По стечению определенных жизненных обстоятельств моя подзащитная была вынуждена прибегнуть к незаконному обналичиванию имеющегося у нее материнского (семейного) капитала, за что была привлечена к уголовной ответственности ч.3 ст. 159.2 УК РФ.
В процессе судебного разбирательства по делу ею был полностью возмещен причинённый материальный ущерб, что было отражено в заявлении представителя потерпевшего и приговоре суда.
Учитывая, что похищенные средства материнского капитала были возвращены в полном объеме мы обратились в Отделение Социального Фонда России с заявлением о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, выданные по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал на ее имя.
ОСФР письменно ничего не ответил, но и не стал восстанавливать ранее утраченное право на маткапитал.
Ввиду этого мы обратились в суд с иском, в котором просили восстановить право на материнский капитал с учетом последующих индексаций на момент подачи иска в суд, т.е. если сумма похищенных и возвращенных средств маткапитала составляла 457 178, 85 рублей, то с учетом индексации она составляла уже 586 946, 72 рублей.
Обосновывая свои исковые требования мы ссылались на положения пункта 4 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которой основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме, а положения ч. 2 ст. 8 указанного закона содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
С учетом этого, право на материнский капитал возникает однократно и прекращается в связи с использованием средств материнского капитала в полном объеме.
При этом, такое право не прекращается, если лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, его не реализовало и не достигло целей, указанных в законе, в том числе не приобрело жилое помещение, тем самым не улучшив жилищные условия своей семьи, и вернуло ранее перечисленные средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу СФР.
Как отмечается в пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016, лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по делу является факт возврата ранее направленных средств материнского (семейного) капитала независимо от обстоятельств и оснований их возврата.
Отсутствие же в законодательстве нормы, предусматривающей возобновление права на меры государственной поддержки в связи с возвратом ранее перечисленных средств в федеральный бюджет и реализацией права на их получение, не может ограничивать права родителя и его детей на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
По вышеприведенным доводам заявленный иск был удовлетворен в полном объеме.