Начало здесь
Хочу денег
Если в уголовном судопроизводстве потерпевший жаждет «крови» виновных врачей, то в гражданском – денег:
√ от медицинского работникаи (или)
√ от медицинского учреждения, работники которого допустили действия, приведшие к значимым для пациента последствиям (вред жизни или здоровью). При этом нет необходимости устанавливать персональную ответственность медицинского работника, то есть не имеет значения фамилия работника, причинившего вред, сколько таких работников и как распределяются между ними вредоносные действия, на каком этапе лечения они были совершены и пр. Главное, чтобы вред был причинён пациенту работниками медицинского учреждения при исполнении ими трудовых (служебных, должностных) обязанностей (п. 1 ст. 1068 ГК РФ) по оказанию медицинской помощи.
Гражданское судопроизводства я подразделяю на две группы:
I. со смертельным исходом
и
II. когда пациент выжил.
I. Вред жизни
Вред жизни выражается в смерти пациента. В этом случае Закон регламентирует возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца (ст. 1084 ГК РФ, ст. 1088 ГК РФ и ст. 1089 ГК РФ).
Наступление смерти констатируется медицинскими работниками, в присутствии которых смерть наступила, или вызванными к месту обнаружения тела умершего (см.). Только констатации смерти недостаточно для того, чтобы претендовать на возмещение вреда. Заключительный (посмертный) клинический диагноз, сформулированный лечащими врачами в истории болезни, тоже не подходит для успеха в возмещении ущерба.
Необходимо достоверное установление причины смерти. Тело транспортируется в ближайший морг, где предстоит вскрытие трупа. Вскрытие может быть патологоанатомическим (смерть от заболевания в стационаре) и судебно-медицинским.
Существует законный способ отказа от патолого-анатомического вскрытия (см.). Главный врач больницы охотно разрешит патологоанатому выдать труп без вскрытия. Когда я работал патологоанатомом, то всегда информировал родственников о том, что отказ от вскрытия исключает в дальнейшем возможность предъявить к больнице какие-либо претензии, связанные с оказанием медицинской помощи.
Законных способов отказа от судебно-медицинского вскрытия не существует (см.). Непроведение вскрытия означает, что судебно-медицинский эксперт:
√ ограничился только наружным описанием объекта экспертизы,
√ сочинил внутреннее исследование, предусматривающее обязательное вскрытие полости, черепа, грудной и брюшной полостей (там же, п. 48)
√ не извлёк и не исследовал все внутренние органы (там же, п. 48),
√ не направил трупный материал на лабораторные исследования (там же, п. 49),
√ сочинил выводы (там же, п. 29).Юристы лучше меня знают возможные варианты правовых последствий таких проделок.
Из прошлого
Изредка и при проведении вскрытия врач не в состоянии установить причину смерти. У меня так было в 70-е годы в г. Нефтеюганске (не опубликовано). Пациентка пришла в больницу на своих ногах, анестезиолог и хирург усадили её на стул и оказали малое пособие по удалению рыбной косточки из горла. Смерть на стуле. Реанимация не помогла. После вскрытия я выполнил патологогистологическое исследование кусочков органов и тканей, взятых из трупа. И стал консультироваться с главными специалистами облздравотдела. Ответ был таков: ты правильно предполагаешь возможные причины смерти, но ни одна из них не может быть достоверно доказана. Естественно, что уголовное преследование и гражданский иск в этом случае невозможны.
Судебно-медицинская экспертиза
в случае смерти пациента
В случае смерти пациента экспертиза проводится, как минимум, дважды.
√ Экспертиза трупа с лабораторными исследованиями изъятого трупного материала (судебно-гистологическое, судебно-химическое и пр.). Эта экспертиза всегда проводится в уголовно-правовом поле – материалы дознания, проверки по заявлению родственников пациента, возбуждённое уголовное дело.
Основная задача эксперта – это установление причины смерти. Формула причины смерти не включает в себя какие-либо медицинские действия, которые могли способствовать наступлению смерти. Эксперт избегает этого, даже если врачебные ошибки очевидны и ему поставлены соответствующие вопросы.
√ Комиссионная (или комплексная) экспертиза по материалам дела, с привлечением извне практикующих врачей соответствующего профиля, не состоящих в штате бюро судебно-медицинской экспертизы (на договорных условиях). Эта экспертиза может быть проведена как в уголовно-правовом поле, так и гражданско-правовом.
Причинная связь между действиями работников медицинского учреждения и наступлением смерти в гражданском процессе является обязательной (как и в уголовном).
