Хоть дело и давнее, но хочу для себя разобраться, услышать мнения уважаемых коллег.

У доверительницы Т. В. умер сын Н.Л., который при жизни был болен шизофренией. Спустя несколько месяцев после смерти Т.В. обратилась к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство ½ доли в праве собственности на приватизированную квартиру, принадлежавшую умершему (½ принадлежит Т.В.), однако наследственное дело ужу было заведено на основании заявления отца умершего — Л.Н., который в жизни сына, имевшего инвалидность по тяжелому заболеванию, никакого участия не принимал, все тянула на себе Т.В. Но к нотариусу он прибежал сразу после похорон.

К сожалению, до обращения ко мне Т.В. уже побывала у («в лапах») юриста, которая убедила доверительницу заявить иск о признании Л.Н. недостойным наследником, в удовлетворении которого конечно же было отказано.

Ясно было, что дело о признании договора передачи квартиры в собственность (приватизации) недействительным спорное, главным образом, по срокам для обращения в суд. Но доверительница была настроена решительно — использовать любой шанс. Л. Н. грозился продать ¼ долю черным риелторам, которые вынудят ее продать свою долю за копейки. И я взялась ей помочь.

Договор передачи подписан 23.06.2009 г. между периодами обострения и госпитализаций сына. К слову Т.В. до последнего искренне надеялась на излечение сына, особенно в периоды ремиссии.

В исковом заявлении мы не лгали относительно ее неосведомленности о форме и характере течения заболевания. Хотя это и не играло решающей роли, но Т.В. очень хотела, чтобы я и на это ссылалась. Именно поэтому она не обращалась за признанием сына недееспособным при жизни. Н.Л. умер 15.02.2015 г.

Но я не считала, что срок исковой давности пропущен, исходя из следующего.

Истец обратилась в суд не как участник сделки по приватизации спорной квартиры, а как наследник и правопреемник умершего Н.Л.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 г. Москва «О судебной практике по делам о наследовании»

73. Наследники вправе обратиться в суд после смерти наследодателя с иском о признании недействительной совершенной им сделки, в том числе по основаниям, предусмотренным статьями 177, 178 и 179 ГК РФ, если наследодатель эту сделку при жизни не оспаривал, что не влечет изменения сроков исковой давности, а также порядка их исчисления.

Вопрос о начале течения срока исковой давности по требованиям об оспоримости сделки разрешается судом исходя из конкретных обстоятельств дела (например, обстоятельств, касающихся прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых наследодателем была совершена сделка) и с учетом того, когда наследодательузнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

В соответствии с ч.1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства.

На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Право оспаривать сделку и требовать применения последствий ее недействительности носит имущественный характер.

Согласно ч. 1 ст. 177 ГК сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.

По смыслу приведенных правовых норм с иском о признании сделки недействительной может обратиться гражданин, совершивший сделку, или правопреемник этого гражданина, в частности наследник, после смерти наследодателя. При этом все права и обязанности по сделке, носителем которых являлся гражданин, в полном объеме переходят к его правопреемнику, в том числе и в порядке наследования. В связи с этим правопреемство не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.

На момент совершения спорной сделки действовали нормы ГК РФ до редакции их на основании Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ.

В силу ч.1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно ч.2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Исходя из этого необходимо выяснить, мог ли умерший Н.Л. по своему психическому состоянию в момент совершения сделки и в последующем понимать о возможности обращения в суд за защитой нарушенного права и о сроке для защиты этого права в судебном порядке.

Психическое заболевание у умершего Н.Л. сохранялось до момента его смерти согласно медицинским документам.

Тот факт, что Н.Л. до момента смерти не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть установлен только посмертной судебно-психиатрической экспертизой, так как для этого требуются специальные знания.

Истец просит признать всю сделку недействительной, а не в части ее заключения с умершим Н.Л., так как без согласия умершего Н.Л. приватизация была бы невозможна в силу ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

А как указано в ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

При жизни Н.Л. истец не имела права оспаривать совершенные сыном сделки, так как Н.Л. не был признан недееспособным.

Таким образом, срок исковой давности по заявленным требованиям истца не истек к моменту ее обращения в суд, так как начал течь с момента смерти Н.Л., то есть с 15.02.2015 г.

По моему ходатайству была назначена и проведена посмертная судебно-психиатрическая экспертиза в ФГБУ «НМИЦ ПН им. В. П. Сербского», которая установила, что в следствие хронического психического заболевания Н.Л. не мог понимать значения своих действий и руководить ими.

Психическое заболевание у умершего Н.Л. имело непрерывную форму течения с нарастающим дефектом и сохранялось до момента его смерти согласно медицинским документам. Что позволяет сделать вывод о том, что данное состояние сохранялось у наследодателя до момента смерти, а значит он сам был лишен возможности обратиться в суд за защитой своих прав в течение своей жизни.

Но суд в иске отказал.

В решении судья делает вывод — «Учитывая, что приватизация является договором по безвозмездной передаче имущества в собственность сторон, суд полагает, что права Т.В. и Н.Л. заключением данного договора быть не могут».

А то, что приобретение права собственности должно происходить в соответствии с желанием и волей лица, которую выразить наследодатель не мог в связи с заболеванием. Н.Л. не мог оценить и весь объем не только прав, но и обязанностей, перешедших к нему. А самое главное, не мог осознавать последствия приобретения имущества, не мог распорядиться им по своему усмотрению, в частности совершить завещание. Об этом в решении ни слова. 

Указание суда на то, что истец на момент совершения сделки являлась также ее стороной не имеет значения, так как она действует в данном гражданском деле как правопреемник наследодателя. В момент совершения сделки были нарушены права умершего Н.Л., а не истца.

Эти и другие доводы мной были изложены в апелляционной жалобе, но в Мосгорсуде коллегия даже не попыталась в них вникнуть, просто засилив решение.

Я пыталась уговорить доверительницу обжаловать дальше (без материальных затрат с ее стороны), но она была почему то уверена в том, что Л.Н. использовал административный ресурс по старым связям, и все бесполезно. Кроме того, бывший муж ее запугал.

В приложенных документах можно ознакомиться с обстоятельствами дела подробнее. А также, разумеется, отвечу на все возникающие вопросы. 

В связи с обсуждением в комментариях, еще хочу пояснить, что я Т.В. сразу разъяснила все риски, и возможность выплаты компенсации бывшему мужу  с целью оставить за ней всю квартиру. Но она была решительно настроена именно побороться за вариант вообще ничего ему не выплачивать. Кроме того, она пенсионерка, а сумма за 1/4 долю в праве собственности на 2-х комнатную квартиру в Москве для нее существенна (даже с учетом коэффициентов, применяемых при оценке долей), и сумму эту нужно сразу вносить на депозит нотариуса (при заключении соглашения) или судебного департамента, либо, как минимум, подтвердить ее наличие на счете (есть устоявшаяся практика). 

Кроме того Л. Н. и хотел, собственно, денег за долю (судиться с ним возможно и не пришлось бы), а Т. В. вообще не хотела ему платить. 

Доверительница ко мне претензий не имела по результатам дела. Я сделала для нее все, что смогла в данном деле, и благодаря обсуждению я в этом убедилась окончательно. Спасибо коллегам! 

