Уважаемые коллеги, в настоящей публикации речь пойдет о возможности и допустимости применения положений закона о сроке исковой давности по заявлению истца-гражданина, в частности, к требованиям газоснабжающей организации к своему абоненту о погашении начисленной задолженности за потребленный природный газ.
Ко мне обратился гражданин несогласный с начисленной ему задолженностью за потребленный природный газ, поскольку начисление ему производилось по нормативу, а не по показаниям его исправного прибора учета газа, по которым он регулярно производил оплату и больших просрочек не имел.
Согласно информационному листку сумма начисленной задолженности за период с 01.05.2017 г. по 30.01.2024 г. составляла 110 232 рубля 64 копейки.
При формулировании исковых требований мы произвели расчет оплаты за газ исходя из показаний счетчика и произведенным оплатам с учетом изменений цен на природный газ по периодам в соответствии с постановлениями Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан и приказам Министерства энергетики и тарифов Республики Дагестан.
При этом, за период, предшествовавший последним трем годам перед подачей иска, мы просили суд применить к начисленной задолженности положения закона о сроке исковой давности, поскольку законом не предусмотрено запрета на его применение по заявлению истца.
Так, мы просили исключить задолженность, начисленную за период с мая 2017 г. по январь 2021 г. За оставшийся же период произвести перерасчет в соответствии с показаниями счетчика и произведенным платежам, где у абонента по моим расчетам имелась переплата.
Решением суда нам было отказано в удовлетворении заявленных исковых требований о перерасчете начисленной задолженности за поставленный природный газ и снятии необоснованно начисленной задолженности.
Суд ссылаясь на разъяснения, данные в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» и ст. 195 ГК РФ сделал вывод, что истец не вправе заявлять ходатайство о применении срока исковой давности, это право принадлежит ответчику в споре по данному делу.
Не согласившись с решением суда, мы подали апелляционную жалобу, в которой в частности, указали, что в силу ч.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Сторонами же в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик (ч.1 ст. 38 ГПК РФ).
Также мы сослались на разъяснения, приведенные в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2006 № 445-О.
Суд апелляционной инстанции в части произведенного нами расчета согласился в полном объеме и обязал ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» произвести перерасчет задолженности за потребленный природный газ и удалить из базы данных с его лицевого счета абонента необоснованно начисленную сумму задолженности за потребленный природный газ за период с 01 мая 2017 г. по 30 января 2024 г. в размере 110 232 рублей 64 копеек с применением трехлетнего срока исковой давности.
Кроме того, суд отметил, что на 30.01.2024 г. у истца имеется переплата в размере 17 160,64 рублей. Переплаченная истцом за газ денежная сумма ответчиком может быть засчитана в счет будущих платежей за газ, т.к. поставка истцу газа продолжается, договор между сторонами не расторгнут.
Ранее по аналогичному исковому заявлению моего другого клиента итогом также было положительное решение с исключением необоснованно начисленной задолженности по газу.
Так, мы просили обязать ответчика удалить из базы данных с лицевого счета абонента необоснованно начисленную сумму задолженности за потребленный природный газ за период с 01.05.2017 г. по 30.04.2023 г. с применением трехлетнего срока исковой давности.
Суд обязал ответчика удалить из базы данных с лицевого счета абонента сумму задолженности за потребленный природный газ с учетом применения срока исковой давности за период с 01.05.2017 г. по 01.05.2020 г. в сумме 73186,44 рублей, а также произвести перерасчет суммы задолженности за период с 01.06.2020 г. по 30.04.2023 г. с учетом оплаченной суммы за потребленный газ в размере 46100 рублей.
Указанное решение было обжаловано ответчиком в апелляционную инстанцию, которая отменила указанное решение с вынесением нового решения об обязании ответчика произвести перерасчет суммы задолженности за период с 01.05.2017 г. по 30.04.2023 г. с учетом оплаченной суммы за потребленный газ в размере 5484,50 рублей, т.е. фактически отказав в удовлетворении иска.
При этом, суд признал необоснованным применение судом срока исковой давности указав:
«Разрешая требования истца о перерасчете задолженности с применением трехлетнего срока исковой давности, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Между тем, требований о взыскании с Магомедова Р.М. задолженности за газ за указанный период времени ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» не заявлено».
На указанное апелляционное определение нами была подана кассационная жалоба, где суд согласился с нашими доводами и указал, что вывод суда апелляционной об отсутствии у истца права заявить о пропуске срока исковой давности, противоречит вышеизложенным нормам материального права, а также пункту 2 ст.199 Гражданского кодекса РФ, предусматривающему право любой стороны в споре заявить о пропуске срока исковой давности.
Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию, которая со второго раза признала нашу правоту и оставила в силе вышеуказанное решение суда.