Настоящая публикация является продолжением ранее опубликованной «Уголовное преследование врача психиатра».
Сущность обвинения врача-психиатра О. по ч.2 ст. 128 УК РФ сводилась к тому, что он выдал направление на госпитализацию в психиатрический стационар близкому родственнику своей пациентки Ф., которую затем с помощью сил скорой помощи и полиции повезли в лечебное учреждение, госпитализировали и проводили лечение в продолжение 20 дней.
Доводы обвинения основывались на том, что у пациентки не было получено ее согласие на госпитализацию; решением суда по иску пациентки были признаны незаконными действия ЦГБ г.Хасавюрт (поликлиники) в части направления пациентки в психиатрический стационар и постановки ее на психиатрический учет и незаконными действия РПБ г.Буйнакск по ее госпитализации в психиатрический стационар; согласно заключению психиатрической экспертизы по уголовному делу в отношении самой пациентки, она была признана вменяемой.
Судебное разбирательство по делу прошло по всем инстанциям два круга:
Оправдательный приговор был отменен судом апелляционной инстанции с направлением дела на новое рассмотрение, с чем согласие выразили президиум ВС Республики Дагестан и судья кассационной инстанции Верховного Суда РФ.
При втором рассмотрении дела был принят обвинительный приговор, оставленный без изменения апелляцией. Далее было отказано в передачи кассационной жалобы для рассмотрения в президиуме ВС РД.
На состоявшиеся решения была подана кассационная жалоба в Судебную коллегию ВС РФ, где судья Кочина И.Г. истребовав дело, обнаружила мои доводы обоснованными и передала дело для рассмотрения в президиуме ВС Республики Дагестан.
В своем постановлении судья воспроизвела часть доводов нашей жалобы и обратила внимание на следующие обстоятельства:
- Основанием для принятия решения о направлении пациентки Ф. на стационарное лечение явилось то, что в момент осмотра больная была нервозна, эмоциональна, не успокаивалась, вела себя неадекватно, ей был выставлен предварительный диагноз: «Старческий психоз, эмоционально-волевая неустойчивость», то есть поведение и состояние больной на момент осмотра было оценено врачом-психиатром как представляющее опасность для себя и окружающих. Состояние опасности пациентки для себя и окружающих подтверждается также показаниями ряда свидетелей, включая ее родствеников.
- Приведенное в приговоре в качестве доказательства виновности О. заключение судебно-психиатрической экспертизы, полученное в рамках уголовного дела, по которому потерпевшая Ф. являлась обвиняемой, само по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для направления ее в психиатрический стационар и подлежало оценке судом в совокупности с другими доказательствами, в том числе приведенными выше показаниями свидетелей о ее агрессивном и неадекватном поведении на момент ее осмотра врачом психиатром.
Факт отсутствия у потерпевшей психического расстройства, исключающего ее вменяемость, установленный комиссией экспертов при проведении вышеназванной экспертизы, также не свидетельствует и об отсутствии у нее психических изменений, сопровождаемых агрессивным и неадекватным поведением.
- Суду следовало учитывать, что выставленный врачом при амбулаторном осмотре потерпевшей Ф. диагноз являлся предварительным, для установления более точного диагноза пациентка была направлена в психиатрический стационар, где в последующем при ее лечении предварительный диагноз подтвердился.
- Данных о том, что в психиатрическом стационаре признали не соответствующим Закону о психиатрической помощи направление, выданное врачом с вышеуказанным диагнозом для стационарного лечения, в материалах дела не имеется.
- К действиям должностных лиц психиатрического стационара, куда потерпевшую на основании выданного врачом О. направления привезли на карете скорой помощи, и которые, как это следует из предъявленного О. обвинения, введя в заблуждение и путем уговоров вынудили потерпевшую учинить подпись о согласии на лечение, он отношения не имеет.
- Решение суда, ссылка на которое имеется в приговоре, которым признаны незаконными действия ЦГБ г.Хасавюрт в лице врача-психиатра О. о принудительном направлении потерпевшей на лечение в психиатрическую больницу и постановке ее на учет у врача-психиатра, не имеет преюдициального значения и подлежало оценке судом наряду с иными исследованными доказательствами.
Более того, признание судом, в рамках гражданского судопроизводства незаконности действий О. как врача-психиатра, само по себе не свидетельствует о наличии в его действиях состава преступления, предусмотренного ст. 128 УК РФ, поскольку обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является наличие прямого умысла, когда виновный осознает, что незаконно помещает лицо в психиатрический стационар и желает совершить эти действия.
— Вывод суда о наличии умысла в действиях О. на незаконную госпитализацию приведенными в приговоре доказательствами не подтвержден.
Наоборот, из исследованных в судебном заседании доказательств усматривается, что О. не соглашался принять на учет или направить потерпевшую на стационарное лечение, пока он сам не увидит и не обследует ее, хотя родственники последней неоднократно обращались к нему и просили направить ее на лечение.
Только после того, как О. сам оценил поведение и состояние пациентки в травматологическом отделении ЦГБ г.Хасавюрт, куда его пригласил нейрохирург Н… для консультации, и установил предварительный диагноз, он дал направление в психиатрическую больницу для обследования и стационарного лечения Ф., при этом предварительный диагноз, установленный последней, подтвердился и при поступлении ее в психиатрическую больницу в приемном отделении.