Я ей искренне по-человечески хотела помочь, так как она уже натерпелась, потому что сын из-за тяжелого быстро прогрессирующего психического заболевания стал очень агрессивным, частые госпитализации, лечение. И она его потеряла, хотя любила, и беспокоилась наоборот о том, что с ним будет, если ее не станет. Обратный вариант она даже не рассматривала. А отец появился только у нотариуса после похорон. Конечно, это к делу отношения не имеет, просто пояснения. 



Добавлено: 16:40 22.11.2022

Юрист по жилищным делам в СЗАО г. Москвы Высоцкая Вера Борисовна 

ur7buro@mail.ru

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Решение обезличенное4.1 MB
2.Апелляционная жалоба​ обезличенная15.2 KB
3.Определение суда апе​лляционной инстанции​- обезличенная копия35.5 KB
4.Иск о признании сдел​ки недействительной ​обезлич.14.2 KB
5.Возражения на заявле​ние о пропуске срока​ исковой давности об​езлич.13.2 KB
6.Ходатайство о назнач​ении экспертизы обез​лич.20.6 KB

Да 17 17

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Климушкин Владислав, Коробов Евгений, Астапов Максим, veravysotskaya, Сычевская Марина, Минина Ольга, Склямина Ольга
  • 21 Апреля 2020, 23:20 #

    Уважаемая Вера Борисовна, здесь действительно суд должен был выяснять, и лучше с помощью экспертов, мог ли сам наследодатель при жизни по своему психическому состоянию после совершения им сделки приватизации осознавать наличие возможности оспорить договор в судебном порядке.

    Вот в этом деле разбирался похожий случай.
    Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.08.2019 N 64-КГ19-3Вопрос о начале течения срока исковой давности по требованиям об оспоримости сделки разрешается судом исходя из конкретных обстоятельств дела (например, обстоятельств, касающихся прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых наследодателем была совершена сделка) и с учетом того, когда наследодатель узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
    Судебными инстанциями не исследовался вопрос о том, могла ли Лысенко Н.И. по своему психическому состоянию после совершения ею указанного договора дарения осознавать наличие возможности оспорить его в судебном порядке.

    Но вот довод судов о том, что Ваша доверитель сама являясь стороной договора приватизации, заключила договор и потому сейчас ей следует в защите права отказать, вполне обоснован. Давайте зададим вопрос для проверки — как могла повлиять на решение приватизировать квартиру её осведомленность или неосведомленность, что сын болен, при условии, что нет других наследников кроме нее? Думаю, она просто не понимала юридических последствий того, что сын станет собственником, а отец наследником. Но ведь это ее заблуждения.  Рассуждения судей понятны здесь: для приватизации квартиры требовалась воля двух человек, воля одного из них порочна. Формально, нет согласованной воли — приватизация не могла состояться. Но воля истицы на приобретение общей собственности была выражена, а сейчас она поменялась лишь по причине появления второго наследника.  Потому и пишут про недобросовестность.

    +7
    • 22 Апреля 2020, 00:27 #

      Но воля истицы на приобретение общей собственности была выражена, а сейчас она поменялась лишь по причине появления второго наследника. Потому и пишут про недобросовестность.
      Уважаемый Максим Сергеевич, вот полностью поддерживаю! 
      Анализируя ситуацию, я тоже внутренне согласилась с выводом суда о том, что в действиях истца явно прослеживается злоупотребление правом.
      И это злоупотребление становится совсем очевидным если представить ситуацию немного в другом виде.
      Допустим, у нас нет совпадения в одном лице 2-го участника приватизации и наследника. Представим, что это разные люди и проанализируем действия наследника, поступающего так же, как в этом деле.
      Что мы имеет тогда?
      Наследник оспаривает сделку, являющуюся основанием возникновения у наследодателя права собственности на наследственное имущество. В случае, если ему удается это сделать, должны быть применены последствия недействительности этой сделки. И… Наследник фактически остается «у разбитого корыта». Ведь в итоге ему ничего не светит!
      Так какое свое право он защищает в судебном порядке?
      Ответ очевиден.

      +6
      • 22 Апреля 2020, 00:59 #

        Уважаемая Марина Владимировна, спасибо за участие в обсуждении.
        Да, интересное мнение и сравнение. 
        Но все же истец ведь имеет право действовать как правопреемник умершего и отстаивать его права, даже если ее право не нарушено, как думаете? Просто действительно интересно можно ли было еще что то сделать, чтобы помочь Т.В.?

        +1
        • 22 Апреля 2020, 12:34 #

          Да, интересное мнение и сравнение. Уважаемая Вера Борисовна, это не совсем мнение или сравнение.
          Это результат логического моделирования, которое дает возможность ясно, четко и наглядно представить логическую структуру правовой ситуации. 
          Словесные формы в правоприменительной практике всегда (!!!) подразумевают те или иные логические связи. Однако, они далеко не всегда очевидны.
          Очень часто бывает так, что в цепочках правовых норм, которыми стороны обосновывают заявленные требования или возражения, нарушены требования логики или имеются логические дефекты.
          И математический анализ — это то, что во многих ситуациях позволяет вытащить скрытое на поверхность и разложить его по полочкам.

          Но все же истец ведь имеет право действовать как правопреемник умершего и отстаивать его права, даже если ее право не нарушено, как думаете?Думаю, что не имеет. Уверена, если быть точной.
          Круг лиц, которые вправе отстаивать чужие права и интересы определен Законом. И истец по Вашему делу в этот  круг не входит.

          +1
          • 22 Апреля 2020, 13:33 #

            Уважаемая Марина Владимировна, почему истец не входит в этот круг? 
            Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 г. Москва «О судебной практике по делам о наследовании»

            73. Наследники вправе обратиться в суд после смерти наследодателя с иском о признании недействительной совершенной им сделки, в том числе по основаниям, предусмотренным статьями 177, 178 и 179 ГК РФ, если наследодатель эту сделку при жизни не оспаривал, что не влечет изменения сроков исковой давности, а также порядка их исчисления.
            В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства.

            На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

            Право оспаривать сделку и требовать применения последствий ее недействительности носит имущественный характер.
            По смыслу приведенных правовых норм с иском о признании сделки недействительной может обратиться гражданин, совершивший сделку, или правопреемник этого гражданина, в частности наследник, после смерти наследодателя. При этом все права и обязанности по сделке, носителем которых являлся гражданин, в полном объеме переходят к его правопреемнику, в том числе и в порядке наследования. В связи с этим правопреемство не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.

            0
            • 22 Апреля 2020, 13:53 #

              Уважаемая Вера Борисовна, концовка, как мне представляется, взята в отрыве от норм права, касающихся недееспособности гражданина. Если он будет признан недееспособным, соответственно его судьбу в силу закона решает иное лицо.

              0
              • 22 Апреля 2020, 13:57 #

                Уважаемый Евгений Алексеевич,
                ↓ Читать полностью ↓
                Концовка вот отсюда, этим Определением ВС РФ от 16 мая 2006 г. по делу № 5-В06-25 я тогда, в том числе, руководствовалась. 
                ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                 

                ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                от 16 мая 2006 года

                 

                Дело N 5-В06-25

                 

                Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

                 

                председательствующего Нечаева В.И.,

                судей Пчелинцевой Л.М.,

                Малышкина А.В.

