Адвокатура у нас, конечно, независимая и самоуправляемая. Правда, иерархия в ней прописана властью до мелочей. Не очень понятно: казалось бы, если ты самоуправляемая, то и строй свою организацию по собственному разумению. Зачем жестко прописывать в законе структуру и механизмы формирования органов управления?
Есть у меня такая версия.
Корпорация изначально задумывалась как бизнес-структура для избранных. Естественно, она должна была стать максимально управляемой властью, т.е. отвечать ещё и этому её требованию.
Удачно получилось. «Адвокатская улица» делает своё дело, зарабатывая на кусок хлеба с маслом, находясь в рамках ограничений, установленных властью. А кто же бизнес-элита адвокатуры? Разумеется, люди, непосредственно приложившие руку к созданию такой модели адвокатуры, и их сподвижники. Я имею в виду ФПА. Чем она является по сути? Представительным органом адвокатского сообщества с весьма ограниченными функциями (представительствует, координирует, обеспечивает, защищает и т.п.). Вообщем ничего особенного, на свадебного генерала похожа. Нет, разумеется, иметь такой орган корпорации не возбраняется, тем более, что закон это предписывает. Однако...
Если я правильно понимаю, бюджет ФПА состоит и взносов её членов — АП субъектов федерации. Размер взноса определяется на глазок в процентах от бюджета палат. Получается, чем солиднее бюджет АП регионов, тем богаче ФПА. Уже сегодня ФПА ворочает суммами, намного превышающими (версия!) истинные потребности данного органа. Уже сегодня ФПА имеет возможность выводить солидные суммы из своего неоправданно завышенного бюджета и направлять эти финансовые потоки куда угодно: «подкармливать» лоббистов ФПА, наполнять собственные карманы. (Кстати, выводить деньги можно, в т. ч., путём фиктивных или завышенных арендных платежей лицам, аффилированным с ФПА).
А теперь представьте размеры бюджета ФПА после введения адвокатской монополии, предполагающей вливание в ряды корпорации огромного количества «вольных» юристов. Представили? Я — нет, я до стольких считать не умею.
В действительно независимой и самоуправляемой организации бюджет её органов управления должен верстаться не от доходной его части к расходной, а наоборот. Тратить деньги нужно исходя не из того, сколько их есть, а исходя из его реальных потребностей для осуществления функций. То есть, в бюджет ФПА следует направлять строго определённые суммы и не более того.
ФПА сегодня – весьма удачный бизнес-проект. Или не так? Разубедите меня!