В связи с отсутствием кворума суда, территориальная подсудность для рассмотрения кассационной жалобы была изменена на президиум Ставропольского краевого суда.
Своим постановлением президиум, отменив обвинительный приговор и апелляционное определение, оправдал моего подзащитного и признал за ним право на реабилитацию, тем самым прекратил более чем трехлетнее его необоснованное уголовное преследование.


Уважаемый Курбан Зубаирович, терпение и труд — все перетрут! Вы большой молодец и я уверен, что именно Ваше упорство привели к столь значительному результату! От всего сердца поздравляю! Заметку в избранное!
Уважаемый Курбан Зубаирович, поздравляю Вас и Вашего клиента, отличная работа. После таких уголовных дел всегда задаешься вопросом: когда же у нас начнет работать ст. 305 УК РФ?
Уважаемый Курбан Зубаирович, добиться отмены обвинительного приговора и апелляционного определения с правом на реабилитацию… супер! Примите мои поздравления!
Уважаемый Курбан Зубаирович, хорошее дело, знатное.
Доводы хорошие, достали ими суд.
Поздравляю с оправдательным приговором, редкая птица в наши дни(Y)(beer)
Уважаемый Курбан Зубаирович, браво! (handshake) (Y)
Оправдательный приговор в кассации, да ещё и на втором круге, это всегда чудо, а в наше время и подавно! Если бы мог, поставил бы Вам 100500 плюсов, но к сожалению не могу, и надеюсь, что коллеги добавят голосов к этой замечательной публикации!
Ваша настойчивость в защите своего доверителя заслуживает самых высоких похвал!
Уважаемый Курбан Зубаирович, c результатом поздравляю! Но не более того!
Ни 100500, ни иных восторженных отзывов писать не буду, ибо в этой теме изнутри, проходил вместе с Доверителями и знаю положение дел со стороны пострадавших.
Законодательство России устроено таким образом, что абсолютно любой человек в России псих! Что любой психиатр имеет право направить любого человека в психушку и он всегда на 100% будет прав, разве что по заказу ФСБ такого врача не упакуют по команде самого главного.
Основной тезис пуленепробиваемый в защиту психиатра, что пострадавший(ая) на момент осмотра врачом-психиатром по мнению того самого врача-психиатра была неадекватна и представляла угрозу себе и окружающим. И опровергнуть данный тезис может только тот самый врач-психиатр.
Психиатрия в России карательная, служащая преступным интересам преступной власти. Всё остальное от лукавого. ;(
Удивительно, как это такое дело завернули на второй круг. Не завидую судьбе этих следователей, прокуроров и судей.
Уважаемый Евгений Алексеевич, мне кажется Вы слишком строги и кое что подзабыли.
Получить оправдание на третьем круге:
оправдание — осуждение — оправдание, это очень дорогого стоит.
Всему проблема — это внесение личных переживаний, вспомнили дело, когда Вы строили баррикаду с другой стороны, я в курсе.
Не стоит принимать так на свой счет, кстати Доверитель Ваш с Вами поступил крайне непорядочно.
Вас так переполняли эмоции, что Вы на тот счет даже ЭТУ статью
написали в Праворубе, как трудно Вы перенесли это предательство.
Этот Ваш доверитель и ко мне приставал и к другим коллегам, с неумолимой жаждой халявы.
У Вашего доверителя проблемы с психикой были очевидны даже не специалисту.
Был бы врачом, этот пациент у меня лежал бы как миленький на излечении, до тех пор пока я работал бы в этом медицинском учреждении.
У каждой медали есть обратная сторона. Вы умалчиваете о проблеме родственников психически нездорового человека, которая оборачивается настоящей бедой для них. Таких примеров на вскидку могу с десяток привести.
Так что, «ваш» врач был прав, а Вы лишили человека блага, медицинской помощи, прикрываясь гуманизмом поступили антигуманно.
Теперь этот «сумасшедший с бритвой» ходит по городу, не удивлюсь если грохнет кого-нибудь.
Ваш доверитель остро нуждался, условно скажу в «карательной медицине».
А также врач (доверитель) Курбана Зубаировича 10500 раз прав, оправдание заслуженное.
Городских сумасшедших нужно содержать отдельно от относительно здоровых, психическое расстройство передается как вирус.
Соблюдайте изоляцию, мойте руки перед едой.
Это я к тому, что переполняемые эмоции вредят делу.
Что Вас объединяет, Ваша общая борьба с системой.
Спасибо большое за отзыв уважаемые коллеги!
Наши следствие и прокуратура, как это водится, не хотели признавать свою ошибку и держались до последнего
Уважаемый Курбан Зубаирович. Я также считаю Вашу работу по этому делу блестящей!
Успех заслуженным и, учитывая общую ситуацию с судебной практикой, выдающимся. Поздравляю и рад за Вас! Ну а что касается высказанного уважаемым Евгением Алексеевичем сомнения в том, стоит ли защищать и не является ли защита врачей — психиатров в подобных ситуациях актом поддержки системы и устанавливаемых в ее пределах правил, полагаю не является и, конечно, же стоит. А потом абсолютным приоритетом в нашей работе является все же не неприятие и борьба с существующей системой управления, властным произволом и абсурдным «судоотправлением», а достижение справедливости и торжества закона.
Ладно, краткий комментарий не трибуна для выражения своей позиции и взглядов, поэтому спасибо за статью и в добрый час! Побольше оправданий, реабилитаций и удовольствия от сделанного.