыслящий человек понимает, насколько сложна судебная процедура. Давайте представим, как начинается судебное  дело. Если обращение гражданина в суд принято, суд регистрирует таковое, присваивает порядковый номер, извещает вторую сторону, назначает время рассмотрения спора, порядок рассмотрения – с участием другой стороны или  без участия,  путем поиска компромисса или назначения арбитра, затем рассматривает спор по существу дела. 

А бывает, что какой-то из сторон приходится привлекать уже третью сторону, а той – четвертую и так далее и суд должен им всем предоставить возможность изучить  ранее поданные документы, и дать время на подготовку. А там кто-то подал просьбу, а другой – жалобу, а третий –требование предъявить перечень документов и т.д.
Чтобы не запутаться и не потерять ничего, да еше и закончить  процесс  с принятием решения в определенные законом сроки, суд обязан все делать по единому стандарту, который называется порядок судопроизводства .
Это очень краткое описание судебных процедур, на самом деле порядок судопроизводства — как гражданский, так и уголовный  — очень сложен, детально прописан в законе и строго соблюдается  во всех судах
 Именноединообразие судопроизводства гарантирует всем участникам процесса равные права и обеспечивает справедливость  в принятии решения суда.
Окончательное решение по спору называется: псак  дин, а другие, не окончательные решения : ахлата ахэрет,т.е.иное решение
(Разница в названии имеет большое значение, так как для решений разного вида установлен  разный порядок  и сроки обжалования).

Статья третья

Базовые принципы  правосудия


Что такое — базовые принципы  израильского правосудия?


 
(Скажите, вам было обидно, когда за  разбитое  одноклассником стекло не виновнику, а Вам в  дневник ставили  двойку по поведению? Это несправедливо!- возмущались Вы...)
 
В основу всех судебных систем заложены некие универсальные принципы, похожие у всех стран и народов.Вырабатывались такие принципы веками  и хотя  каждый народ или государство идет  своим путем и не все разделяют точку зрения европейской цивилизации на правосудие,  в главном  все народы и все страны единодушны:суд  должен  быть  справедливым.  Кстати, это и позволяет заключить международные договоры по наиболее важным вопросам.  Согласование таких договоров – конвенций  производится,  исходя из базовых принципов правосудия.  
Один из принципов мы уже знаем – независимость  судей .

Есть ещё - состязательность.
Судятся, как минимум,  две стороны: истец,  т.е. ищущий правосудия и ответчик, т. е.  с кого пытается истец взыскать что-либо (деньги или попранное право). Суд предоставляет  и ответчику и истцу возможность доказать свою правоту. И только  выслушав каждую сторону и свидетелей — если таковые  имеются — суд оценивает аргументы каждой стороны, принимает решение на основе предоставленных доказательств. 

Презумпция невиновности. 


Поскольку в уголовном процессе решается вопрос о наказании человека, да еще и с ограничением его свободы, общество условилось считать, что обвиняемый в преступлении будет невиновен до тех пор, пока на 100% не доказана его вина.То есть презумпция невиновности – своего рода кредит доверия общества любому человеку. Доказав виновность на 99%, государство не получит от суда  решения, признающего  обвиняемого виновным. Суд оправдает такого человека и будет прав, ведь вина — не доказана. А сам обвиняемый вовсе не должен доказывать, что он не виновен,  он даже может просто отмолчаться.(Хотя он вправе защищиться, т.е. опровергать доводы обвинения  и  не  давать показаний против себя.

Несколько иная картина в гражданском процессе. Общество считает - коль против тебя  подан иск, будь любезен, убеди, что ты не виноват. Конечно, истец должен доказать это  фактами, но ответчик  не может  отмолчаться, иначе проиграет. Обязательно надо опровергнуть  аргументы иска,  причем  доказать  свою правоту не на все 100,  достаточно и 51%!

Право на обжалование принятого решения, как в гражданском, так и в уголовном процессе, дается каждой стороне - во избежание несправедливости и ошибки. Первый раз такое право дается автоматически, но если вышестоящая инстанция признала  обжалованное судебное решение правильным – на следующее обжалование  придется просить специальное разрешение.

Полное  равенство возможностей недостижимо в принципе, так как люди уже рождаются разными. Известно, что даже  близнецы в процессе жизни начинают отличаться один от другого. Умный и не очень, здоровый и больной, богатый и бедный, один и многочисленная организация  или знаменитая фирма, ребенок и взрослый..., каких только сторон процесса не бывает! 
Общество считает, что  стороны судебного процесса должны иметь равные возможности.  Поэтому, когда сторона  не в состоянии  выступать на равных, суд вправе указать, как следует поступить, чтобы исправить  положение. 
 Например, в запутанных случаях, когда весомость доказательств не должна зависеть от  мнения эксперта, нанятого  какой-то стороной а кто платит, тот и заказывает музыку – разве не так?), суд  назначает эксперта от собственного имени.

Или вот, например, в уголовном процессе, где от имени обвинителя, т.е. государства, выступает профессионал (прокурор или офицер полиции со специальной подготовкой), суд предоставляет обвиняемому возможность нанять защитником  тоже профессионала, т.е. адвоката. А если у обвиняемого нет средств для оплаты адвокатских услуг,  защитника оплатит государство.

В гражданском процессе  оговорены моменты, где присутствие адвокатаобязательно, а также – где адвокат не допускается или допускается  только в  исключительных случаях.Предусмотрено и назначение переводчика и проч., и проч., и все это, чтобы уравнять шансы сторон.

Есть еще несколько  принципов, но на них мы подробно останавливаться не будем, хотя и коснемся  в дальнейшем, описывая конкретные разделы судопроизводства.

(Почти все принципы правосудия  каждый  из нас применяет, например, решая спор между своими детьми, подравшимися или не поделившими игрушки, не так ли?)
 
Статья третья

Судебная система  

Строение  
 
Судебная система Израиля построена в виде пирамиды, обширной внизу и стремительно сужающейся кверху. Критерием перехода  на более высокий уровень служит  сложность спора или тема спора или стоимость спора. Перечень тем спора  четко прописан в законе, порог стоимости  спора на сегодняшний день равен 2,500,000 шекелям, а о сложности спора можно судить по косвенным признакам, одним из которых является подача жалобы на решение суда, т.е. обжалование. Высшей инстанцией может быть и тот же суд и суд более высокой ступени.
 
(Спрашивается, а почему именно так построена наша судебная система, в три, а не в две или четыре ступени?  Все просто – этот велосипед давно изобретен и обкатан  во множестве вариантов. Наши юристы ничего не изобрели, лишь достроили почти готовое ...)
 

Мировой суд


Наиболее доступная  и многочисленная ступень — мировые суды (бейт мишпат шалом). Мировой — почти как районный  суд в Союзе  - загружен мелкими делами «под  завязку».  Все дела стоимостью до двух с половиной миллионов шекелей проходят по мировым судам за редчайшими исключениями. Там ведутся и простые уголовные дела, но это особая тема. Для удобства на этой ступени выделены и некие специализированные суды, к которым вернемся позже.
 

Окружной суд


Вторая ступень –  окружные суды (бейт мишпат мехози), почти аналог советским областным.
  Здесь  суд рассматривает более крупные гражданские и уголовные  дела, а также обжалования решений  судов нижней ступени. И здесь имеется специализация, о которой – в свое время.
 

Верховный суд


Верховный суд  (бейт мишпат эльон) – высшая ступень, вершина пирамиды. Здесь рассматриваются дела, имеющие исключительную важность для общества. Решения судов второй ступени (т.еокружных) обжалуются именно в Верховном суде.  С точки зрения закона Израиля – Верховный суд является главным местом, где решаются конфликты между государственной властью и гражданином. 
Причем, если полномочия Верховного суда не позволяют исправить явную несправедливость по отношению к гражданину Израиля, которая творится из-за несовершенства действующего законодательства, Верховный суд вправе использовать свою НАИВЫСШУЮ ипостась и восстановить попраную справедливость. Особо следует подчеркнуть, что аналогичной надстройки в Верховном суде  бывшего Советского Союза не  было  и  не  могло  быть, поскольку там выше законного права было  «телефонное право».

