Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию обстоятельства уголовного дела, содержащего обвинение, довольно редко встречающегося в судебной практике.
Часть 2 статьи 128 Уголовного кодекса, предусматривает ответственность за незаконную госпитализацию лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
В начале октября 2013г. к врачу-психиатру городской поликлиники О. неоднократно стали обращаться брат и сестра его будущей пациентки А.
Суть их обращений сводились к жалобам на психическое состояние их сестры, ее неадекватное поведение и ничем неоправданную агрессию. Они считали ее опасной для окружающих. Просили оказать ей психиатрическую помощь, направить ее в психиатрический стационар. Все родственники вдоволь от нее настрадались.
Поскольку А. считала себя вполне здоровой, то добровольно явиться на прием к врачу категорически не желала.
В один из дней к врачу О. звонит заведующий отделением травматологии местной больницы и просит прийти к нему, дабы он осмотрел его пациентку, ведущую себя неадекватно.
Как выяснилось, А. слегла в больницу, по ее пояснениям, в результате побоев своего брата, о котором говорилось выше.
Общение с врачом А. явно пришлось не по вкусу, что она и выразила в проявленной агрессии, вынудившей врача О. отступать. Преследование человека в белом халате через огромный двор больницы завершилось уже только в здании самой поликлиники, где О. удалось скрыться в своем кабинете.
Указанные обстоятельства, а также исследованный ранее анамнез перенесенных А. черепно-мозговых травм, позволили врачу О. прийти к выводу, что она нуждается в обследовании и лечении в стационарных условиях в психиатрической больнице, которая расположена в другом населенном пункте. Выставив предварительный диагноз: старческий психоз, эмоционально-волевая неустойчивость, врач О. вручает брату пациентки направление на ее госпитализацию в психиатрический стационар.
На этом действия врача О. завершены и он в дальнейшем никоим образом не участвует в мероприятиях по госпитализации пациентки непосредственно в сам стационар.
Однако этого оказалось достаточным для его уголовного преследования по указанному обвинению.
Брат пациентки, получив подпись замглавврача больницы, обращается в скорую медпомощь и отдел полиции для содействия в госпитализации А. в стационар. От воздействия усыпляющего укола пациентка приходит в сознание уже только в самом стационаре, где в приемном покое дежурный врач выставляет ей диагноз: старческий психоз, эмоционально-волевая неустойчивость
Указано, что А. поступила с обострением психического состояния.
Находясь в стационаре, на следующий день А. собственноручно (установлено двумя экспертными заключениями в рамках уголовного дела) подписала согласие на свою госпитализацию и находилась там в продолжение следующих 20 дней. В стационаре ей выставляется клинический диагноз: Органическое заболевание головного мозга травматического генеза в виде выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью; психоорганический синдром легкой степени, эйфорический вариант, который также был подтвержден комиссиями врачей судебно-психиатрических, в том числе стационарной, экспертиз.
Однако после своей выписки А. начала войну против своих родственников, а заодно и против врача-психиатра поликлиники О. Она стала утверждать, что никакого согласия на госпитализацию она не давала.
Ее исковые требования о признании незаконными действия больницы по ее направлению в стационар и постановки на учет у психиатра, а также действия психиатрического стационара по госпитализации были удовлетворены решением суда от 07.12.2015г. (решение основано на двух почерковедческих экспертизах).
Все это вылилось в итоге в уголовное дело по ч.2 ст. 128 УК РФ, которое было возбуждено 30 июня 2016г. отделом Следственного комитета.
Согласно фабуле обвинения О. виновен в том, что он, будучи врачом психиатром поликлиники, находясь в своем кабинете в нарушение ст.29 Закона о психиатрической помощи подписал направление и против воли А. с использованием своего служебного положения направил ее в психиатрический стационар с вымышленным диагнозом.
Приговором Хасавюртовского городского суда от 24 августа 2017г. О. был оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления.
Однако апелляционным определением Верховного суда Республики Дагестан от 17 октября 2017г. по абсолютно надуманным процессуальным основаниям приговор был отменен, а уголовное дело направлено на новое рассмотрение в ином составе суда.
Президиум ВС РД согласился с судом апелляционной инстанции.
Приговором суда от 22 июня 2018г. О. уже был признан виновным по ч.2 ст. 128 УК РФ.
На указанный приговор нами подана апелляционная жалоба, которая будет рассматриваться судебной коллегией по уголовным делам ВС РД.
В материалах дела есть, по моему мнению, несколько обстоятельств, сквозь которые невозможно пройти и которые самым решительным образом оправдывают врача О.:
- Подпись на заявлении о добровольной госпитализации в самом стационаре учинила именно А. и без какого-либо воздействия со стороны, что уже должно закрывать уголовное дело.
- О. как врач амбулаторный и не принимающий какого-либо участия в госпитализации пациента в самом стационаре (эта функция возложена на комиссию врачей-психиатров самого стационара, которая в течение 48 часов решает вопрос об обоснованности госпитализации – ст.32 Закона РФ от 02.07.1992 №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании») не может быть ответственен в данном случае за госпитализацию, в случае признания ее незаконной. При этом, в действиях должностных лиц психиатрического стационара не нашли признаков состава преступления, о чем следователь другого отдела следственного комитета принял постановление.
- Сама А. действительно страдала психическим расстройством и на момент ее госпитализации могла быть опасна для окружающих.