                 

                рассмотрела в судебном заседании 16 мая 2006 г. по надзорной жалобе М. дело по иску А.О. к М. о признании сделки недействительной.

                Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нечаева В.И., объяснения М., его представителей С. и А.Г., объяснения А.О. и его представителя Д., исследовав материалы дела, переданного в суд надзорной инстанции определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Карпова А.И. от 14 апреля 2006 г., коллегия

                 

                установила:

                 

                А.Е., умершая 18 ноября 2001 г., имела в собственности квартиру <...>. 16 июня 1999 г. она и М. заключили договор пожизненного содержания с иждивением, по которому А.Е. передала названную квартиру в собственность М.

                А.О. обратился в суд с иском к М. о признании недействительным данного договора и признании за ним права собственности на квартиру. Иск обоснован тем, что А.Е. страдала тяжелым психическим заболеванием, состояла на учете в психоневрологическом диспансере N 21 в г. Москве, неоднократно проходила лечение в различных психиатрических больницах. При обращении к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти А.Е. ему стало известно об указанном выше договоре от 16 июня 1999 г. Этот договор является незаконным, так как А.Е. по своему психическому состоянию не могла понимать значение своих действий и руководить ими.

                М. иск не признал, ссылаясь, в частности, на пропуск А.О. годичного срока для обращения в суд с иском о признании оспоримой сделки недействительной. Просил применить срок исковой давности.

                Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 мая 2004 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 октября 2004 г. и постановлением президиума Московского городского суда от 17 ноября 2005 г., договор пожизненного содержания с иждивением от 16 июня 1999 г. признан недействительным; за А.О. признано право собственности в порядке наследования на квартиру <...>.

                В надзорной жалобе М. просит отменить решение суда от 28 мая 2004 г., определение судебной коллегии от 12 октября 2004 г. и постановление президиума от 17 ноября 2005 г. Обсудив доводы надзорной жалобы, коллегия находит названные судебные акты подлежащими отмене, так как судебными инстанциями при их вынесении существенно нарушены нормы материального права.

                Решая вопрос о пропуске А.О. срока исковой давности, истечение которого является самостоятельным основанием к отказу в иске, районный суд, коллегия и президиум исходили из того, что началом течения срока исковой давности является день, когда А.О. узнал о заключении А.Е. договора пожизненного содержания с иждивением. Этим днем является день обращения истца в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства после смерти А.Е. Однако с такими выводами согласиться нельзя.

                В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства.

                Согласно п. 1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.

                По смыслу приведенных правовых норм с иском о признании сделки недействительной может обратиться гражданин, совершивший сделку, или правопреемник этого гражданина, в частности наследник, после смерти наследодателя.

                При этом все права и обязанности по сделке, носителем которых являлся гражданин, в полном объеме переходят к его правопреемнику, в том числе и в порядке наследования. В связи с этим правопреемство не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.

                Указание президиума суда о том, что А.О. предъявил иск не как правопреемник А.Е., а самостоятельно, как лицо, чьи права и законные интересы были нарушены заключением договора, является незаконным. А.О. при жизни А.Е. не вправе был обращаться в своих интересах в суд с иском о признании названного выше договора недействительным. Он мог бы обратиться с таким иском, но в интересах А.Е. и в случае, если бы был ее опекуном. В настоящем случае А.О. обратился в суд с иском о признании недействительным договора, заключенного А., как ее наследник, а следовательно, и как ее правопреемник.

                В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

                Исходя из этого установления в судебном заседании необходимо было выяснить, могла ли А.Е. по своему психическому состоянию в момент совершения сделки и в последующем знать о возможности обращения в суд за защитой нарушенного права и о сроке для защиты этого права в судебном порядке. Без выяснения этого обстоятельства нельзя исчислить срок исковой давности в отношении А.О.

                При новом рассмотрении дела суду следует определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, вынести обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, и вынести законное и обоснованное решение.

                Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

                 

                определила:

                 

                отменить решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 мая 2004 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 октября 2004 г., постановление президиума Московского городского суда от 17 ноября 2005 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

                0
                • 22 Апреля 2020, 14:05 #

                  Уважаемая Вера Борисовна, ввод суда верен. Если умершая окажется недееспособной, то срок не будет пропущен. 

                  Это прямо Ваше дело, только в нём вывод относительно исчисления срока исковой давности оказался прямо противоположным. ;(

                  +1
            • 22 Апреля 2020, 14:09 #

              Наследники вправе обратиться в суд после смерти наследодателя с иском о признании недействительной совершенной им сделки, в том числе по основаниям, предусмотренным статьями 177, 178 и 179 ГК РФ, если наследодатель эту сделку при жизни не оспаривал, что не влечет изменения сроков исковой давности, а также порядка их исчисления.
              ↓ Читать полностью ↓
              Уважаемая Вера Борисовна, то, что Вы процитировали, никак не противоречит тому, что я сказала.
              Да, совершенно верно! Наследник вправе оспаривать сделки умершего. При одном существенном НО. Он должен преследовать при этом СВОЙ личный материально-правовой интерес. А не отстаивать права умершего.

              Пример из моей практики, как иллюстрация:

              Перед смертью гражданка А. дарит свою квартиру сыну.  Дочери этой граждански, обратившись после смерти А. к нотариусу за принятием наследства, узнают, что квартира матери на момент ее смерти ей не принадлежала и наследственным имуществом не является. Следовательно, расчитывать им не на что.
              Они оспаривают сделку дарения, мотивируя это тем, что мать в силу возрастной деменции не понимала значения своих действий и не руководила ими. Посмертная экспертиза это подтверждает.
              Суд выносит решение о признании договора дарения недействительным и применяет последствия его недействительности — включает квартиру в наследственную массу.
              Результат — истцы приобретают право собственности на соответствующие доли в праве на спорный объект недвижимости.

              Видите здесь материально-правовой интерес истцов при оспаривании сделки наследодателя?
              Да, он очевиден.

              А в Вашем случае где он у наследника?
              В этом случае «защита прав наследника» тем способом, который был выбран, реальной защите права на наследственной имущество НЕ СПОСОБСТВУЕТ.
              Я же наглядно это показала!
              Наследник (если он не совпадает в одном лице с прежним нанимателем социального жилья)  в результате своих действий по оспариванию сделки наследодателя лишится права на наследственное имущество. Поскольку это имущество перестанет быть таковым в результате применения последствий недействительности сделки. Оно же возвратится в собственность г. Москвы.  Какая уж тут защита наследственных прав?!

              +2
              • 22 Апреля 2020, 14:22 #

                Уважаемая Марина Владимировна, да, я вижу логику в Вашей позиции.
                Поэтому и вынесла дело на обсуждение, был ли у Т.В. еще какой-либо вариант. Потому как в основном встречаются именно случаи, когда умершие распорядились квартирой при жизни, не отдавая отчет своим действиям. А тут редкий случай. 
                Кроме как по ст. 1168 ГК РФ, я ответила ниже про этот вариант.

                +1
                • 22 Апреля 2020, 14:39 #

                  Уважаемая Вера Борисовна, я прекрасно понимаю, что Вы вынужден были работать с тем, что было. (handshake)

                  Потому как в основном встречаются именно случаи, когда умершие распорядились квартирой при жизни, не отдавая отчет своим действиям. А тут редкий случай.
                  И это не просто редкий случай. Это случай «с точностью до наоборот».  Это ситуация, когда обращение за  защитой наследственных прав может иметь обратный эффект.
                  По этому я так подробно и постаралась Вам объяснить. Хотела, чтобы Вы увидели и поняли разницу.