Таким образом - Верховный суд в особых случаях заседает как Высший Суд Справедливости, который не связан ограничениями существующих законов. Удивительное для российского юриста явление!

Практически это означает следующее: израильтянин  имеет возможность отстаивать свои правадо последнего земного предела, потому, что выше БАГАЦа –  так  сокращенно  звучит  название  Высшего  суда  справедливости ( Бейт – дин Гавоа ле-Цедек) – есть только Бог!


Статья четвертая

Специализация судов


Зачем вообще огород городить, спросите вы? Не проще ли сделать суды однотипными и всеобъемлющими по полномочиям?  К сожалению, специализация – это плата за ускорение и качество судопроизводства. Время универсалов проходит, наступила эра специалистов, в совершенстве знающих свою сферу и быстро принимающих правильное решение. (Хотя К.Прутков прав: Специалист подобен флюсу – полнота его одностороння.)  Как правило,  судьи-универсалы  в незначительном количестве присутствуют в Верховном суде и поштучно – в окружных.
 
Начнем с религиозных судов. Кроме светских законов существуют и религиозные правила, писаные и неписаные, но принятые среди верующих. К примеру, hалаха  — у иудеев илишариат  — у мусульман. В соответствии с принадлежностью гражданина к конкретной конфессии (т.е. какую веру он исповедует), и надлежит ему обращаться в соответствующий суд.
Для иудеев – раввинатский (бейт-дин раббани), для христиан – ноцрии так далее  – шараи /друзи.., (если, конечно имеется соответствующий, ведь даже в христианстве  несколько направлений, как и в  исламе).

Религиозный суд  решает вопросы, связанные с разводами, с наследством  и усыновлением, с алиментами, побоями и т.д. — все, что  суд вправе решать, и что желает передать на его решение  гражданин, исповедующий соответствующую религию. Полномочия религиозных судов определяются специальным законом и порой возникает возможность параллельной подсудности, когда и гражданский суд и религиозный почти одновременно  начинают рассматривать  один и тот же  вопрос по инициативе разных сторон. Тогда вопрос о приоритете какого-то одного суда решается  по  особому правилу, а второй суд слагает с себя полномочия.
 
 Эта забавная коллизия  возникает благодаря наличию очень важного специального суда.  Поскольку граждане Израиля могут быть и атеистами и верующими,  даже менять вероисповедание, кто-то должен решать  их споры, исходя из общих  для всех,  гражданских правил.  Для  этого выделен  суд по семейным спорам (бейт мишпат линьяней мишпаха), в исключительной компетенции которого находятся вопросы, связанные с семьей. В том числе и хозяйственные споры между членами семьи, а также  и разводы, если супружеская чета  составлена из представителей разных религий или  неверующих.

Еще раз стоит подчеркнуть, что в некоторых вопросах полномочия суда по семейным спорамравны полномочиям религиозных судов, но есть и такие, где решает только суд по семейным спорам, и наоборот.  Вот уж где-где, а в семейных спорах без адвоката не обойтись!

 
Особняком стоит суд по трудовым спорам (бейт дин ле-авода ).  Практически каждому приходилось или придется обращаться в такой суд, так что мы подробно обговорим и процедуру подачи иска и  все важные нюансы ведения процесса — но позже. Сейчас только отметим, что подача иска в судах первой инстанции – в окружных судах по трудовым спорам  — предельно облегчена, специально для  удобства трудящихся. Здесь адвокат не обязателен, но весьма желателен в  крупных исках, поскольку работодатели очень неохотно расстаются с деньгами, а потому нанимают адвокатов, а то и создают специальные юридические службы. И далеко не всегда адвокат профсоюза  (гистадрут) поможет работнику в иске.

Вторая и высшая инстанция по трудовым спорам — это общегосударственный  суд, который служит  специальной апелляционной инстанцией, а также  рассматривает споры между профсоюзами и объединениями работодателей. (Да-да, объединяются не только рабочие!)  И вот споры по поводу коллективных договоров, забастовок, локаутов и проч., решает именно этот суд.
 

Специальные суды  для решения споров с властными структурами


А теперь  вернемся к  предназначению судебной власти. Помните, мы отмечали, что  это — защита права гражданина от посягательствадругого гражданина и  от властных структур.  (Власть ведь начинается с местных органов самоуправления, которые мы сами избираем на муниципальных выборах!)  Все понимают, что носитель властной должности  тоже человек, со слабостями и  пристрастиями, могущий и ошибаться и даже злоупотребить  властью. У любой, самой маленькой властной единицы есть хоть один, но конкретный  чиновник-исполнитель. А его начальник вполне может поддержать неверное решение подчиненного - из желания защитить «честь  мундира».

Рассудить спор гражданина с местным представителем власти в вопросах нарушения правил проектирования, строительства  и нарушения местных подзаконных актов  предназначен суд по местным спорам (бейт дин ле-иньяним мекомиим).Как правило, дела в таком суде рассматривает один, специально назначенный судья мирового суда  или судья, вышедший на пенсию. 
Уровень такого  суда равен мировому,  полномочия у него соответствующие, но фактически он занимается рассмотрением «уголовных» дел, как и суд по дорожно – транспортным нарушениям(Да, нарушения местных законов и правил дорожного движения – это уголовные преступления, за которые чаще всего приходится платить штраф).
 
Все мы — жители Израиля и его граждане, связаны со множеством  госучреждений, которые принимают свои решения, опираясь на внутренние инструкции.  Например, начисление пособия по безработице  или наложение денежных санкций на мелкий бизнес за несвоевременную подачу отчета, отказ в выдаче въездной визы для вашего родственника/друга  из  Болгарии, решение о победителе в конкурсе на лучший проект городского парка и тому подобное...

Где можно обжаловать явно несправедливое, на ваш взгляд, решение? Ну, не в мировом  же  или даже окружном суде, это понятно!  Остается  Верховный и БАГАЦ.

С ростом правовой культуры и укоренением привычки отстаивать свои права  до последнего ребежа,  количество обращений в Верховный суд/БАГАЦ резко возрасло. Чтобы не утонуть в этом потоке и не снизить качество работы, Верховный суд делегировал часть своих полномочий окружным судам. 
И теперь многочисленные вопросы — обжалование решений госструктур, нарушения в порядке проведения публичных конкурсов высокого уровня  и проч. — рассматривает окружной суд по месту  обжалования, но уже как суд по административным вопросам (бейт мишпат ле-иньяним минhалиим).
 
Помимо упомянутых, есть  целый ряд специализированных судов  (дисциплинарные, армейский, для особой  категории квартиросъемщиков и пр.), но для рядового гражданина они особого значения не имеют. Проще  не запоминать, а в  конкретном случае проверить наличие соответствующего суда у адвоката или в одном из многочисленных обществ помощи репатриантам, так называемой «амуте».
 
Статья пятая

Подсудность. Полномочия судов


Как разобраться в таком простом вопросе – суд какого города и какого уровня может судить в твоем личном споре? Можно обратиться в секретариат  ближайшего  к теде суда и спросить там, можно обратиться и к адвокату, а можно разобраться и самому. Давайте рассмотрим критерии подсудности в свете местных и властных полномочий судов.
 

