Большинство районных судов города Санкт-Петербурга просто «завалены» гражданскими делами. 5-10 минут на дело — стандартное время в аншлаге. Это, пожалуй, одна из основных причин, по которым судьи с радостью утверждают мировые соглашения, принимают признания исков и отказы от них.
Но даже в суете нельзя забывать, что это не всегда допустимо.
Доверительница пришла ко мне по рекомендации моего коллеги, встретившего ее в слезах в коридоре одного из районных судов города Санкт-Петербурга. Вежливая и интеллигентная женщина. А кроме того, очень мягкая и доверчивая. Что и сыграло с ней злую шутку.
Она представляла интересы своей дочери в деле о лишении родительских прав и взыскании алиментов в твердой денежной сумме. Когда суд стал задавать вопросы, искренне рассказала о том, что деньги от ответчика, в общем-то, им и не нужны, мать ребенка способна содержать его самостоятельно.
После этих слов суд и прокурор незамедлительно убедили ее написать заявление об отказе от иска в части взыскания алиментов.
Последствия женщина фактически поняла лишь после того, как ее заявление было приобщено к материалам дела, и стал обсуждаться вопрос о передаче дела по подсудности — по месту жительства ответчика.
Это в планы стороны истца не входило совершенно: ответчик зарегистрирован за тысячи километров от Санкт-Петербурга.
На просьбу вернуть заявление об отказе от иска, естественно, последовал отказ.
Суд вынес определение о принятии отказа от иска в части взыскания алиментов, прекращении производства по делу в этой части и передаче дела по подсудности.
Уже на следующий день мы с матерью истца заключили соглашение.
На вышеупомянутое определение мною была подана частная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд, который согласился с тем, что требования ч.2 ст. 39 ГПК РФ соблюдены не были, отменил определение и вернул дело в районный суд для рассмотрения по существу. Примечательно, что представитель прокуратуры Санкт-Петербурга в судебном заседании меня поддержала, заняв позицию противоположную мнению прокурора, высказанному в первой инстанции.
При дальнейшем рассмотрении дела судом первой инстанции желаемый истцом результат был достигнут.