                  +2
                  • 22 Апреля 2020, 14:44 #

                    Уважаемая Марина Владимировна, я, конечно, вижу разницу. Поэтому и не ссылалась на эти Определения ВС РФ в иске и апелляционной жалобе :)
                    Сейчас просто хочу понять, все ли я сделала для доверительницы. Я тогда по ночам не спала (а была уже в положении), так хотела ей помочь. 
                    Спасибо Вам большое за такое подробное обсуждение (handshake)

                    +1
                    • 22 Апреля 2020, 14:59 #

                      Уважаемая Вера Борисовна, в условиях, в которые поставила Вас доверительница, Вы сделали максимум, на мой взгляд. 
                      Как говорит Н.Р. Федоровская, бились как за свое!

                      Но гораздо более эффективно здесь, действительно, можно было поработать в направлении преимущественного права выкупа, как советовали Астапов М.С. и Минина О.В.
                      Даже если оппонент «заломил цену»

                      +2
                      • 22 Апреля 2020, 15:09 #

                        Уважаемая Марина Владимировна, про выкуп обсуждали с Т.В. изначально, еще до подачи иска, она хотела использовать любые шансы без выплаты бывшему мужу.
                        Спасибо (F)

                        +1
                    • 22 Апреля 2020, 16:47 #

                      Сейчас просто хочу понять, все ли я сделала для доверительницы. Я тогда по ночам не спала (а была уже в положении), так хотела ей помочь.
                      Уважаемая Вера Борисовна, вот это именно то, что трудно объяснить, когда тебя спрашивают: «Почему ты стал адвокатом?» — И действительно, почему? Платить взносы, нести тягло обязательных правил, когда работаешь только по гражданским делам… Почему? — А вот потому, что хочется быть настолько полезным людям, насколько это максимально возможно.
                      Вы по характеру отношения к клиентам явно на уровне адвоката.

                      +2
          • 22 Апреля 2020, 14:00 #

            Уважаемая Марина Владимировна, вот этом Определении ВС РФ от 16 мая 2006 г. по делу № 5-В06-25, изложено такое мнение 
            По смыслу приведенных правовых норм с иском о признании сделки недействительной может обратиться гражданин, совершивший сделку, или правопреемник этого гражданина, в частности наследник, после смерти наследодателя.

            При этом все права и обязанности по сделке, носителем которых являлся гражданин, в полном объеме переходят к его правопреемнику, в том числе и в порядке наследования. В связи с этим правопреемство не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.

            Указание президиума суда о том, что А.О. предъявил иск не как правопреемник А.Е., а самостоятельно, как лицо, чьи права и законные интересы были нарушены заключением договора, является незаконным. А.О. при жизни А.Е. не вправе был обращаться в своих интересах в суд с иском о признании названного выше договора недействительным. Он мог бы обратиться с таким иском, но в интересах А.Е. и в случае, если бы был ее опекуном. В настоящем случае А.О. обратился в суд с иском о признании недействительным договора, заключенного А., как ее наследник, а следовательно, и как ее правопреемник.

            0
            • 22 Апреля 2020, 14:26 #

              Уважаемая Вера Борисовна, вырванная из контекста цитата ВС, без понимания сути дела, сама по себе, ничего не значит.

              Неужели Вы разницу в этих делах не видите?

              В Вашем деле оспаривается сделка, в результате которой имущество, ставшее в последствии наследственным, ПОЯВИЛОСЬ В СОБСТВЕНННОСТИ наследодателя. И оспаривание этой сделки приводит к тому что наследственное имущества ВЫБЫВАЕТ из наследственной массы.
              ИТОГ: Наследникам становится нечего наследовать!

              Если схематично:
              — Было имущество и наследственное право на него
              — Обратились в суд за защитой (непонятно чего)
              — Не стало имущества и прав на него


              А в деле, по которому вынесено процитированное Вами определение ВС, оспаривается сделка, в результате которой имущество потенциального наследододателя  до его смерти ВЫБЫЛО ИЗ ЕГО ЗАКОННОГО ВЛАДЕНИЯ.  И в этом случае оспаривание сделки приведет к возвращению имущества в наследственную массу.
              ИТОГ: У наследников появляется право на наследство!

              2-я Схема:
              — Не было наследственного имущества, потому что  владелец распорядился им до смерти в пользу других лиц.
              — Обратились в суд за защитой нарушенных наследственных прав
              — Имущество было возвращено в состав наследственной массы и  наследники смогли реализовать свои наследственные права.

              +1
              • 22 Апреля 2020, 14:42 #

                Уважаемая Марина Владимировна, вижу, я Вам выше ответила, и Вы мне тоже :)

                +1
      • 22 Апреля 2020, 06:12 #

        Наследник оспаривает сделку, являющуюся основанием возникновения у наследодателя права собственности на наследственное имущество. В случае, если ему удается это сделать, должны быть применены последствия недействительности этой сделки. И… Наследник фактически остается «у разбитого корыта».Уважаемая Марина Владимировна, поддерживаю Ваше мнение, как мнение Максима Сергеевича — в данном случае, истица вообще действовала с целью лишить другого наследника права на наследство, а это, в том числе, противоречит и нормам ст. 10 ГК РФ
        Полагаю, что суд вынес по этому делу совершенно законное, обоснованное и справедливое решение.

        +3
        • 22 Апреля 2020, 08:45 #

          Уважаемый Иван Николаевич, спасибо за мнение.

          +1
        • 22 Апреля 2020, 12:40 #

          в данном случае, истица вообще действовала с целью лишить другого наследника права на наследство
          Уважаемый Иван Николаевич, да, именно это и становится очевидным когда обнаруживается, что защитой прав наследника «даже не пахнет» при таком способе действий.

          +2
      • 22 Апреля 2020, 06:14 #

        Уважаемая Марина Владимировна, согласна, такого же мнения.

        +3
    • 22 Апреля 2020, 00:54 #

      Уважаемый Максим Сергеевич, спасибо за интерес к публикации и подробный анализ. 
      Это Определение ВС РФ я еще тогда видела, поэтому и ставила так вопрос в ходатайстве. И экспертиза установила, что умерший не имел такой возможности при данном диагнозе и характере течения заболевания. 
      Ход Вашей мысли понятен. Но как быть с пороком воли умершего, если Т.В. в данном случае действует как правопреемник сына. Ведь и он должен был иметь возможность при совершении сделки понимать ее последствия. 
      Ну а если за рамками юридического обсуждения, то Т.В. вообще не думала, что сын умрет раньше нее… Это, конечно, к делу не отнести. И вообще, у большинство граждан почему то уверено, что доля в приватизированной квартире после смерти одного из участников приватизации переходит к оставшимся, про наследников первой очереди вообще не знают/ не думают (это ремарка для доверителей, если прочитают статью, потому что это часто встречающееся заблуждение). 
      Я просто хочу понять можно ли было что то еще сделать, чтобы помочь доверительнице, или я сделала все возможное...
      Жаль, что не удалось обжаловать, шансы были на мой взгляд.