География судов


Как мы уже упоминали, суды расположены в иерархическом порядке по вертикали, создавая пирамиду  с разными предназначениями у каждого слоя или, говоря казенным языком, у каждой инстанции. Кроме того, суды должны быть  равно доступны для гражданина любой точки нашей страны, от  Цфата до Эйлата. Для этого суды поделены на округа (или, что более привычно — на области) с центром в городах:
  1. Тель-Авивский- Тель-Авив
Мировые суды городов: Тель-Авив и Герцлия.
  1. Центральный- Тель-Авив
Мировые суды городов: Кфар Саба, Нетания, Петах Тиква, Реховот, Рамле, Холон и Ришон Ле-Цион.
  1. Иерусалимский- Иерусалим
Мировые суды городов: Иерусалим и Бейт Шемеш.
  1. Южный- Бер Шева
Мировые суды городов: Бер Шева, Эйлат, Ашдод, Димона, Кирьят Гат и Ашкелон.
  1. Хайфский- Хайфа
Мировые суды городов: Хайфа, Хадера,  Крайот и Акко.
  1. Северный- Назарет
Мировые суды городов: Назарет, Бейт Шеан, Тверия, Масада, Афула, Цфат, Кацрин и Кирьят Шмонэ.
 
Окружной суд является второй инстанцией, т.е. местом для обжалования решений мировых судов только своего  округа. (Следует подчеркнуть, чтоТель-Авивский окружной суд  — исключение  из общего правила – один на два округа. Однако  мировые суды каждого из его округов – полностью независимы друг от друга.)

Виды полномочий


В понятие полномочия мы вкладываем  простой смысл — имеет ли  именно этот конкретный суд право  разбирать и решать  наш спор. Израильский порядок судопроизводства  определяет два вида полномочий судов:
Местные: самхут а-мекомит.
Властные: -самхут а-иньянит.
 
 (С местными или — территориальными, если «терра» нравится больше,полномочиями все понятно только на первый взгляд;  дескать, где живешь – туда и обращайся, ан нет!  Помните - в каждом споре, как минимум, две стороны. А если сторон больше, да каждая живет в разных  городах  и селах или в разных округах, или вообще – за границей? Поневоле призадумаешься...)

Местные полномочия


По общему правилу иск подается по месту жительства ответчика, когда он физическое лицо, т.е. человек. Причем все мировые суды  округа, где проживает ответчик, имеют равные полномочия. Против юридического лица, т.е. фирмы, конторы, учреждения или объединения - иски подаются и по месту нахождения  данного юридического лица или по месту возникновения причины иска или по месту основной деятельности. А есть филиалы – то и по месту нахождения филиала.
 
В случае нескольких ответчиков, живущих или зарегистрированных в разных местах,  местные полномочия есть соответственно у нескольких судов. Истец может выбрать, где ему удобнее  судиться.  Конечно, ошибки неизбежны, но исправимы. Надо только при обнаружении такой ошибки немедленно подать просьбу об отсутствии у суда местных полномочий.  И если иск действительно  подан не по месту, то принявший его суд может просто перевести уже открытое дело в другой суд, имеющий местные полномочия по этому делу.

Следует подчеркнуть, что забота о наличии местных полномочий – в первую очередь интерес стороны процесса, а вовсе не суда. Если стороны не возражают – суд рассмотрит дело по существу, примет решение, и оно будет законным, даже когда выяснится, что местных полномочий у суда не было. 
 
Общее правило – для простых исков. Но кроме простых бывают сложные, многосоставные — из  нескольких тем, да еще со многими участниками.  И неизбежно в общих  правилах будут  исключения.
Одно из них касается суда по семейным спорам. Иск на алименты, например, подается по месту жительства истца, т.е. не по правилу, а совсем наоборот. А  при разводе – по последнему совместному месту жительства супругов, даже если сейчас они живут раздельно: один на кудыкиных горах, а второй –  на куличках.

Есть и специальные случаи, они оговорены законом. Допустим, вопросы наследства – по месту последнего места жительства покойного, если он жил в Израиле, а  коли нет, тогда — по месту нахождения наследства.  А когда у ответчика  нет места жительства  в Израиле или оно неизвестно или невозможно определить местные полномочия для конкретного вопроса —  иск подается в Иерусалиме. 
И в дополнение ко всему,  закон дает право  стороне процесса просить  председателей соответствующих судов и даже председателя Верховного суда о переводе дела из одного суда в другой, более подходящий.
 
Но вот, наконец, с местными полномочиями определились. А в какой из судов надо подавать: в окружной, в мировой, в суд по мелким искам или в другой специальный суд,  о которых мы знаем уже кое-какие подробности? 

Властные полномочия


Властные полномочия определяются законом гораздо более четко, чем местные. И если решение суда, не имеющего местных полномочий, все-таки будет иметь законную силу, то отсутствие властных – превращает принятое решение  в пустую бумажку.
К властным полномочиям относятся и полномочия рассматривать иски, где одна из сторон не гражданин и даже не постоянный житель Израиля. Здесь щепетильность оправдана наличием законных прав  иностранца на рассмотрение спора в своей стране. Поэтому критерии международных полномочий особо оговорены в законе.
 
Почему столь жестко подходит закон к наличию именно властных полномочий? Причина понятна каждому, ведь мировой судья любого города  без особых затруднений  разберется в стандартном споре продавца с покупателем по поводу возврата бракованной пары обуви, как  и в споре соседей из-за  шума за стеной. Но далеко не каждый такой судья  рассудит спор о праве владения  земельным участком  или  иск одной фирмы к другой на сумму 20-30 миллионов долларов.
 
Право мирового судьи рассматривать имущественные иски ограничено стоимостью спора до 2,500,000 шекелей.  Все, что  выше -в полномочиях окружного суда.  (Вполне достаточно запомнить  число, ведь исключений мало.) 
 Второе ограничение касается споров, связанных с недвижимостью, т.е. с земельными участками и строениями (квартирами, например).  Мировой суд судит и рядит только:
— о пользовании и распоряжении недвижимостью -хезка вэ-шимуш бэ-мекаркеин,
— о порядке совместного пользования  ею— халуката-шимуш бэ-мекаркеин.
(Проще говоря, все вопросы, что не относятся к владению недвижимостью, находятся в компетенции мирового суда — выселение, выдворение, установление порядка пользования и т. д.) 
 

Привлечение полномочий


Ориентироваться в вопросах властных полномочий тоже непросто, ведь на подсудность влияет и очередность поднятых в иске заявлений и необходимость решать возникшие в ходе разбирательства по основной теме побочные темы, без которых не решить основной вопрос.

Например, в иске о порядке пользования земельным учаском или в иске о  выселении из квартиры мировому суду сначала потребуется решить, а кто владелец  обсуждаемой недвижимости? Неужто подавать отдельный иск в окружной суд? 
Закон разрешает  мировому суду временно привлечь властные полномочия окружного суда для решения только вопроса владения этой недвижимостью, и на основе такого решения продолжить суд по главному вопросу. Вот  только  решение о праве владения  не имеет законной силы  за пределами этого судебного дела.

Естественно, что окружной суд имеет право  попутно решать  в делах, где властные полномочия принадлежат мировому. Допустим, даст решение, что спорный участок принадлежит вам, прикажет снести незаконно построенный  соседом склад на  вашем  газоне и попутно  оговорит выплату компенсации в размере 35 тысяч. Это законно,  ведь он – суд бодее высокой инстанции  по отношению к мировому и может привлекать такие полномочия.
 
Но по общему правилу смешивать в одном иске вопросы разной подсудности не разрешается.  Суд, обнаружив чуждый  ему вопрос, предложит разделить иск и поднять вопрос в уполномоченном на то  суде  или просто вычеркнет лишнее без согласия истца.  (И правильно сделает! Зачем напрасно тратить свое дорогое время и деньги истца, если решение будет незаконным и бесполезным?)

Чтобы избежать напрасного труда, закон позволяет подавать заявление  об отсутствии властных полномочий в любой момент судебного процесса и налагает на суд обязанность проверять наличие таковых полномочий по собственной инициативе.  В отношении местных полномочий аналогичных прав и обязанностей закон не предусматривает. 
Это понятно – последствия ошибки  в определении каждого вида полномочий очень разные, порой неисправимые.
 