√ «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине» (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
√ «Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей»
(п. 1 ст. 1068 ГК РФ).Задачи экспертной комиссии — установление:
√ причины смерти,
√ ненадлежащих действий медицинского персонала,
√ причинной связи между действиями персонала и наступлением смерти от установленной причины.
О том, как выполняется экспертиза в уголовно-правовом поле, я рассказал здесь.
В гражданско-правовом поле комиссионная экспертиза выполняется с учётом двух изначальных ситуаций.
Ситуация 1. Имеется только экспертное заключение по трупу, выполненное в рамках уголовно-правового поля. Суд запрашивает его и назначает комиссионную экспертизу в рамках гражданско-правового поля.
Ситуация 2. Имеются заключения и по трупу и по материалам дела, выполненные в рамках уголовно-правового поля. Уголовное преследование врача прекращено (= «хочу крови» не состоялось). Отказ от уголовного преследования конкретного врача не означает, что у дела нет перспективы в гражданско-правовом поле – возмещение вреда родственникам умершего медицинским учреждением и (или) врачом. На мой вопрос «Почему?», юристы отвечают, что эта работа имеет множество вариантов, выбор самого продуктивного из них зависит от обстоятельств по делу и квалификации представителя потерпевшего. Возможно, что суд и стороны удовлетворятся имеющимися комиссионными экспертизами, выполненными в уголовно-правовом поле, но не исключается и назначение новой экспертизы.
Подобную ситуацию иллюстрирует
Случай из моей практики
Смерть в больнице. Следователь отказал в возбуждении уголовного дела, так как государственная комиссионная экспертиза дала заключение типа «врачи не виноваты». Родственники погибшей обратились ко мне. Я сформулировал письменную предварительную консультацию (непубличная, не подлежит оглашению и приобщению к каким-либо материалам). В ней я приободрил истцов судебно-медицинской перспективой и перечислил медицинские документы, которых мне не хватает для формулирования категорических суждений (см.). Суд удовлетворил ходатайство истцов о назначении комиссионной судебно-медицинской экспертизы по материалам дела мне – независимому судебно-медицинскому эксперту. Выводы «моей» комиссии противоречили государственной (см.):
Между нарушениями при оказании медицинской помощи и наступлением смерти имеется прямая причинно-следственная связь.
Судья, получив наше заключение, иск удовлетворила полностью. Размер моральной компенсации составил полмиллиона рублей.
Таким образом, гражданский суд игнорировал заключение госэкспертов и прекращение уголовного преследования, принял в качестве доказательства заключение частных экспертов и вынес решение в пользу истцов.
Подробнее здесь
Добавлено: 09:29 30.11.2021
Продолжение «II. Вред здоровью» здесь


Уважаемый Анатолий Кириллович, а вот это очень полезно. Оказывается и при прекращении уголовного дела можно взыскать компенсацию.
Уважаемый Олег Юрьевич!
при прекращении уголовного дела можно взыскать компенсацию.Да, случаи из моей практики в этом отношении показательны.
У меня их несколько.
Приведенный в публикации — самый характерный.
Уважаемый Анатолий Кириллович, согласен, наиболее характерный случай-с, как говорили в старину.
Уважаемый Олег Юрьевич!
Самое интересное, что заключение частных экспертов перевесило заключение госэкспертов, несмотря на противоречивость.
Моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека). Смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех его функций, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. Диагноз смерти мозга устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находится пациент. В состав консилиума врачей должны быть включены анестезиолог‐реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы по специальности не менее чем пять лет. В состав консилиума врачей не могут быть включены специалисты, принимающие участие в изъятии и трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей. Уважаемый Анатолий Кириллович, а если консилиум врачей принял решение убить человека ради экономии средств, а сейчас и ради того, чтобы поиметь на органах бабло(cash)?
Ведь когда организован этот процесс, то убийство человека в России фактически узаконена и здесь уже ни один эксперт ничем не поможет!
Или Вы думаете по-другому?
Уважаемый Евгений Алексеевич!
консилиум врачей принял решение убить человека
Все они читали этот закон
https://www.nntobsme.ru/...ntatsii_organov_i_ili_tkanej_/
Уважаемый Анатолий Кириллович, когда закон преступников останавливал?
А сейчас совсем просто. Выбрали донора, тем паче медицинская документация в своих руках. Жахнули донора машиной, как пример, или чем-то тяжелым по голове, и в больницу. Если что в больнице добьют и тело на распродажу. Рабов же спрашивать не надо?
Уважаемый Евгений Алексеевич!
У меня для Вас припасён еще один нормативно-правовой акт типа «хочешь мира — готовься к войне»:
https://allgosts.ru/13/200/gost_r_42.7.01-2021
Уважаемый Анатолий Кириллович, спасибо!
Вы как всегда, как говорил Козьма Прутков, «зрите в корень».
Срочное захоронение трупов в случае необходимости! Вот это простор для руководства.
Нам сейчас закрывают рот, лишают слова, угрожают и преследуют вплоть до уголовной ответственности, а под шумок буквально полчаса назад по первому каналу объявили от имени врачей, пригласивших сторонников в красную зону, что у нас пандемия и что нужно всех шырять и уже есть вакцина с 12 лет, вакцина прошла обследования, а несогласных в тюрьму. И под этот шумок без выяснения причин у нас, да и по всему миру сжигают трупы. Срочно сжигают. Что напоминает, говоря уголовным языком, заметание следов совершенного преступления, уничтожение улик.
Интересно в этом плане заявление ученого, профессора и академика, доктора химических наук Гончарук Владислава Владимировича по поводу применения препарата для обеззараживания воды — полигексаметиленгуанидина — супертоксичное вещество. Который, с его слов, действительно убивает вредные бактерии и микробы. Но вот побочный эффект — действует на альвеолы легких, никого не волнует.
Попадает это вещество либо через кровь при употреблении бутилированной воды, либо через легкие при обеззараживание больниц и дорог. Поэтому, когда человек попадает в больницу, то он там добирает дозу, т.е. его там добивают. Отсюда и такая смертность.
А потом труп в крематорий и пепел по ветру. Потому что подогнали под пандемию (!) и срочную необходимость. А несогласных к стенке. Правда здорово!
И никаких расследований! А ведь его заявление в соответствии с частями 1 и 2 ст. 140 УПК РФ является достаточным для возбуждения уголовного дела!
А далее смотрим и наблюдаем!
Уважаемый Анатолий Кириллович, очень интересная и полезная публикация. В избранное(*) всё что Вы рассказываете, для нас защитников, огромная помощь, благодарю.
Уважаемый Анатолий Кириллович, здравствуйте! С нетерпением ждал продолжение! Материал Вами изложен предельно доступно для понимания, что очень важно для практикующих юристов и адвокатов. Однозначно — в копилку знаний, спасибо!(handshake)
Уважаемый Александр Александрович!
С нетерпением ждалСпасибо!
Последует продолжение II. Вред здоровью
Уважаемый Анатолий Кириллович! Спасибо! Очень интересный опыт!
Между прочим, меня заинтересовал один частный момент...
По ссылке на подробности в самом конце публикации есть такой текст:
Муж не стал обращаться в суд по месту своего жительства (сельский райцентр), решив, что влияние больницы и другие обстоятельства будут работать против него. Прописавшись в областном центре, он обратился в Ленинский районный суд г. Тюмени с иском к больнице ...Насколько я понял, речь идет о возмещении морального вреда, причиненного истцу в связи со смертью близкого человека. Каковы основания рассматривать дело не по месту нахождения ответчика? Разве в статье 29 ГПК (подсудность по выбору истца) что-то есть про это? Может, кто-то из юристов прокомментирует? Спасибо.
Уважаемый Евгений Феликсович!
подсудность по выбору истца
Видимо, адвокат исходил из этого:
ст. 29 ГК РФ
5. Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда.
Возможно, что адвокат перестраховался: негоже права качать, когда просишь.
Если удастся пройти по ссылке https://leninsky--tum.sudrf.ru/..._id=1540005&new=&text_number=1, то:
Р е ш и л:
Взыскать с <данные изъяты> в пользу Стрельца ФИО17 материальный ущерб в размере <данные изъяты> рублей, моральный вред в размере 200 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей.
Уважаемый Анатолий Кириллович, спасибо за ссылочку на материал с сайта суда.
В пункте 5-м — мне видится — про иск иждивенца в связи со смертью кормильца. Это не та ситуация.
Судя по карточке дела с сайта районного суда и с сайта апелляционной инстанции, дело числится в категории защиты прав потребителей.
Тогда основание — пункт 7 ст. 29 ГПК РФ.
Почему-то всегда считал, что иск о защите прав потребителей не может быть подан, если потребитель в результате оказания услуги умер… И в решении суда про закон о защите прав потребителей ничего нет...
Чудится мне, подсудность по выбору истца притянута за уши… Или я ошибаюсь… Ну очень бы хотелось услышать мнение юриста…
Уважаемый Евгений Феликсович!
хотелось услышать мнение юриста
Мне стало интересно
Я присоединяюсь к Вашей трактовке
И тоже прошу юристов высказаться