      +2
      • 22 Апреля 2020, 12:55 #

        Но как быть с пороком воли умершего, если Т.В. в данном случае действует как правопреемник сына. Ведь и он должен был иметь возможность при совершении сделки понимать ее последствия. Уважаемая Вера Борисовна,  а Вы задайте себе вопрос, заботило ли истицу  ВотЭтоВсе, когда больной сын участвовал в приватизации.
        А так же то, что
        приобретение права собственности должно происходить в соответствии с желанием и волей лица, которую выразить наследодатель не мог в связи с заболеванием. Н.Л. не мог оценить и весь объем не только прав, но и обязанностей, перешедших к нему. А самое главное, не мог осознавать последствия приобретения имущества, не мог распорядиться им по своему усмотрению, в частности совершить завещание.
        Только рассуждения о том, что мать не знала о ТАКОМ заболевании сына, давайте опустим...


        И самый главный вопрос:
        А стала бы мать умершего доказывать в суде  все вышеизложенное, если бы была единственной наследницей?  Взялась бы она отстаивать права умершего сына, имевшего порок воли, в отсутствие перспективы делить недвижимость с другим, неугодным ей наследником?
        Вот в этом то и суть...
        Она отстаивала свои права! Причем, отнюдь не наследственные. 
        А право быть единственным нанимателем по договору социального найма (с перспективой стать единственным собственником, конечно же).

        0
        • 22 Апреля 2020, 13:24 #

          Уважаемая Марина Владимировна, когда они приватизировали квартиру, Т.В. на самом деле заботило, что будет с сыном, когда ее не станет, чтобы он остался с квартирой. Ну это ее понимание на тот момент. 
          Конечно же, я ей сразу подробно озвучила перспективы, что дело очень спорное. Но она хотела использовать любой шанс.

          +1
          • 22 Апреля 2020, 17:00 #

            Уважаемая Вера Борисовна, как отец сына больного шизофренией могу сказать, что не кидаюсь оспаривать любую совершённую им сделку только на том основании, что имеется «порок воли». Так, раз он притащил домой телефон подделку, так называемый «кирпич», кажется подделка была под NOKIA 8. Купил он его у цыган за 1500 руб. Ну и что? Неплохая камера, возможность прослушивать аудио, но явно лучше простого кнопочного, которым он пользовался. Мне не составило бы труда найти этих цыган, и даже решить вопрос без суда (у цыган всё традиционно и зарегулировано, у них даже есть свои «цыганские судьи»). Полноценная труба была на то время намного дороже, а тут — пусть тренируется и цена бросовая. 
            Вопрос порока воли может стоять только в связи с нарушением права.

            +2
            • 22 Апреля 2020, 17:28 #

              Уважаемый Владислав Александрович, спасибо за внимание к публикации.
              В данном случае пытались доказать, что именно право умершего нарушено, так как осознавая все последствия, он бы мог не совершать эту сделку, либо имел бы возможность, например, подарить свою долю, либо совершить завещание. 
              Но, как выше, обсуждалось, есть, конечно, разрыв логики, потому что имущество вообще выбывает из наследственной массы. Но использовали все шансы. Так как платить компенсацию Т. В. могла бы очень долго из пенсии, а отец умершего на такое не был согласен.

              +1
              • 23 Апреля 2020, 10:46 #

                Уважаемая Вера Борисовна, да наплевать на его несогласие, было бы решение суда и пусть он потом пытался бы изменить порядок исполнения, если получилось бы.
                Вообще на мой взгляд и в вопросе защиты прав умершего разрыв логики, ну какие, извините за моветон, права у трупа? Как сказал Иесус Христос: «Живым живое, мёртвым мёртвое».

                +2
                • 23 Апреля 2020, 11:09 #

                  Уважаемый Владислав Александрович, по таким делам надо вносить сразу всю сумму компенсации на депозит суда, а если заключать соглашение о разделе наследства, то, соответственно, на депозит нотариуса. Без наличия у истца всей суммы шансы на удовлетворение иска стремятся к нулю.

                  +2
                  • 23 Апреля 2020, 11:16 #

                    Уважаемая Вера Борисовна, это как? Сумму суд не определил, а вносить её надо? Опять же сошлюсь на аналогичную практику А.В. Ермоленко, приведённую на данном сайте.

                    +1
                    • 23 Апреля 2020, 11:36 #

                      Уважаемый Владислав Александрович, сумма в данных делах определяется оценкой стоимости в процессе (да тут есть варианты оценки), а затем надо показать наличие этой суммы — либо внести на депозит судебного департамента, либо показать эту сумму на счету, в любом случае, суд будет исходить из балланса прав истца и ответчика, чтобы ответчик не остался и без доли, и без денег. 
                      В вышеприведенном примере было имущество, котрое можно передать. 
                      В этом деле, я повторюсь, была задача попытаться вообще ничего не выплачивать. То, что сумму можно уменьшить, я знаю, и даже есть такая практика у меня, плюс я регулярно знакомлюсь с практикой коллег и просматриваю в базах. Но даже уменьшенная сумма все равно осталась бы существенной для пенсионерки.
                      Да и если уж платить бывшему мужу, то не обязательно пришлось бы с ним судиться, он как раз и хотел деньги получить. А Т. В. их попыталась вообще не платить. Не вышло, но она была готова и к такому варианту. Я сделала для нее все, что смогла.

                      +2
  • 22 Апреля 2020, 06:13 #

    Уважаемая Вера Борисовна, избавиться от второго наследника можно другим путем. 
    По Вашему делу поддерживаю мнение коллег.
    Истица не могла не знать, что ее сын болен при совершении сделки.

    +3
    • 22 Апреля 2020, 08:50 #

      Уважаемая Ольга Витальевна, спасибо за мнение и участие в обсуждении.
      Конечно же истец знала о болезни, но при жизни она не могла оспаривать сделку за своего сына, ведь он не был признан недееспособным. 
      избавиться от второго наследника можно другим путем. Заинтриговали.

      +2
      • 22 Апреля 2020, 12:34 #

        Уважаемая Вера Борисовна, мама, я так понимаю, жила с сыном, отец не жил?

        +1
        • 22 Апреля 2020, 13:14 #

          Уважаемый Максим Сергеевич, все верно. Вот только заявление о преимущественном праве на квартиру по 1168 ГК РФ тоже не совсем подходило, потому как другого имущества не входило в состав наследства, все равно пришлось бы выплачивать денежную компенсацию за долю.

          +1
          • 22 Апреля 2020, 14:00 #

            Уважаемая Вера Борисовна, раздел наследства может быть и с выплатой компенсации.

            +1
            • 22 Апреля 2020, 14:06 #

              Уважаемый Максим Сергеевич, это понятно, тогда она могла и так выкупить долю второго наследника, даже без всякого спора. Правда цену Л.Н. заломил, но с этим можно было работать. 
              Но задача была поставлена иная.

              +2
              • 22 Апреля 2020, 17:03 #

                Уважаемая Вера Борисовна, верно Вам намекают на ст.ст.1168-1170 ГК РФ. Только надо было ещё подумать о встречном требовании или иной компенсации. Например, передать какие-то иные вещи сына (типа, возьми велосипед и кучу белья и будь доволен). Либо подумать о встречном требовании, если он не платил алименты на инвалида, то вполне можно было подумать об их истребовании.

