По мнению Груздева, в случае невыплаты штрафа попавшемуся чиновнику должно грозить удвоение срока заключения.
«В настоящее время взыскивается не более 20% от штрафов», — мотивировал свое предложение депутат.
Как пишет „Газета.Ru“, с поправкой не согласен адвокат Игорь Трунов, который недоумевает: «…как, если человека приговорили к 4 годам лишения свободы, а потом вдруг из 4 лет становится восемь?»
По мнению Трунова, это неправильная идея, прямо идущая вразрез с концепцией президента. Напротив, надо менять исполнительное судопроизводство по образцу Западной Европы, когда человек постепенно выплачивает большой штраф в виде процента от заработка. «Концепция Медведева говорит о том, чтобы уменьшить тюремное население, а при помощи этой поправки человека легко будет загнать в угол: работы на зоне нет, жены, на которых записаны доходы, часто уходят, да еще и срок заключения удваивают. Это замкнутый круг, из которого для заключенного не будет выхода», — живописует Трунов.
Адвокат Константин Ривкин возражает Трунову, указывая, что данная поправка может быть вполне эффективна в отношении тех коррупционеров, которые располагают средствами для уплаты кратного штрафа. «С одной стороны, я сторонник того, чтобы в вопросах об уголовных репрессиях применялись самые разные подходы. Например, когда судья приговаривает женщину за административное правонарушение к нахождению в комнате со шляпками, где нет зеркала, — шутит Ривкин. — Поэтому своя логика в предлагаемой поправке есть. Если мы уверены, что человек располагает средствами, данная мера оправдана».
Нам представляется, что Владимир Груздев имеет в виду ситуацию, когда взяточник, приговоренный к штрафу в качестве основного наказания, не желает его платить, хотя располагает средствами. Заметим, что даже в действующем Уголовном кодексе РФ предусматривается (ст. 46 ч. 5), что в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК. Получается, Владимир Груздев идет в этом вопросе еще дальше и, судя по всему, найдет поддержку в Государственной Думе. Думается, что и граждане России целиком и полностью одобрят изменения. Но мы хотим возразить адвокату Трунову еще и по другим причинам. Если признать правоту последнего, то лучше вообще все оставить как есть. Ведь абсурд, если взяточник, получивший огромную взятку и приговоренный к штрафу, будет выплачивать процент от своего заработка и при этом припеваючи жить на средства, полученные от взяточничества!
Как раз описанная ситуация идет вразрез с концепцией Президента! Не надо забывать и о том, что в это же время какой-нибудь несчастный воришка, возможно, будет «париться» в колонии! В этой связи мы поддерживаем доводы адвоката Ривкина. Хочется еще тоже пошутить, напомнив следующее. В свое время в Москве, примерно между нынешней гостиницей «Москва» и торговым центром «Манежная площадь», существовали долговые ямы, куда бросали проворовавшихся. Сидели они на хлебе и воде. Как правило, через какое-то время родственники выкапывали и приносили наворованное, после чего сидельцев выпускали. Не по-западному, знаете ли, но очень эффективно!


Эффективность взыскания штрафов, и вообще исполнительного производства, можно повысить и не прибегая к средневековым процедурам.
У нас не такие уж и плохие законы, по сравнению с практикой их исполнения.
Да если хотя бы на месяцок применить к взяточникам прописанные в наших законах реальные меры, то коррупция значительно уменьшится. Я не имею ввиду ту показуху, которая творится сейчас.
Очень потешная проблема: как наказывать взяточников. Вот я еще ни разу не видел, чтобы человек сам себя объективно наказал.
Ох как нелегко быть чиновником: не берешь взятку — посадят за несолидарность, берешь — за то, что не поделился. )))
Невыплата штрафа грозит заменой наказания со штрафа на лишение свободы, причем на реальное, т.е. никакого условного осуждения (ст.73 УК РФ) не может быть применено.
Практику Китая надо брать на вооружение, а не заниматься блудологией! (пардон за каламбур).
Наш же правоприменитель идет в основном по пути условного осуждения, что еще более развязывает руки и порождает чувство безнаказанности и вседозволенности.