Статья шестая

Должностные лица


Мы постоянно упоминаем слово «суд». А ведь это лишь название учреждения, в котором  трудятся люди на различных должностях, начиная с председателя суда и заканчивая простым работником, например, архива или переводчиком. У каждого из них своя функция,  которые, сливаясь  все вместе, и заставляют крутиться громоздкий аппарат судопроизводства. Без представления о должностной  структуре невозможно  понять логику  ведения судебных дел и путь подачи юридически значимых документов (прошений, заявлений, обжалований, дополненией, исправлений и проч.).
 
Основным действующим лицом является, конечно, судья.  У него есть специальное помещение, где он работает с документами при помощи простых служащих, а также зал, где он проводит слушание дела в присутствии сторон процесса, их представителей, свидетелей и прочих заинтересованных лиц. (Обычно процесс суда открыт для всех желающих, если они не мешают слушанию дела.  Но иногда судья или закон запрещают публичное слушание дела в интересах сторон). 

На выполнение формальных, не требующих судейской оценки процедур, жаль тратить  время судьи, поэтому формальные решения переданы на усмотрение регистратора (рашам). Регистратор назначается из числа лиц, годных исполнять должность судьи, а иногда и занимающих судебную должность. В последнем  случае он называется рашам–судья и полномочия его почти равны полномочиям  судьи. Регистратору тоже выделены отдельное помещение для работы с документами и приема посетителей, а также  зал для проведения разбирательств, досудебных слушаний дел и тому подобных процедур с участием значительного количества участников.

В зависимости от своего статуса регистратор или регистратор–судья  может (по согласию, а в определенных случаях и без согласия  сторон процесса) провести судебное предварительное слушание  в быстром процессе, рассмотреть промежуточную просьбу  и  выдать решение по ней или подписать решение, принятое по какому–то делу, но еще не врученное сторонам процесса. Рашам предлагает сторонам обратиться к посреднику (мегашер), к арбитру (борер), распорядиться о добавлении документов к делу. Он имеет право дать некоторые срочные распоряжения, например: ордер о запрете на выезд из страны, об аресте или ограничении пользования имуществом, о внесении залога, даче гарантии, о продлении срока подачи важного судебного письма  и т.п., то есть — профессионально, грамотно выполнить  множество мелких, но очень важных дел по подготовке дела к эффективному и быстрому слушанию.

Для выполнения таких действий в некоторых судах созданы специальные отделы по сопровождению дел, где  специалист – адвокат  отслеживает выполнение сторонами процесса  процедурных действий в установленные законом сроки, только не принимает решения.

Да 10 10

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Dermometr, Морохин Иван, mark, Elizaveta, Sheriff, daevseev, Marusia, kapitan-flint, Petrov, neznaika, margosha, +еще 2
  • 08 Октября 2010, 14:25 #

    Отличная статья — прямо таки путеводитель по израильским судам ))

    +1
  • 09 Октября 2010, 09:48 #

    Великолепная энциклопедическая статья!
    Очень интересные аналогии и примеры.
    Мне конечно сложно представить принятие решения не на основе действующего закона, а в соответствии с представлениями судей о справедливости, но если эта система существует, значит она себя оправдывает.

    +1
  • 09 Октября 2010, 10:16 #

    Очень интересная и познавательная статья.
    Наличие религиозных судов параллельных светским, для меня настоящее открытие! 

    +1
  • 09 Октября 2010, 11:24 #

    Отличная статья. Классная система судоустройства в Израиле.

    +1
  • 09 Октября 2010, 12:02 #

    Это какое же должно быть доверие к судьям, чтобы доверять решениям принимаемым по религиозным книгам.

    +1
  • 09 Октября 2010, 14:42 #

    Спасибо за интересный рассказ!

    +1
  • 09 Октября 2010, 14:50 #

    Дорожные нарушения = уголовное дело? Круто!
    У нас бы тогда вообще несудимых не осталось. 

    +1
  • 09 Октября 2010, 20:45 #

    Плохих судей net?

    Израильские судьи обратились к правительству страны и в прокуратуру с требованием принять меры против негативных отзывов и публикаций о деятельности судов, регулярно появляющихся в Интернете. Судей особенно раздражает тот факт, что информация, порочащая их репутацию, размещена в Интернете, проиндексирована поисковыми системами и доступна в течение длительного времени. Начальник Управления судов Израиля Моше Галь уже обратился в представительство компании Google в Израиле с требованием обратить внимание на компрометирующие израильских судей ссылки. Поводом к разбирательствам стал инцидент с судьей Яэль Бельхер. На одном из израильских сайтов были обнаружены сообщения, в которых судья обвинялась в коррупции. Пользователь утверждал, что судья Бельхер вынесла вердикт по делу о клевете, получив взятку от одной из сторон.

    sug.kiev.ua/articles.php?id_article=57

    +1
  • 10 Октября 2010, 09:58 #

    Люди везде одинаковы — наверное и в Израиле есть взяточники, только там это исключение, а у нас почти правило.

    +1
  • 10 Октября 2010, 10:53 #

    Сама принципиальная схема судов во многом похожа на нашу, но вот насчет специализированных судов мысль интересная.

    +1
  • 10 Октября 2010, 12:03 #

    Хм...  Тогда я ещё кое-что выложу, о прецедентах и  случаях.

    +3
  • 10 Октября 2010, 12:30 #

    Интересная статья, а примеры из практики я вообще обожаю! ))

    +1
  • 10 Октября 2010, 12:46 #

    Конечно выкладывайте — опыт коллег всегда интересен и сам по себе, а в сравнении со своим, помогает по новому взглянуть на некоторые вопросы.

    Большое видится на расстоянии...

    +1
  • 10 Октября 2010, 21:13 #

    Несколько примеров израильского правосудия. Думаю, что автор не будет возражать против моей наглости, поэтому заранее прошу прощения :))
    ↓ Читать полностью ↓
    +++
     
    Хайфский суд по административным вопросам вынес беспрецедентное в истории Израиля решение, изменив текст закона, чтобы исправить вкравшуюся в него техническую ошибку.
     
    Судья Яэль Вильнер приняла апелляцию общественной организации, управляющей домом престарелых и “клубом для пожилых” (”Маон йом ле-кашиш”), расположенными в одном здании. Судья подтвердила, что закон об освобождении от муниципального налога от 1938 года должен распространяться на территорию “клуба”.
     
    В иврите слово “маон”  означает “приют для пожилых людей”, в то время, как “маон йом”  является местом, где пожилые люди находятся лишь в течение дня. Согласно закону о муниципальном налоге от 1938 года, определение “маон йом” связано с законом, контролирующим подобные заведения. Однако во втором законе понятие “маон йом” отсутствует, в то время, как “маоном” названо место проживания или пребывания пожилых людей.
     
    В то же время приложения к этому закону, принятые в более позднее время, определяют “маон йом” как место пребывания детей в возрасте до 6 лет, без какого-либо указания на то, что это понятие распространяется и на пожилых людей.
     
    Случаи, когда в одном законе отсутствует то или иное определение, не редки в израильской законодательной системе, составленной из законодательных актов Османской империи, законов британского мандата и законов, принятых Кнессетом.
     
    До сих пор подобные парадоксальные ситуации вынуждали судей каждый раз искать ту или иную трактовку закона. Единственным исключением было постановление Верховного суда, принявшего решение исправить опечатку, вкравшуюся в текст закона при его публикации в 1966 году. Тогда Суд постановил, что речь идет об очевидной опечатке, для исправления которой не нужно вмешательство законодательного органа.
     
    Однако на сей раз судья постановила, что речь идет о “забывчивости депутатов”, опустивших в одном законе техническое определение понятия, фигурирующего в другом законе. Согласно вердикту Вильнер, суд имеет право исправлять столь очевидные технические ошибки, схожие с опечатками, арифметическими ошибками, описками и другими техническими проблемами, мешающими выполнять волю законодателя.
     
    При этом судья подчеркнула, что для того, чтобы ошибка была исправлена, она должны быть признана ошибкой вне всяких сомнений и разночтений, приводящей к столь абсурдной трактовке закона, что без ее исправления закон не может выполняться или же не имеет смысла.
    http://zakon.gid.co.il/?p=953#more-953
    +++
     
    По словам адвоката по семейным вопросам Виктории Гельфанд, “русские” редко усыновляют детей – у них не так много денег, а процедура усыновления стоит в среднем 20-35 тысяч долларов. По закону, ребенок из-за границы может быть усыновлен только посредством некоммерческого объединения (”амуты”), занимающегося процедурой усыновления детей за
    границей. Выше указанная сумма не предел: стоимость процедуры в ближайшее время может возрасти на порядок, до 35000 евро, причем это только та ее часть, которая идет на работу самого общественного объединения. “Русские” просто не в состоянии платить такие деньги”, — говорит Гельфанд.
     
    Наиболее частым способом усыновления русскоязычными парами является прием в семью ребенка, являющегося близким родственником. Однако, тут семья может столкнуться с немалыми трудностями. Во-первых, согласно израильскому законодательству, процедура, проведенная семьей в другой стране самостоятельно, без участия “амуты”, незаконна. Во-вторых, некоммерческая организация не может помочь усыновить ребенка, с которым семья как-то связана, а может лишь подобрать его для семьи из учреждений, с которыми она сотрудничает, и, соответственно, стоить это будет в пределах указанной суммы.
     
    “Вследствие такого несовершенства законодательства многие семьи сталкиваются с тем, что прокуратура открывает против них дела и подает в суд, — рассказала Гельфанд. — Я не сталкивалась с тем, что семьи попадали в тюрьму из-за этого, но нервы из-за таких перипетий можно потрепать сильно, да и от ареста в такой ситуации никто не застрахован. Чтобы избежать этого, в случае усыновления детей родственников, нужно обратиться в МВД и Службу защиты ребенка (”Шерут ле-маан а-елед”). Они, как правило, достаточно быстро предоставляют необходимые разрешения. Ситуация вообще очень странная, так как такое разрешение, по сути, противоречит закону. Однако это то, что есть”.
     
    Третьей особенностью израильского законодательства, отмечает Гельфанд, является то, что процедура разрешает усыновление только ребенка одной религии с усыновителем. То есть, к примеру, пара евреев не может усыновить христианского ребенка, а мусульмане — иудея. Проще в таких случаях, если пара или ребенок не являются официально членом того или иного религиозного сообщества (то есть нигде не отмечено, скажем, что ребенок крещен). В остальных случаях, если речь идет о еврейских семьях, дети, особенно если они находятся в возрасте до 13 лет у мальчиков, и до 12 лет у девочек, проходят процедуру упрощенного “гиюра”. Однако и в ней есть свои тонкости, например, обязательное посещение ребенком религиозной школы.
     
    Мейталь Оршалем, из юридической фирмы Баркман-Оршалем-Зоар, рассказала порталу IzRus, что часто сталкивается со случаями, когда русскоязычные матери-одиночки, найдя себе пару среди израильтян, узаконивают статус детей посредством усыновления и передачи им фамилии отчима.
     
    Оршалем привела несколько иные суммы стоимости усыновления — 10-15 тысяч долларов, но оговорилась, что это только в том случае, если пара проводит процедуру усыновления самостоятельно, без участия “амуты”. Такая ситуация, в общем, противоречит законодательству Израиля, но в некоторых случаях имеются исключения.
     
    Оршалем подтвердила, что “русские” израильтяне крайне редко усыновляют детей. Она так же увязывает это с финансовым положением репатриантов. Суды обращают особое внимание на эту сторону вопроса, кроме того, очень важно семейное положение просителя: у матери-одиночки фактически нет шанса усыновить ребенка.
     
    Тем более, существует огромная очередь на усыновление — ждать приходится по 5-6 лет. Как отметила Виктория Гельфанд, подводя итоги, “у меня нет на руках полной статистики, но, если число русскоязычных приблизится к 5% от общего количества усыновителей, я очень удивлюсь”
    http://zakon.gid.co.il/?p=1212#more-1212
    +++
     
    Русскоязычный израильтянин был признан Тель-авивским судом по семейным делам отцом 11-летней девочки только на основании свидетельских показаний родственников и друзей, сообщает NRG. Репатриировавшись в Израиль без супруги, которая осталась в России, он стал жить с израильтянкой, и в 1999 году у них родилась дочь. Все эти годы мужчина не мог сочетаться браком, так как официально, по его утверждениям, из-за бюрократических препон не был разведен в России.
     
    Проблема возникла, когда для ребенка понадобилось оформить заграничный паспорт, а без подписи отца это сделать невозможно. В МВД потребовали от пары провести ряд проверок, доказывающих отцовство мужчины, включая проверку ДНК. Стоимость этой процедуры составляет около 4000 шекелей (более тысячи долларов), а таких денег у пары не оказалось. Они обратились к адвокату и тот начал судебный процесс. Суд по семейным делам решил пойти навстречу паре, и проверкой отцовства занялась… социальная служба, представительница которой проверила семью и расспросила друзей.
     
    Как отмечает NRG, суд рассмотрел результаты проверки и признал этого мужчину отцом девочки. Как отмечается в судебном вердикте, решение не проводить медицинских проверок было принято, чтобы не травмировать ребенка.
    http://zakon.gid.co.il/?p=5051#more-5051
    +++
     
    Суд по семейным делам в Крайот отменил свой вердикт по делу о содержании ребенка, поскольку отец девочки не владеет ивритом и не понимал, что именно он подписывает. Об этом деле сообщает во вторник, 15 июня, NRG-”Maariv”.
     
    Узнав, что жена изменяет ему с другим мужчиной, супруг подал на развод.
    Жена, в свою очередь, подала в суд просьбу о выплате содержания ей и их общей дочери, и суд вынес решение в ее пользу. Соглашаясь с вердиктом суда, мужчина даже не понял, что он проиграл.
     
    Адвокат истца Талия Лимор Школьник обратилась в суд с просьбой отменить вердикт, поскольку ее клиент не владеет языком в достаточной степени и подписал документы, не понимая их. Юрист подчеркивала, что ее клиент по сути не получил компетентной защиты в суде.
     
    Она также подчеркнула, что поскольку речь идет о супругах-неевреях, содержание общего ребенка ложится не только на мужа, а на обоих родителей. Суд принял сторону адвоката и распорядился о немедленной отмене предыдущего вердикта.
    http://zakon.gid.co.il/?p=5072#more-5072
    +++
     
    Сделка между прокуратурой и адвокатурой в деле “Матери из Меа-Шеарим”, обвиненной в издевательстве над собственным ребенком, утверждена судом, но ажиотаж вокруг нее не утихает: уже брошены зерна в почву, на которой взращивается новый скандал, связанный с нею.
     
    “Мать из Меа-Шеарим” приговорена судом, на основания ее признания своей вины,
    в рамках сделки между прокуратурой и адвокатурой, к трем годам домашнего ареста, под постоянным наблюдением социальных и медицинских служб. Приговор она будет отбывать в доме ее матери, в которой она будет проживать со своим новорожденным сыном. Остальные ее дети будут проживать в принадлежащей семье квартире и навещать мать, в присутствии социальных работников.
     
    Однако, сразу после публикации приговора, в израильских СМИ был поставлен другой вопрос, связанный с судьбой осужденной: она возглавляет сеть внешкольного обучения детей школьного возраста – достойна ли она продолжать заниматься этой профессиональной деятельностью, будучи признана виновной в издевательстве над детьми?
     
    Обычно юридическая сделка между следствием и обвиняемым, или обвинением и защитой предполагает отсутствие дополнительных претензий между сторонами сделки. Но что до того жадным до скандалов журналистам.
    http://zakon.gid.co.il/?p=4897#more-4897
    +++
     
    Газета “Едиот Ахронот” рассказывает о самой дорогой “первой брачной ночи” в истории Израиля. Один день супружеской жизни обошелся израильтянину в 150 тысяч шекелей. Именно такая сумма была указана в “ктубе” – еврейском брачном договоре, являющемся неотъемлемой частью традиционного еврейского брака.
     
    В публикации говорится, что свадьба состоялась в 2006 году. Молодожены познакомились незадолго до “хупы”.
    Перед свадьбой, в соответствии с еврейской традицией, жених подписал брачный договор, в котором пообещал выплатить супруге в случае развода 150 тысяч шекелей.
     
    Но уже на следующее утро после свадьбы новоиспеченному супругу стало понятно, что это вовсе не то, о чем он мечтал всю жизнь. К изумлению молодой жены супруг под утром ушел из дома, и больше она его не видела. А через несколько дней после первой брачной ночи молодая жена нашла в своем почтовом ящике письмо, уведомляющее ее о разводе.
     
    Молодой человек утверждает, что причиной развода стала психологическая травма, полученная в ходе процесса бракосочетания. Его же родственники говорят, что жених нуждается в срочной психиатрической помощи.
     
    Раввинатский суд Тверии удовлетворил просьбу мужчины о разводе, а также встречную просьбу, поданную адвокатом супруги, о выплате полной суммы компенсации, указанной в брачном договоре.
    http://zakon.gid.co.il/?p=4806#more-4806
    +++
     
    40-летний житель Беэр-Шевы подал на развод с супругой, обвинив ее в неэкономном расходовании воды. “Из нее пересыхает Кинерет”, — заявил он в раввинатском суде, который слушает дело о расторжении брака, пишет 12 апреля газета “Маарив”.
     
    Помимо этого, супруг выразил возмущение тем, что его благоверная тратит слишком много электроэнергии и “никогда не выключает лампочки”.
    По этой причине, добавил он, расходы на коммунальные услуги получались всегда завышенными.
     
    Все попытки друзей и родственников примирить враждующих супругов не увенчались успехом. Каждый раз они слышали в ответ, что женщина купается три раза в день и каждый раз по полчаса, свет она включает не дожидаясь темноты, а посуду моет без всякой необходимости.
     
    В ответ жена заявила, что ее супруг “хронический скряга”, который ей “портит жизнь”.
    http://zakon.gid.co.il/?p=4687#more-4687
    +++
     
    Алина и Максим Сердюковы подают сегодня, 28 марта, иск в Верховный суд против нескольких городских раввинов, отказавшихся признать “гиюр”, пройденный в рамках армейской программы “Натив”, сообщает газета “Едиот Ахронот”.
     
    По данным издания, иск 25-летних Сердюковых направлен против главного раввината и раввинов четырех населенных пунктов, отказавшихся признать переход Алины в иудаизм, который прошел в рамках ее службы в армии по программе “Натив”.
    Вместе с репатриантами иск подают бывший начальник отдела кадров армии Элазар Штерн и раввин Шауль Фарбер, глава института ИТИМ, занимающегося вопросами “гиюра” русскоязычных граждан Израиля. Сердюковы требуют от Верховного суда постановить, что любой отказ раввината и его представителей на местах признать “гиюр” признанный государством, является незаконным.
     
    Как сообщал портал IzRus, скандал начался в ноябре 2009 года. Алина и Максим собирались сочетаться браком в январе, но городской раввин Ашкелона Хаим Блой заявил, что не даст им провести свадьбу в городе. Он отказался признавать “гиюр” Алины, так как она не ведет религиозный образ жизни.
     
    Блой предложил Алине и Максиму зарегистрироваться в другом городе, где будут согласны поженить еврея и “гера”. Проверив ситуацию в еще 4-х населенных пунктах, Сердюковы выяснили, что только в Беэр-Тувия раввин согласен зарегистрировать их брак.
     
    Раввин Блой заявил тогда газете “Едиот Ахронот”, что должен прислушиваться к мнению авторитетных раввинов, и, по его мнению, 90% проходящих “гиюр” в армии – не являются евреями, так как не следуют всем заповедям Торы. Вместе с тем, он подчеркнул, что если ему прикажут в Главном раввинате зарегистрировать брак Алины и Максима, то он сделает это.
    http://zakon.gid.co.il/?p=4596#more-4596
    +++
     
    Признание права однополых пар обзаводиться детьми посредством суррогатных матерей приведет к столь значительным и многообразным социальным переменам, что принимать соответствующее решение следует скорее Кнессету, чем высшей судебной инстанции. Об этом говорится в переданном 25 марта ответе государства Высшему суду справедливости.
     
    В феврале 2010 года гомосексуальная супружеская пара Йоав Арад-Пинкас и Итай Пинкас подала апелляцию в БАГАЦ. Пара добивалась разрешения обзавестись ребенком. Пинкасы просили, чтобы БАГАЦ обязал специальную комиссию в минздраве, уполномоченную разрешать процедуру суррогатного материнства, не отвергать их ходатайство сходу, а хотя бы внимательно и вдумчиво рассмотреть его.
     
    После подачи апелляции, как уже сказано, государство было вынуждено ответить. В письме генпрокуратуры отмечается, что закон на этот счет сформулирован четко и однозначно. Вот что он говорит: «Суррогатное материнство предназначено для женщины и мужчины, фактически живущих как семейная пара».
    http://zakon.gid.co.il/?p=4582#more-4582
    +++
     
    Как отмечает издание, Андрей Храченко избивал свою 45-летнюю супругу и угрожал убить ее 70-летнюю мать, за что получил очень легкое наказание. Он должен будет отработать 160 часов в общинном центре Бат-Яма – таково решение мирового суда в Ришон ле-Ционе, достигнутое благодаря сделке адвокатов обвиняемого с прокуратурой. Судья Шломит Якубович сама удивленно отметила изданию, что речь идет об экстраординарно смягченном наказании.
     
    Как сообщает ИА Ynet, Храченко репатриировался 5 лет назад, а его супруга с матерью живут тут с 2000 года. Андрей довольно регулярно бил свою супругу все последние годы, оставляя зачастую явные следы побоев на ее теле. Однажды он также толкнул свою тещу так, что она упала.
     
    В чем же причина смягчения наказания? Оказывается, что Храченко — не еврей, он верующий христианин, начавший несколько лет назад процесс получения гражданства в стране, так как он женат на еврейке и имеет с ней совместного 15-летнего сына.
     
    Как пишет издание, тюремное заключение могло привести к отказу МВД в выдаче ему гражданства. Избиваемая супруга заявила на суде, что больше не опасается Храченко, который вот уже год как перестал регулярно пить алкоголь. Согласно решению суда Андрей также будет посещать группу психологической поддержки направленной на прекращение насилия в семье. Так что можно надеяться, что к моменту получения заветного израильского паспорта он отучится распускать руки.
    http://zakon.gid.co.il/?p=4472#more-4472
    +++
     
    При разводе супружеской пары, прожившей вместе 17 лет, супруг потребовал не только дележа совместно нажитого имущества, но и “сексуального фонда”. На суде выяснилось, что в течение многих лет муж платил жене за каждый акт любви по 150 шекелей. В результате за годы безмятежного супружества общая сумма выплаченного составила несколько десятков тысяч шекелей, и муж заявил, что ее тоже следует считать совместным накоплением, хотя они и внесены на личный счет супруги.
     
    Супруга, со своей стороны, заявила, что хотя муж и имел в прошлом отношение к этим деньгам, теперь это ее личный накопительный фонд. То же касается половины квартиры и бизнеса супруга. Теперь в деле предстоит разбираться суду, и прежде всего установить, имела ли вообще супруга право брать с мужа деньги за любовь.
    http://zakon.gid.co.il/?p=4385#more-4385
    +++
     
    Раввинатский суд в Хайфе постановил, что женщина, находящаяся в процессе развода, должна пройти проверку на детекторе лжи, чтобы выяснить, употребляла ли она наркотики и обманывала ли мужа. Проверка необходима для того, чтобы выяснить, можно ли доверить этой женщине опеку над детьми.
     
    Решение суда по поводу применения полиграфа является прецедентным. Раввин Элиягу Бен-Даган, административный директор раввинатских судов, сказал в интервью армейскому радио «Галей-ЦАХАЛ», что теперь это позволит в дальнейшем использовать детектор лжи. Особенно это важно в делах, касающихся развода и опеки над детьми, где свидетельских показаний оказывается недостаточно.
     
    Ранее раввинатские суды отказывались от использования полиграфа, утверждая, что он не соответствует установлениям Галахи. В 1984 году Высший раввинатский суд, возглавляемый Элиэзером Вальденбергом, постановил, что применение детектора лжи недопустимо, покольку, в соответствии с законом Торы, в суде требуется мнение двух свидетелей.
     
    В решении хайфского суда сказано, что полиграф может использоваться как средство устрашения, чтобы предупредить обман в суде. При том что судьи верят показаниям мужа, выдвинувшего серьезнейшие обвинения против жены, лишняя проверка на правдивость в таком деле, по их мнению, не помешает.
    http://zakon.gid.co.il/?p=3780#more-3780
    +++
     
    В окружной суд Иерусалима подан представительский иск на 200 миллионов шекелей против компании “Зогловек”, Главного раввината и министерства религий. Истцы утверждают, что компания использовала добавки из свинины при изготовлении сосисок, а религиозные ведомства покрывали нарушения кашрута и тем самым вводили в заблуждение общественность.
     
    В исковом заявлении, поданном евреем Шахаром Леви и мусульманином Салайме Малеком, сказано, что в “Зогловек” изготавливали оболочку для сосисок из синтетического материала, получаемого из кожи свиней и других некошерных животных.
     
    Иск базируется на заключении главного раввина Цфата, который выразил сомнение в “чистоте” продукции компании “Зогловек”, однако к его мнению не прислушались в Главном раввинате.
     
    Представители компании “Зогловек” отвергли претензии в нарушении кашрута, заявив, что “ничего подобного не было за всю 70-летнюю историю фирмы”.
    http://zakon.gid.co.il/?p=5752#more-5752
    +++
     
    Суд признал обоснованность иска по обвинению Железнодорожной компании Израиля в ущемлении прав инвалидов-”колясочников”. Теперь администрации ЖД придется потратить миллионы шекелей, чтобы обеспечить комфорт и удобство для данной группы пассажиров.
     
    3 года назад двое студентов, прикованных к инвалидному креслу,
    — Офрат Вакнин из Бэер-Шевы и Игорь Гонопольский из Тель-Авива – обратились в суд с жалобой на пренебрежение администрацией ЖД правами на проезд в поездах инвалидов-колясочников.
     
    В иске подчеркивалось, что в Израиле существует более 17.000 человек, привязанных к инвалидному креслу, многие из которых вынуждены постоянно пользоваться поездами. В соответствии с жалобой, зачастую они не в состоянии воспользоваться своим правом на проезд, так как подъемники на станциях выключены (каждый раз по другой причине) и инвалидом приходится длительное время добиваться, чтобы им помогли подняться в вагон. Кроме того, в документе отмечалось, что в соответствии с внутренней политикой ЖД по воскресеньям и четвергам, когда наблюдается большой пассажиропоток, кассы отказываются продавать билеты инвалидам-”колясочникам” на специально зарезервированные для них места.
     
    Представители ЖД Израиля попытались оправдать свои действия заботой о пассажирах данной категории. В администрации компании “Ракевет” признали, что в дни большого скопления пассажиров стараются не продавать билеты инвалидам из опасений, что они могут пострадать в давке. Проблемы с подъемниками в администрации назвали временными техническими неполадками, отметив, что сотрудники на станции были проинструктированы о том, как обеспечить помощь по подъему в вагон пассажирам-”колясочникам”.
     
    Окружной суд Бэер-Шевы посчитал оправдания управления ЖД недобросовестной попыткой снять с себя ответственность за невыполнение требований закона, и обязал “Ракевет” устранить дискриминацию в отношении данной группы пассажиров.
    http://zakon.gid.co.il/?p=5439#more-5439
    +++
     
    Суд по единым контрактам принял сторону израильского совета потребителей и юридического советника правительства в тяжбе с крупным туристическим агентством Diesenhaus, постановив, что работа туристического агентства не ограничивается заказом услуги. Агентство должно убедиться, что заказанная услуга будет предоставлена.
     
    Основной поправкой, внесенной судом в единый контракт, является отмена пункта, снимающего с туристического агентства всякую ответственность за неполадки.
    Агентство обязано убедиться, что покупатель получит ту услугу, за которую он заплатил деньги.
     
    Среди прочего, согласно постановлению суда, туристическая компания обязана в случае отсутствия мест в заказанном отеле не просто предоставить клиенту номер в отеле схожего уровня, но и убедиться, что новый отель находится неподалеку от заказанного изначально.
     
    Компания обязана предупреждать клиента о том, что в отеле проводится ремонт и о том, что отель только что открылся. Также в обязанности туристического агентства входит проверка по просьбе клиента наличия в отеле сезонных услуг (лыжный курорт, открытый бассейн и т.д) и таких параметров, как доступность для инвалидов или кошерное питание. В случае предоставления клиенту неверной информации ответственность за компенсацию лежит на агентстве.
     
    Еще одним важным изменением стал запрет на односторонне изменение сроков вылета или смена авиакомпании. Также компания не имеет права требовать от клиента, уже оплатившего авиабилеты, оплачивать дополнительный “топливный сбор” и другие сборы, которые может потребовать оплатить авиакомпания. В таком случае туристическое агентство обязано оплатить эти расходы самостоятельно.
     
    Данный единый договор был составлен компанией Diesenhaus, однако поскольку в Израиле действует прецедентное право, поправки, внесенные судом, касаются и других туристических компаний.
    http://zakon.gid.co.il/?p=3211#more-3211
    +++
     
    Две с половиной недели назад полиция Ришон ле-Циона запретила четырем девушкам, задержанным во время облавы на бордель, появляться не только в “массажном салоне”, но и городе. Однако девушки через суд добились отмены запрета и вернулись на рабочие места.
     
    Газета “Маарив” указывает, что основанием для ареста послужило подозрение в том,
    что девушки являются хозяйками “фирмы по сопровождению”. Однако после допроса все задержанные были отпущены под расписку о том, что в течение 15 дней они не будут появляться в “массажном салоне”, и в Ришон ле-Ционе.
     
    Девушки через своих адвокатов обратились в мировой суд с требованием отменить запрет, из-за которого они лишились единственного источника доходов. В своем заявлении они указали, что оказание сексуальных услуг не является нарушением закона, который предусматривает наказание лишь за сутенерство. Поскольку, по словам девушек, они всего лишь работали в этом заведении, у полиции нет оснований для каких-либо запретов. Суд, приняв во внимание это заявление, позволил девушкам появляться в Ришон ле-Ционе, однако запретил “заниматься массажем”.
     
    Как указывает издание, это решение не удовлетворило “девушек по сопровождению” и они опротестовали это решение в окружном суде Петах-Тиквы, указав, что были наемными работницами, а само заведение принадлежит мужчине по имени “Йоси”.
     
    В ответ на это представитель полиции заявил, что у девушек были найдены ключи от комнат. Именно истицы решали, когда и сколько времени клиент может провести “на массаже”, и, следовательно, истицы руководили работой заведения.
     
    Однако суд пришел к выводу, что наличие ключей у девушек не говорит о том, что они содержат бордель, а лишь свидетельствуют о заботе менеджеров заведения о том, чтобы клиентам и девушкам никто не мешал во время оказания услуг. Суд отменил запрет полиции на посещение города Ришон ле-Циона, а также предыдущее решение суда, запрещавшее девушкам находиться в заведении.
     
