Как попадают на скамью подсудимых, а потом и «за решетку»? Я сейчас не о тех, кто сам целеустремленно идет туда. Я о других.
Как-то защищал в суде одного рецидивиста. В биографии одна ходка за другой. Но вот вернувшись в очередной раз, встретил он женщину и зажил вполне благополучной жизнью. Тут же, перед судьей он стоял как разбойник – ч.2 ст. 162 УК РФ до 10 лет лишения свободы. С учетом его биографии вполне реальный вариант.
Он толком ничего не рассказывал, но вот его женщина поведала мне много интересного. Каждый раз, после очередной отсидки, рецидивист возвращался в свой родной город. В последний раз опера, неоднократно «оформлявшие» его, предупредили: «уезжай из города, ты здесь нам не нужен. Не послушаешься, посадим».
Банальный бытовой конфликт в магазине стал разбоем. Благо потерпевший был совестливым человеком и пошел на контакт. В судебном заседании рассказал правду — охотничий нож, которым, по версии обвинения подсудимый ему угрожал, принадлежал самому потерпевшему. Да, и обстоятельства были совсем другие.
Как же человек становится рецидивистом? Часто к этому приводит лень тех, кто работает в правоохранительной системе. Или как сейчас говорят гомеостат – система стремиться сохранять неизменным свое состояние, конкретный человек — потратить как можно меньше энергии для выполнения задачи. Нужны результаты, нужна статистика уголовных дел. Зачем выявлять, искать что – то неизвестное. Проще поискать в базе ранее судимого.
Попал человек один раз в поле зрения правоохранителей. Возможно по глупости. Возможно, и нет его вины, и обстоятельства дела совсем другие. Поверил когда убеждали: «дадут тебе «небольшой штрафик» в суде и на этом все закончится». Но. Судимость есть, твои данные появились в базе.
В следующий раз, когда в районе твоего жительства произойдет происшествие, первый, к кому придут с подозрением это ты. Жил и был, да добра наживал добрый молодец по имени Николай. Жена, дети, неплохой заработок в виде сдачи в аренду жилья отдыхающим. Одна беда – любил «бухать». Тут еще во дворе то ли посадил Николай, то ли сама выросла дикорастущая конопля.
Закономерный итог – ч.1 ст.228 УК, присужденный штраф. Прошло два года. Николай продолжал «бухать» и покуривать коноплю. Опять во дворе загустилась конопля. В мае 2022 года в отношении Николая проведена проверочная закупка. Как все происходило, кому он передал марихуану Николай не помнил, был в сильно пьяном состоянии.
Родственники в последствии рассказывали, что стоять на ногах не мог, ползал по двору. Но тем не менее беспристрастная камера у агента полиции «Крот» зафиксировала передачу бумажного свертка с марихуаной. Николая не задерживают, не арестовывают. Он продолжает вести бесшабашный образ жизни, а спустя два месяца к нему приходят с обыском.
из протокола обыска:
в помещении хозяйственной постройки обнаружены:вещества растительного происхождения серо-зеленого цвета с характерным запахом для растения конопли массами 1,25г,1,13г, 0,48г, 0,86г, 14,58г, содержащиеся в пяти бесцветных полимерных пакетах,
вещество растительного происхождения серо-зеленого цвета с характерным запахом для растения конопли массой 0,38г, содержащееся в бесцветном полимерном пакете с замком-фиксатором,
электронные весы, на поверхности которых имелось наслоение вещества растительного происхождения серо-зеленого цвета с характерным запахом для растения конопли массой 0,03 г.
Предъявлено обвинение:
по первому эпизоду – ч.1 ст.228.1 УК, по второму – ч.3 ст.30 п. «б» ч.3 ст. 228.1 УК РФ. В прениях прокурор запросил 8 лет 4 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима. Приговор суда – 2 года 7 месяцев с отбыванием исправительной колонии общего режима.
Сложность защиты была в том, что Николай ничего не помнил, и не мог объяснить, что с ним произошло. Все это время он находился в сильно изменённом состоянии сознания из-за постоянных пьянок. В таком же состоянии он пребывал и в ходе предварительного следствия, из-за чего первоначально примененный домашний арест был заменен заключением под стражу.
Интересна схема, по которой у человека появляются два эпизода, а значит и беспроигрышный вариант быть осужденным хотя бы по одному. В начале «рождается» ОРМ, как правило, это проверочная закупка, а спустя довольно продолжительное время – это может быть и месяц, и два, приходят с обыском. Вот такое ноу-хау наших местных оперов.
Николая отработали именно так. Постановление о проведении проверочной закупки и наблюдения были вынесены 21 марта 2022 года. ОРМ фактически проведены спустя два месяца – 27 мая 2022 года, а обыск – лишь 25 июля 2022 года.
У защиты возникает закономерный вопрос – зачем выдавать деньги Кроту, переписывать их номера? Ведь после ОРМ никто не задерживался и деньги не изымались? Еще один вопрос задаю в судебном заседании оперу, проводившему ОРМ:
«Как вы успели всего за 5 минут провести досмотр Крота и составить об этом акт, за следующие 5 минут осмотреть денежные средства, выдать их и составить об этом акт, а за последующие 5 минут выйти из здания полиции, осмотреть автомобиль и составить акт? Вы заканчивали курсы по быстрому набору текста?»
Осталось без удовлетворения ходатайство защиты об истребовании документов, послуживших основанием для начала оперативно-розыскных мероприятий, как и получении выписки о детализации соединений между телефонами Николая и Крота.
Но зато из отдела полиции было истребованы данные внесенные в КУСП по факту сбыта наркотических средств. Здесь суд схитрил – запросил только копии страниц за нужный период, а не саму книгу. А это, согласитесь, не одно и тоже.
Все таки, активная позиция защиты и протрезвевший за решеткой Николай, ставший более внятно заявлять о своей позиции, сделали свое дело. На мой взгляд, мы смогли «достучаться» до судьи. Он всерьез воспринял точку зрения защиты о провокации сбыта наркотиков. В начале процесса помощник судьи откровенно подсмеивался над нами: «Вы серьезно будете строить защиту на разности цвета марихуаны – при изъятии она зеленая, а у эксперта – серо-зеленая?»
К концу процесса настроение у него поменялось. Встречая в коридоре суда, спрашивал: «Вы чего хотите?». Тут уж я стал тролить: «Понятно чего – «оправдоса». Но, увы, оправдательный приговор – это грязное пятно на парадном мундире судьи. Тем не менее, по второму эпизоду суд переквалифицировал действия подсудимого с ч.3 ст.30 п. «б» ч.3 ст. 228.1 УК РФ на ч.1 ст. 228 УК РФ.
В итоге родственники Николая довольны результатом, а значит защита достигла своей цели. После приговора, еще пару месяцев Николаю и его близким пришлось поволноваться. Обвинением было подано апелляционное представление на приговор в связи переквалификацией и мягкостью наказания.
Но перед судебным заседанием Верховного суда Республики Крым вышестоящим прокурором апелляционное представление было отозвано. Тешу себя надеждой, что в этом решении не последнюю роль сыграли и мои возражения на апелляцию прокурора.
Подробно, о всех перипетиях процесса можно ознакомиться в приложенных процессуальных документах.