                +1
                • 22 Апреля 2020, 17:39 #

                  Уважаемый Владислав Александрович, алименты присуждаются с момента обращения в суд, а за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты. У нас таких доказательств не было, конечно.
                  Компенсация за долю должна быть равноценной. То есть понадобилась бы сразу большая сумма, которую необходимо вносить на депозит нотариуса или суда, в зависимости от того, заключено ли соглашение у нотариуса в рамках наследственного дела, или решали бы спор в суде.

                  +1
                  • 23 Апреля 2020, 10:52 #

                    Уважаемая Вера Борисовна, я так скажу: «Кто хочет, тот ищет способы, кто не хочет, тот ищет оправдания». Если искать способы, то тут много чего можно найти, например, на нашем сайте есть публикация коллеги Андрея Владимировиче Ермоленко по аналогичному вопросу, там при выкупе незначительной доли оказалось, что рыночная цена доли не равна рыночной цене всей квартиры поделённой на соответствующую дробь, оказалось, что рыночная цена меньше результата такого деления. А почему? А потому, что самостоятельное использование доли невозможно. Дай бог памяти, на 30% удалось долю снизить. Другой вариант — это пени за неуплату алиментов, эти пени велики, если не сказать, что просто драконовские (по этому поводу тоже есть несколько публикаций). Можно было распаковать вопрос злоупотребления правом со стороны папаши, нормальные отцы своих детей поддерживают, а не ждут смерти ребёнка, чтобы поиметь его имущество!
                    Поле возможностей велико, но нужно одно: «Ищите, да обрящите!»

                    +2
                    • 23 Апреля 2020, 11:15 #

                      Уважаемый Владислав Александрович, все верно, и вот прежде чем платить хоть сколько бывшему мужу, Т.В. просила меня использовать любой шанс, чтобы этого не делать. 
                      А про компенсацию за долю, знаю, согласна, что по сумме можно работать на уменьшение, у мня тоже есть такая практика. Этот вариант оставался как запасной. 
                      В данной публикации мне было интересно обсудить именно шансы по этому делу. И получилось интересное обсуждение, на мой взгляд. За что спасибо Вам, и всем участникам. :)
                      Алименты отец платил как положено до совершеннолетия, тут к нему вопросов нет. А по инвалидности к нему таких требований не выдвигалось, поэтому и требовать уже не было оснований.

                      +2
                      • 23 Апреля 2020, 11:20 #

                        Уважаемая Вера Борисовна, не факт, что не было оснований. Тут недавно от Федеральной палаты адвокатов была лекция и лектор просто настаивала, что получателем алиментов является супруга. А коли так, то папаше надо бы компенсировать то тягло, которое она тянула.

                        +1
                        • 23 Апреля 2020, 11:38 #

                          Уважаемый Владислав Александрович, алииенты до совершеннолетия платил. Сын был уже давно взрослый.

                          +2
            • 22 Апреля 2020, 17:32 #

              Выше ответила

              +1
            • 22 Апреля 2020, 17:35 #

              Уважаемый Максим Сергеевич, эти варианты я Т. В. сразу озвучила, но она, во-первых, хотела, бороться до конца, чтобы в принципе не платить, а во-вторых, она пенсионерка (мне то платила частями каждый месяц), а сумма на компенсацию нужна сразу, получать из пенсии компенсацию за 1/4 долю в праве на 2-х комнатную квартиру в Москве Л. Н. не был согласен.

              +1
    • 22 Апреля 2020, 14:08 #

      Уважаемая Ольга Витальевна, если Вы имели в виду ст. 1168 ГК РФ, то ниже ответила Уважаемому Максиму Сергеевичу. Если нет, то пока не поняла, что Вы подразумевали. Буду думать.

      +2
      • 22 Апреля 2020, 14:16 #

        Уважаемая Вера Борисовна, да, тогда можно было воспользоваться ст. 1168, равно как и сейчас ст.252 ГК.

        Не соглашусь по поводу задпчт, поставленной доверителем: мы сами должны определять цели и задачи исходя из перспективы и конкретных обстоятельств.
        Сейчас это привело к тому, что задача избавления от сособственника немного усложнилась. А тогда это можно было сделать менее болезненно для дела и доверителя.

        Тем не менее, Ваш подход к делу заслуживает уважения. Очень тщательно и ответственно.

        +4
        • 22 Апреля 2020, 14:30 #

          Уважаемая Ольга Витальевна, эти варианты я конечно озвучивала, они были оставлены на случай неудачи с этим делом. Она хотела именно побороться за всю квартиру, не выплачивая ничего бывшему мужу.
          А я сейчас просто хочу понять именно про это дело, все ли я сделала в нем (тогда ночами не спала, будучи в положении, так хотелось ей помочь).

          +2
          • 22 Апреля 2020, 17:13 #

            Уважаемая Вера Борисовна, тут вопрос, что Вы понимаете под «сделала Всё»? Мы не брёвна обтёсываем, мы с людьми работаем. Человек зачастую заблуждается о своих правах (мы то не всегда знаем и разъясняем Закон). Например, Вы могли заявить о банкротстве умершего гражданина и оспаривать его сделки в деле о банкротстве в арбитражном суде, но это потребовало бы времени, денег, иных ресурсов. Надо ли втравливать клиента в подобную войну, если есть более простые возможности?

            +2
            • 22 Апреля 2020, 17:44 #

              Уважаемый Владислав Александрович, нет, я Т. В. сразу разъяснила все перспективы, она была решительно настроена использовать любой шанс без выплаты компенсации, а за 1/4 долю 2-х комнатной квартиры она существенная. При этом сумму надо вносить всю на депозит нотариуса или суда.
              Здесь я хотела понять именно все ли сделано в данном деле. А все риски Т. В. брала на себя, она ко мне претензий не имела.

              +2
              • 23 Апреля 2020, 11:12 #

                Уважаемая Вера Борисовна, я Вас понимаю, но, как говориться "… на вопросы надо смотреть ширше". Представьте, что у Вас сломался автомобиль, Вы обратились к специалисту автослесарю, который Вам советует сдать это авто по программе обмена на новое с доплатой. Вы говорите, что Вам это сложно, что хотите ремонта. Специалист говорит, что это нерационально. А Вы говорите, что берёте все риски на себя. И вот специалист переживает, «всё ли он сделал при ремонте?» Но на самом деле специалист понимает, что был другой продуктивный сценарий и его переживание неминуемо связаны с этим.
                Просто поле знаний обратившегося к специалисту явно уже и хуже поля знаний специалиста. И в этом проблема.
                Вообще в нашей деятельности есть такая фишка (назовём её защитой от глупости клиента), которая называется «независимость», мы должны быть абсолютно индифферентны, нечего переживать, нужно быть отстранённым, не брать на свою душу чужой грех и не нести чужой крест — это не наше.

                +1
                • 23 Апреля 2020, 11:18 #

                  Уважаемый Владислав Александрович, вариант с компенсацией оставался, тем более, что Л.Н. не и не против был ее получить, отдав долю. В этом спора не было.
                  Хотели использовать шанс вообще не платить.

                  +2
                  • 23 Апреля 2020, 11:22 #

                    Уважаемая Вера Борисовна, не думаю, что это был шанс. Мне вообще представляется, что решение суда в пользу Вашей доверительницы. Ну что она получила бы, если бы квартира вернулась в муниципальную собственность?

