Многие, наверное, знают, что зал № 7 Хамовнического суда, где сейчас проходит 2-й процесс Ходорковского-Лебедева, стал историческим ещё задолго ДО этого процесса. Именно в нём, в этом самом зале, снимался известный эпизод из фильма Г. Данелии «Мимино». Помните знаменитое: «Свидетель Хачикян, испытывал ли обвиняемый неприязнь к потерпевшему?» — «Да, конечно, он мне сказал — я, говорит, испытываю к потерпевшему такую сильную неприязнь, что кушать не могу!»

          Или не менее известный эпизод — когда герой Ф.Мкртчяна стоит у входа в суд и пытается сагитировать всех проходящих выступить «свидетелями»: «Друг, у тебя хорошие глаза — сразу видно, хороший человек, помоги!» Знаменитая эпизодическая роль С.Крамарова: «Извини, генацвале… лет через 5… помогу!» (героя С.К. со словами «поможешь, поможешь!» милиционеры запихивают в тюремную машину).

          Это снималось у бокового входа в здание Хамсуда — того самого, куда сейчас заводят МБХ и ПЛЛ, когда утром привозят в суд.

          Но далеко не все знают, что кроме «Мимино» (Г.Данелия, 1977) в Хамсуде — в частности, в том самом зале № 7 — снимались ещё два фильма: «Старые клячи» (Э.Рязанов, 2000) и «12» (Н.Михалков, 2007). Мне стало интересно сравнить на экране, как выглядел Хамсуд в 77-м, в 2000-м (спустя 23 года) и в 2007-м (спустя ещё 7 лет) по сравнению с днём сегодняшним.

          Во-первых, ни в одном из 3-х фильмов 7-й зал не оборудован камерами наблюдения. Думаю, эти камеры установлены специально под процесс МБХ-ПЛЛ. (Кстати, вопрос, зачем они — следить за зрителями в зале!? Для чего за ними следить?) Сам же зал за 33 года практически не изменился, всё вполне узнаваемо. «Аквариума», естественно, ни в одном из этих фильмов нет — как известно, эта клетка из пуленепробиваемого стекла (в народе называемая «аквариумом») — ноу-хау сегодняшнего процесса.

           Подсудимый Цинандали, например, в «Мимино» (В.Кикабидзе) сидит за барьером высотой по пояс (максимум по грудь) — и это было тогдашней нормой, в «Клячах» и в «12» подсудимые уже сидят в железных решётках.

          Трибуна для свидетеля и лавки для публики из 77-го года, как ни удивительно, похоже, остались те же (!). Герб над судейским столом, само собой, другой, нежели в 77-м, а вот три судейских стула с высокой спинкой в фильмах 77-го, 2000-го и 2007-го — те же самые, сегодня судья Данилкин сидит на одном таком стуле, а два другие пусты.

          Окна в зале — массивные высокие деревянные фрамуги — не только те же самые, что и в 77-м, но и стоят, как стояли, очевидно, с самой постройки здания в 60-х годах.

           В «12» зал суда показан совсем недолго — всего минуту-две в начале фильма. Запомнились длинные тёмно-синие шторы на этих самых окнах, очевидно, повешенные специально для фильма, чтобы скрыть отсутствие стеклопакетов.

          «Лирическое» отступление. Вот я сейчас думаю: вместо того, чтобы вбухивать десятки миллионов рублей (такой примерно масштаб цифр, да!?) в сфальсифицированный процесс — не лучше ли было отремонтировать, привести в современный вид Хамсуд и ещё десяток судов вместе с ним!? Взять хотя бы эти ужасающие туалеты в здании Хамсуда… ни один суд на Западе не позволил бы себе такие грязные, страшные и неудобные туалеты! В них даже зеркала нет — женщине, идущей на заседание, элементарно негде привести в порядок причёску.

          Но вернёмся к «важнейшему из искусств». «Мимино»: пространство вокруг суда тогда ещё не была застроено, и в фильме предельно открыт и «живописен» вид на Белый дом. (Кстати, в другой сцене фильма видно, что Белый дом только-только достраивается, виден башенный кран.) Очень хорошо территория Хамсуда со стороны Москва-реки показана в финале «Старых кляч».

          Несколько слов об актёрах, исполнителях ролей в этих фильмах. На месте, где свидетельствуют (лжесвидетельствуют?) сегодня Рыбин, Голубович и т.п., в недавнем прошлом перевоплощались такие актёры, как Ф.Мкртчян, Н.Фоменко. Другой пример: Лия Ахеджакова, которая сегодня ярко и точно говорит в СМИ правду о деле МБХ и ПЛЛ, в «Старых клячах» сидела аккурат на месте Ходорковского — вот какая ирония судьбы! А вот на месте Данилкина в том же фильме 2000-го года весьма внушительно смотрелся Э.Рязанов, сыгравший роль судьи в своём же фильме. А помните эпизод в конце «Кляч», когда герой Рязанова в судейской мантии у здания суда провожает и машет рукой только что оправданным им подсудимым? Какой человечный и справедливый судья! Вот бы и в жизни такой!

          Сегодня в здании Хамсуда ещё одно «кино» — его жанр, в отличие от старых добрых фильмов прошлых лет, можно было бы обозначить примерно как «сюрреалистический триллер». У нас на глазах разворачивается эпическое полотно в духе Кафки — целенаправленная фальсификация, масштабный римейк 1937-го года. Через каких-нибудь лет 10-15, уверен, и об ЭТОМ процессе тоже снимут кино.

          http://www.pravdambk.ru/xamsud-i-kino/

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Да 0 0

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Эволюция судебных разбирательств одного исторического суда» 0 звезд из 5 на основе 0 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации