Друзья! Расскажу вам историю из недавней юридической практики по оказанию помощи жильцу в многоквартирном доме, который проживал над квартирой с одиноким душевно больным жильцом.
Для чего я хочу вас информировать об этом? Почти в каждом многоквартирном доме есть психически больной сосед, который препятствует нормальному проживанию граждан в собственной квартире, просто кричит, стучит, собирает мусор со всей округи и складирует в квартире, разводит стаю собак и кошек, свиней, змей и т.д., создавая для всех собственников иных квартир антисанитарные условия проживания.
Объясняю, как себя вести в этих условиях, какие принять правильные меры, не распыляя своё время и средства на абсолютно не эффективные решения и действия.
Есть два варианта исходных условий:
-один, когда лицо состоит на психиатрическом учете, у него диагностирована острая форма психического заболевания.
-второй, когда имеются все признаки психического заболевания, но в отношении лица не проведено психиатрическое освидетельствование для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.
В излагаемом мною случае, лицо состоит на психиатрическом учете, ему 26 лет, мать его примерно 45 лет, являясь собственницей квартиры и зарегистрированная в ней, в течение многих лет оставила своего психически больного сына одного в квартире и проживает в отдалении от него, как говорится: «С глаз долой — из сердца вон».
Мать соседа, являясь его опекуном в соответствии с российским законодательством, несет полную ответственность за его действия., получая при этом материальное обеспечение от государства на эти нужды. Оставив одного в квартире мать, подвергает как его самого опасности, так и всех жителей многоэтажного дома, так как лицо, не отдающее отчет своим действиям, вполне может устроить залив, пожар, взрыв бытового газа, напасть в подъезде или лифте на девушек или пожилых женщин с целью физического насилия и убийства. В результате таких действий данное лицо не понесет уголовной ответственности, никаких сдерживающих его факторов не существует.
Больной вел себя неадекватно, выл круглые сутки как дикий зверь, кричал какой-то бред, набор бессвязных ругательств, часто непонятных громких звуков, стучал металлическим предметом по радиаторам отопления, иногда, можно было понять отрывки фраз о том, что всех соседей убьет, зарежет и т.д.
Мой доверитель вызывал неоднократно участкового уполномоченного или наряд полиции, он пытался напасть на сотрудников полиции, выражал угрозы применения насилия в адрес доверителя, по причине того, что именно он вызвал полицейских.
Пострадавший также был на приеме у лечащего соседа врача-психиатра с просьбой принудительной госпитализации его в стационар.
Все обращения моего доверителя не возымели действия указанных лиц и не привели к какому-либо результату, тогда он обратился ко мне за помощью.
Что же я решил после всех его злоключений посоветовать доверителю?
Будучи адвокатом, я составил заявление, с полным изложением данной ситуации и просьбой о принятии мер принудительной госпитализации больного в стационар. Адресовал и направил почтой три заказных письма с уведомлением о получении и описью вложений в конверт. Первое письмо с заявлением направил в орган опеки и попечительства соответствующего муниципального образования, второе- Прокурору города или района, третье- главному врачу психиатрической службы города-района.
Согласно законодательства РФ, защиту прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи может осуществлять адвокат. В тоже время адвокат может представлять интересы граждан, которые страдают от соседства психически нездоровых людей, оставленных без надлежащего ухода близких родственников-опекунов.
Для обеспечения конституционных прав граждан и охрану жизни и здоровья в интересах неопределенного круга лиц, в том числе, жителей многоквартирного дома прокурор обязан при получении сведений принять установленные законодательством меры (подать в суд административный иск) для принудительной госпитализации психически больного лица.
В итоге принятых мною мер, после оказанного на неё давления органом опеки и попечительства, прокурором, мать переселила больного в другую квартиру под свой непосредственный уход и контроль, а квартира ниже, продана иным адекватным лицам, которыми мой доверитель сейчас доволен. Вопрос решен «малой кровью», то есть без обращения в суд прокурора и других указанных органов.
О всех необходимых мерах в том случае, когда имеются все признаки психического заболевания, но в отношении лица не проведено психиатрическое освидетельствование и не установлен окончательный диагноз конкретного психического расстройства, я расскажу в следующем обзоре своей практики.
Я Руководствовался при отстаивании интересов доверителя статьей 29 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 19.07.2018) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
«Основания для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке»Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
В случае возникновения вашего интереса к этой теме, пишите мне лично либо в комментариях к данной публикации.