    Вынося свое решение в пользу истиц, судьи посоветовали полиции найти иной способ борьбы с проституцией, и поискать законные основания для закрытия заведения. Тем, временем,- отмечает газета “Маарив”, — девушки вернулись на работу в бордель, чувствуя себя победительницами. А их адвокаты обвиняют полицию в том, что они при борьбе с проституцией и сутенерством выбрали наиболее легкую цель, что, по словам адвокатов, не делает чести стражам правопорядка.
    http://zakon.gid.co.il/?p=5145#more-5145
    +++
     
    Идеальный договор о разводе будет заслушан в хайфском раввинатском суде в самое ближайшее время.
    Супружеская пара решила развестись после нескольких лет совместной жизни. Как и положено, был составлен договор о разводе, по которому мужу должны отойти машина,
    компьютер, стереоустановка, мангал и раутер. А жена должна получить все остальное содержимое квартиры. Также в договоре предусмотрен дележ по принципу “фифти-фифти” (50 на 50) накопленных за время супружеской жизни долгов.В отношении А., Б. и С. договор предусматривает следующее (только не подумайте, что речь идет о детях):  это — клички собак. Итак, Б. муж забирает с собой, А. и С. остаются у жены. При этом ветеринарные расходы на лечение Б. полностью лягут на мужа, аналогичные расходы на лечение А. — на жену. А вот расходы на лечение С. супруги поделят поровну.
    http://zakon.gid.co.il/?p=3199#more-3199
    +++
     
    В течение четырех дней четырехлетний ребенок удерживался под стражей вместе с матерью, у которой была просрочена виза. Вчера по решению окружного суда Петах-Тиквы женщина и ее дочь были освобождены из-под ареста. Судьи также подвергли резкой критике действия министерства внутренних дел и иммиграционной полиции.
     
    По информации радиостанции “Коль Исраэль”, задержанная иммиграционной полицией гражданка Кот д’Ивуара находилась в Израиле в качестве туристки. Это был ее третий визит на Святую Землю.
     
    Адвокат, представляющий интересы женщины, в интервью радиостанции назвал этот случай “вопиющим” и отметил, что содержание ребенка под стражей является крайней мерой, и может применяться только в тех случаях, когда нет иных способов разрешения ситуации.
     
    Из Управления регистрации населения на запрос радиостанции “Коль Исраэль” ответили, что для матери с ребенком были созданы особые условия. Они не были помещены в тюремную камеру, и находились в специальном полицейском учреждении. Кроме того, представители Управления заявили, что задержанные провели под стражей более суток исключительно из-за отказа женщины вернуться на родину ближайшим авиарейсом.
    http://zakon.gid.co.il/?p=5088#more-5088
    +++
     
    Окружной суд Петах-Тиквы принял к рассмотрению компромиссное соглашение между истцами и ответчиком, — турфирмой “Летающий ковер”. По соглашению, которое наверняка будет утверждено судом, фирма выплатит 5.5 млн. шек. в качестве компенсации за ущерб. “Летающий ковер” применял ту же практику,
    что и многие другие турфирмы, — продавал билеты на авиарейсы с указанием удобного времени вылета, а затем в последний момент менял часы отлета.Многие туристы сталкивались с тем, что им продавали билеты на несуществующие рейсы, а затем приходилось часами ждать вылета в соответствии с истинным расписанием. Обычно такие трюки сходят турагентствам с рук, но “Летающему ковру” вчинили за это представительский иск на десятки миллионов шекелей в январе 2010-го года.
     
    По соглашению с истцами фирма предоставит клиентам скидки на сумму 3.4 млн. шек., предоставит истцам дополнительные 5% скидки на любые заказы в течение 3-х лет, а также 600 млн. шек. различным благотворительным организациям.
    http://zakon.gid.co.il/?p=5658#more-5658
    +++
     
    После предъявления представительского иска муниципалитет Рамат-Гана сообщил о прекращении практики взимания денег за парковку на одной из самых загруженных транспортных артерий города – улице Бялик.
     
    Как сообщает The Marker, деньги не будут взиматься
    за парковку на улице Бялик между улицами Жаботински и Криници.
     
    Иск против мэрии был подан в 2009 году адвокатом Ниром Решефом, утверждавшим, что муниципалитет в течение шести лет незаконно взимал плату за парковку на улице Бялик, собрав за этот период с жителей города 12 миллионов шекелей.
     
    Иск был признан представительским, после чего муниципалитет принял решение не доводить дело до судебного приговора и согласился прекратить взимать плату за парковку. При этом, согласно закону, муниципалитет не обязан возвращать населению незаконно полученные деньги.
    http://zakon.gid.co.il/?p=5627#more-5627
    +++
     
    Суд по семейным делам в Хайфе принял сегодня прецедентное решение, разрешающее провести искусственное оплодотворение яйцеклетки 40-летней женщины семенем молодого человека, которого она не знала.Молодой человек скончался в декабре 2007 года от рака, перед тем как пройти курс химиотерапии
    он оставил порцию семени для банка спермы. В завещании он разрешил использовать ее для искусственного оплодотворения.
     
    Родители молодого человека полностью поддержали решение суда, которое позволит им обзавестись внуком или внучкой.
    http://zakon.gid.co.il/?p=3766#more-3766
    +++
     
    6 августа Верховный суд вынес решение прекратить дискриминацию учеников в ультраортодоксальной школе “Бейт Яаков” в Имануэле. Речь идет о введении раздельного обучения для учениц из ашкеназских семей и учениц из сефардских семей. Причем классы перегорожены тонкой стеной так, чтобы в одной половине
    находились ашкеназкрие девочки, а в другой — сефардские.
     
    Иск в Верховный суд был подан амутой галахической молодежи против министерства образования и ультраортодоксальной амуты, которая опекает школу “Бейт Яаков”. Истцы потребовали немедленно отменить дискриминацию по отношению к ученицам и восстановить их совместное обучение, как это было до начала нынешнего учебного года. При этом в иске особо указывается на то обстоятельство, что школьное начальство запрещает общение ашкензских и сефардских девушек друг с другом даже во время перемен.
    http://zakon.gid.co.il/?p=2438#more-2438
    +++
     
    В иерусалимский суд подано обвинительное заключение против родителей, которые знали о сексуальных домогательствах по отношению к их детям 5-ти и 9-ти лет со стороны их дяди, но не обратились в полицию. В конце прошлой недели 41-летнему насильнику, страдающему легким умственным расстройством, уже предъявлено обвинение.
     
    Из материалов дела следует, что мать в период своей второй беременности, оставила своего умственно неполноценного сына, которому тогда было 5 лет, в доме родителей, где дядя и совершал сексуальные преступления. В дальнейшем их жертвой стал и второй сын. Адвокаты супружеской пары утверждают, что их подзащитные не знали наверняка о том, что происходит, так что их привлечение к ответственности безосновательно.
    http://zakon.gid.co.il/?p=477#more-477
     
     
     
     
     
     
     
     

    +1
  • 11 Октября 2010, 08:42 #

    Интересная статья, да и система судов в Израиле. Мне кажется, что она немного схожа с нашей Российской.

    +1
  • 11 Октября 2010, 13:40 #

    Хорошая подборка с примерами. У нас есть собственные случаи, когда приходится бороться с системой. Как, например, мы победили МВД в трех последних случаях,   доказали гражданство, отцовство. А как порой приходится бодаться на апелляции, когда судья первой инстанции — «здравствуй, дерево»!

    +3

Да 10 10

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Судебная система государства Израиль» 2 звезд из 5 на основе 10 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Все, что связано с налогами, налоговыми спорами, налоговыми преступлениями. Арбитраж, банкротство, субсидиарка. Абонентское сопровождение. Дорого, профессионально, полностью конфиденциально
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации