Суть спора: снятие с учёта нуждающихся.
Я уже не раз писал, что все вопросы, связанные с признанием нуждающимися в получении жилого помещения, либо в улучшении жилищных условий, или связанные с намеренным ухудшением жилищных условий – все они требуют проведения несложных арифметических вычислений. Правда, иногда возникают ситуации, когда такие вычисления требуют двух, трех и более действий.
Совершенно очевидно, что для проведения этих арифметических действий нужны исходные данные, помните, как в школе – Дано:…
Можно ли рассмотреть дело, не только без вычислений, но даже и без исходных данных?
Оказывается – можно!
Изучение дела показало, что в материалах содержатся два противоречивых документа: договор приватизации 90-х годов, где указана одна площадь жилого помещения, и «новая редакция» (???) этого же договора 2000-х годов, где указана иная площадь.
Возможно, что по некоторой категории дел на это можно было бы махнуть рукой, но при рассмотрении законности признания нуждающейся – это основополагающий, ключевой момент; противоречие требовало разрешения – тем более, что от этого может зависеть окончательное решение по делу.
В результате жилищное дело было рассмотрено в отсутствии главного, ключевого документа – технического паспорта спорной квартиры. Полагаю, что суд должен был либо по своей инициативе истребовать этот документ, либо обязать стороны представить его, и разрешить имеющееся противоречие.
В соответствии с частью 2 статьи 390 ГПК РФ:
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
И вот что теперь делать?
Читаем Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»:
24. При рассмотрении кассационных жалобы, представления с делом суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства (часть 2 статьи 390 ГПК РФ). Вместе с тем, если судом кассационной инстанции будет установлено, что судами первой и (или) апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера (например, судебное постановление в нарушение требований статьи 60 ГПК РФ основано на недопустимых доказательствах), суд учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного постановления (определения).
И делаем следующие выводы:
- Необходимо существенное нарушение процессуальных норм (что явление хоть и частое, но мало доказуемое);
- Это нарушение должно привести к фатальной (непреодолимой) судебной ошибке;
- Ходатайство должно быть
не о приобщении новых доказательств, а об их учёте при рассмотрении кассационной жалобы или при вынесении постановления (определения); - А ещё, по моему мнению, надо хоть как-то обосновать уважительность причины не предоставления в суды первой и второй инстанции.
Так как моя доверительница не присутствовала на судебных заседаниях, в связи со стационарным лечением, и не могла контролировать приобщение доказательств, переданных адвокату для ведения дела, то было подготовлено такое ходатайство.