                    +1
                    • 23 Апреля 2020, 11:40 #

                      Уважаемый Владислав Александрович, она осталась бы единственным нанимателем муниципальной квартиры, а потом могла приватизировать квартиру полностью на себя. В любом случае, она жила бы одна в квартире, и ничего не должна была выплачивать бывшему мужу.

                      +1
                      • 23 Апреля 2020, 18:40 #

                        Уважаемая Вера Борисовна, и судьба её была бы неясной, квартира-то не её.

                        +1
                        • 23 Апреля 2020, 18:44 #

                          Уважаемый Владислав Александрович, ничто не помешало бы ей приватизировать на себя.

                          +2
                          • 24 Апреля 2020, 09:42 #

                            Уважаемая Вера Борисовна, как можно говорить о будущем действии «ничто не помешало бы»? — У нас разве нет неправомерных отказов в приватизации? У нас разве нет затягивания с документами и прохождением чиновничьих процедур? У нас разве нет проблем со здоровьем, карантином при коронавирусе, да и вообще разве мы вечные? У нас разве нет переселения по тем или иным основаниям? У нас разве нет стихийных бедствий?

                            — Я давно уже оказываю юридическую помощь людям, не раз видел как человек сходит с дистанции в тот момент, когда уже всё сделано и, кажется, он победил, бывали случаи, когда люди моложе меня уходили в связи с приступом болезни, или попадали в ДТП, вот в этом деле клиент не успел воспользоваться своей победой, умер. Юридическую помощь надо оказывать «здесь и сейчас», восстанавливать надо нарушенные в прошлом права, порождать какие-то права на будущее можно (договорами, решениями и т.п.), но строить на этом дальнейшие планы — нельзя.

                            +1
                            • 24 Апреля 2020, 09:55 #

                              Уважаемый Владислав Александрович, а никто и не спорит, в муниципальной ли квартире, или приватизированной она жила бы одна, и никаких денег Л.Н. не выплачивала — нисколько. 
                              Здесь хотела обсудить только вышеозначенное дело ;)
                              Большое спасибо за интересную дискуссию и примеры из практики (handshake)

                              +2
  • 22 Апреля 2020, 11:13 #

    Уважаемая Вера Борисовна, а я вот такой противный не соглашусь с мнение коллег — есть у меня такая дурная черта ставить всё под сомнение.

    Я считаю, что необходимо было применить недействительность сделки в силу её ничтожности. 
    В любом случае, пропущенный срок судом притянут за уши, так как срок должен отсчитываться от момента, когда стало известно о недееспособности сына.

    Какой материально правовой интерес имеется  у матери?  Самый прямой. Соответственно надо было изменить основания этого материально-правового интереса.

    Так, по приватизации гражданин вправе: приватизировать либо написать отказ с сохранением проживания.

    А что если его папа уговорил приватизировать, хотя мама желала, чтобы сын отказался от приватизации?

    Это воля двух людей прийти к тому или иному соглашению. Мама ведь проживает с сыном в квартире и может договориться, что он отказывается от приватизации. Ничего в этом преступного нет.  В этом случае мама получила бы полностью квартиру. А так как папа оказал давление на сына, который не способен был осознавать свои действия, то на выходе он получил для себя материально-правовой интерес. 

    Поэтому сделку я бы просил признать  недействительной в части в силу ничтожности.

    0
    • 22 Апреля 2020, 11:35 #

      Уважаемый Евгений Алексеевич, спасибо за внимание к публикации и за интересное и новое мнение. 
      Есть над чем подумать, какие можно было бы привести обоснования для такого иска, и возможные возражения с другой стороны.

      +1
      • 22 Апреля 2020, 11:44 #

        Уважаемая Вера Борисовна, Вы молодец, что постоянно работаете над делом, работаете над возможными ошибками. 

        Подобное отношение позволяет самосовершенствоваться и пополнять свой багаж знаний на основе реальной практики. 

        Лично я считаю, что указание суда на злоупотребление правом неправомочно, так как в действиях стороны по защите своих прав в соответствие с нормами закона отсутствует такой обязательный признак, предусмотренный  ст. 1 и ст. 10 ГК РФ в части злоупотребления правом, как противоправность.  

        +1
        • 22 Апреля 2020, 11:58 #

          Уважаемая Вера Борисовна, Уважаемый Евгений Алексеевич, спасибо Вам и всем уважаемым коллегам, что помогаете в этом. Я не могу почти ни одно дело «отпустить», пока все не продумаю и не проанализирую.
          Я не считаю, что истец злоупотребила правом, и суд ничем это не обосновал. В противном случае любой иск, направленный на лишение наследственного имущества, можно посчитать злоупотреблением со строны истца, очень это субъективно. Но, конечно же, суд может руководствоваться внутренним убеждением при принятии решения.
          Я считаю ключевым моментом тот факт, что умерший был лишен возможности понимать все последствия этой сделки, а также влиять на них, например, совершить завещание, распорядится своей долей, и наконец, действительно, совеошить отказ от участия в приватизации. Главным образом, умерший был лишен возможности понимать, что в случае его смерти наследником будет и отец. И вот право умершего мы и пытались восстановить.

          +1
          • 22 Апреля 2020, 14:23 #

            Уважаемая Вера Борисовна, полностью разделяю позицию по выбору направления движения. К сожалению, не всё и не всегда у нас получается, в силу того, что не все и не всегда зависит от наших усилий!

            +1
            • 22 Апреля 2020, 14:47 #

              Уважаемый Евгений Алексеевич, да, я тогда ночами не спала (а была уже в положении), так хотела помочь доверительнице, но Вы правы, не все зависит от нас. 
              Мне главное понять, все ли возможное я сделала для нее.

              +1
    • 22 Апреля 2020, 12:32 #

      Уважаемый Евгений Алексеевич, по п. 1 ст 177 сделка оспорима. Кроме того недобросовестное поведение и злоупотребление правом  — это формально правомерное  поведение.п. 4 ст 1 ГК4. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Но, соглашусь с Вами, что в применении принципа добросовестности всегда много субъективного усмотрения и должно применяться с учетом обстоятельств.

      +2
    • 22 Апреля 2020, 12:56 #

      Я считаю, что необходимо было применить недействительность сделки в силу её ничтожности.
      Уважаемый Евгений Алексеевич, по какому основанию?

      +1
      • 22 Апреля 2020, 13:58 #

        Уважаемая Марина Владимировна, в силу того, что она совершена с недееспособным лицом. Это ничтожная сделка.

        0
        • 22 Апреля 2020, 14:31 #

          ч.1 ст. 171 ГК РФ
          Ничтожна сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства.
          Уважаемый Евгений Алексеевич, умерший при жизни не был признан  недееспособным в судебном порядке. Тогда как судебный порядок такого признания — единственный возможный способ лишить человека дееспособности.
          Следовательно, отсутствует обязательный элемент конструкции ничтожности сделки по данному основанию.

          +1
          • 22 Апреля 2020, 15:05 #

            Уважаемая Марина Владимировна, Вы меня удивляете. Вы разве не встречали посмертных психолого-психиатрических экспертиз о признании человека недееспособным, на основании которых суд признает, что умерший при жизни был недееспособным?

