Все было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Июнь 2009 г., мой клиент разводится с женой. Разводится по очень банальной причине- живет с другой женщиной, которая ждет от него ребенка. Мировой судья выносит решение о расторжении брака в отсутствие жены. Решение вступает в силу.
Июль 2009 г.- клиент получает в органах ЗАГС Свидетельство о расторжении брака.
Авугст 2009 г.- клиент вступает в новый брак.
Сентябрь 2009 г.- бывшая жена узнает о решении, вынесенном мировым судьей, и подает заявление о его отмене. Не извещали, с решением о разводе не согласна, нежно любит. Мировой судья, видимо, не имея достаточных документов, подтверждающих надлежащее извещение ответчика в июне 2009 г., отменяет заочное решение.
Октябрь 2009 г.- вновь решение о расторжении брака, теперь уже с участием обоих «супругов».
Проходит время.
Осенью 2011 г. бывшая жена решает, наконец, сходить в ЗАГС за Свидетельством о разводе, поскольку собирается вступить во второй брак. Разумеется, приносит решение суда от октября 2009 г. Работники ЗАГСа, что называется, «выпадают в осадок», поскольку по их записям брак между супругами расторгнут на основании решения суда от июня 2009 г. Хуже того: становится очевидно, что коль скоро июньское решение мирового судьи отменено, то в августе 2009 г. мой клиент вступил в брак, будучи в нерасторгнутом браке с первой женой.
Работники ЗАГСа не находят иного выхода из ситуации, кроме как отказать женщине в выдаче Свидетельства о расторжении брака, поскольку сначала необходимо устранить неразбериху с судебными решениями.
Наступает очередь «выпасть в осадок» бывшей жене. Она пишет заявление в прокуратуру с просьбой разобраться. Прокуратура принимает «меры прокурорского реагирования»- подает иск о признании брака, заключенного моим клиентом в августе 2009 г., недействительным. Основание- нахождение в нерасторгнутом браке.
Суд первой инстанции удовлетворяет иск, несмотря на ч. 1 ст. 29 Семейного кодекса РФ, позволяющую суду признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению. Был в моих возражениях на иск и второй аргумент, на мой взгляд, весьма оригинальный и красивый- отказ в защите принадлежащего истцу права по мотиву злоупотребления правом и отсутствия нарушенного права, которое истец может защитить в данном случае в суде. Этот довод суд счел недоказанным.
Клиент долго сомневался, но кассационную жалобу на решение все-таки подал. Решение первой инстанции отменили, в иске прокурору отказали, указав нижестоящему суду на неправильное толкование норм Семейного кодекса. Немного грустно, что так и не удалось узнать мнение судей по поводу применения в данном случае норм ГК РФ о злоупотреблении правом, но результат достигнут, и это самое главное.
Документы по делу можете посмотреть.