            0
            • 22 Апреля 2020, 15:15 #

              Уважаемый Евгений Алексеевич, встречала, конечно же. Но такие экспертизы как раз и проводятся для того, чтобы признать недействительной оспоримую сделку, на основании ч.1 ст. 177 ГК РФ, предусматривающей чтоСделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.Тогда как в делах о применении последствий ничтожной сделки, совершенной недееспособным, проведения психолого-психиатрических экспертизы вообще не требуется. Достаточно вступившего в законную силу решения суда о признании лица недееспособным.

              +1
    • 22 Апреля 2020, 17:18 #

      В любом случае, пропущенный срок судом притянут за уши, так как срок должен отсчитываться от момента, когда стало известно о недееспособности сына.
      Уважаемый Евгений Алексеевич, позволю уточнить, вопроса о дееспособности или недееспособности вообще не ставилось (да и не могло ставится). Вопрос идёт о ситуации, когда «Сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими». Это в научной литературе ещё называют «несделкоспособность». Такие ситуации рассматриваются как временные, и их невозможно распространить на весь период жизни гражданина. Если гражданин что-то там приобрёл по договору дарения, будучи на момент получения дара временное не в себе, а потом много-много-много лет владел этим, то тут явно момент приобретения не играет роли.

      +2
  • 22 Апреля 2020, 12:56 #

    Уважаемая Вера Борисовна, в моей практике была «немного» похожая ситуация.
    Муж и жена написали заявление на приватизацию, но сам договор и регистрационное удостоверение было выдано только на супругу, о чем муж не знал.
    Потом он тяжело заболел и за ним ухаживала сестра, в связи с  чем он написал на нее завещание на все свое имущество. 
    После его смерти сестра вступила в наследство, но выяснилось, что 1/2 доли дома она оформить не может. 
    Мы обратились в суд, с требованием о признании сделки по приватизации недействительной, поскольку умерший не отказывался от приватизации, мотивируя тем, что он при жизни изъявил желание на приватизацию дома, но  сделку не оспаривал, поскольку не знал о нарушении своих прав.
    Нам было отказано в иске в связи с пропуском срока давности.
    Однако областной суд исключил из решения вывод суда о пропуске срока, указав, что оспаривание сделки является личным неимущественным правом умершего, и что наследница является ненадлежащим истцом.
    Дошли до Верховного суда, но все в силе оставили.

    +2
    • 22 Апреля 2020, 13:34 #

      Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо за участие и пример из практики.
      А чем суд обосновал, что наследница ненадлежащий истец?
      Определении ВС РФ от 16 мая 2006 г. по делу № 5-В06-25
      Вот тут иная точка зрения у ВС РФ 
      По смыслу приведенных правовых норм с иском о признании сделки недействительной может обратиться гражданин, совершивший сделку, или правопреемник этого гражданина, в частности наследник, после смерти наследодателя.

      При этом все права и обязанности по сделке, носителем которых являлся гражданин, в полном объеме переходят к его правопреемнику, в том числе и в порядке наследования. В связи с этим правопреемство не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.

      Указание президиума суда о том, что А.О. предъявил иск не как правопреемник А.Е., а самостоятельно, как лицо, чьи права и законные интересы были нарушены заключением договора, является незаконным. А.О. при жизни А.Е. не вправе был обращаться в своих интересах в суд с иском о признании названного выше договора недействительным. Он мог бы обратиться с таким иском, но в интересах А.Е. и в случае, если бы был ее опекуном. В настоящем случае А.О. обратился в суд с иском о признании недействительным договора, заключенного А., как ее наследник, а следовательно, и как ее правопреемник.

      +2
      • 22 Апреля 2020, 14:50 #

        Уважаемая Вера Борисовна, тем и обосновал, что право на оспаривание сделки — это личное неимущественное право, которое не передается по наследству. Коротко и ясно.

        +1
        • 22 Апреля 2020, 14:53 #

          Уважаемая Ольга Николаевна,
          Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 г. Москва «О судебной практике по делам о наследовании»

          73. Наследники вправе обратиться в суд после смерти наследодателя с иском о признании недействительной совершенной им сделки, в том числе по основаниям, предусмотренным статьями 177, 178 и 179 ГК РФ, если наследодатель эту сделку при жизни не оспаривал, что не влечет изменения сроков исковой давности, а также порядка их исчисления.

          +2
          • 22 Апреля 2020, 15:31 #

            Уважаемая Вера Борисовна, мы признавали сделку по ст. 168 ГК РФ, как не соответствующую требованием закона.
            При этом в суде по позиции судьи и по позиции ответчика было понятно, что право на оспаривание сделки они не отрицают. Вопрос встал в пропуске срока давности и уважительности причин этого пропуска.
            Апелляционная жалоба также содержала доводы, касающиеся срока давности. 
            Вывод судебной коллегии о том, что  наследник был ненадлежащим истцом всех удивил, для судья этот вывод  повлек изменение решения в мотивировочной части.
            Давняя была история, в 2015 году, я категорически была не согласна, бесплатно, по своей инициативе готовила кассационные жалобы, но потом успокоилась.

            +2
            • 22 Апреля 2020, 15:48 #

              Уважаемая Ольга Николаевна, понятно. Да неожиданный поворот в деле. Действительно, к сожалению, не все от наших усилий зависит.

              +2
    • 22 Апреля 2020, 13:49 #

      Однако областной суд исключил из решения вывод суда о пропуске срока, указав, что оспаривание сделки является личным неимущественным правом умершего, и что наследница является ненадлежащим истцом.
      Дошли до Верховного суда, но все в силе оставили.
      Уважаемая Ольга Николаевна, вот это Пёрл! Нельзя увидеть это апелляционное определение?

      +2
    • 22 Апреля 2020, 17:23 #

      Уважаемая Ольга Николаевна, «оспаривание сделки является личным неимущественным правом» — это сильно. Да право на обращение в суд вообще является личным неимущественным правом! Так по любым искам можно отказать!!! (devil)

      +2
  • 22 Апреля 2020, 17:52 #

    Уважаемые коллеги, хочу еще пояснить, что я Т.В. сразу разъяснила все риски, и возможность выплаты компенсации бывшему мужу  с целью оставить за ней всю квартиру. Но она была решительно настроена именно побороться за вариант вообще ничего ему не выплачивать. Кроме того, она пенсионерка, а сумма за 1/4 долю в праве собственности на 2-х комнатную квартиру в Москве для нее существенна, и сумму эту нужно сразу вносить на депозит нотариуса или суда. 
    Доверительница ко мне претензий не имела. Я ей искренне по-человечески хотела помочь, так как она уже натерпелась, потому что сын из-за тяжелого быстро прогрессирующего психического заболевания стал очень агрессивным, частые госпитализации, лечение. И она его потеряла, хотя любила, и беспокоилась наоборот о том, что с ним будет, если ее не станет. Обратный вариант она даже не рассматривала.
    А отец появился только у нотариуса после похорон. Конечно, это к делу отношения не имеет, просто пояснения. 
    Я хотела обсудить именно данное дело, сделала ли я все возможное в его рамках. 
    Спасибо большое всем (handshake)

    +2

Да 17 17

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Признание договора передачи недействительным по ст. 177 ГК РФ (подтверждено экспертизой в Сербского), начало течения срока исковой давности для оспаривания после смерти. » 3 звезд из 5 на основе 17 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации