Одно моих дел, в котором я одержал первую значимую победу. Под значимостью в данном случае я подразумеваю ни финансовую составляющую, ни потраченные усилия, а значимость для одной простой семьи, которая едва не осталась без крыши над головой.
Описанные события происходили в 2016 году, ко мне на консультацию обратилась молодая девушка, назовем её Марина, в отношении мамы которой вынесено решение суда о расторжении договора социального найма и выселении Марины и её мамы из квартиры, находящейся в муниципальной собственности.
Единственным обоснованием для суда своего решения послужил факт невнесения оплаты жилищно-коммунальных услуг за непрерывно более чем шесть месяцев подряд, в размере 143 000 рублей.
Дело в том, что в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 83 Жилищного кодекса РФ расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев.
Выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, в силу статьи 90 Жилищного кодекса РФ, могут быть наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи, если они в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Марина находилась буквально в отчаянии и было от чего – она одна живет с матерью инвалидом, работает продавцом и соответственно не имеет возможности приобрести собственное жилье.
Мало того, что предоставленная взамен квартира находилась в соседнем населенном пункте (полузаброшенном военном городке) она еще была полностью не пригодна для проживания, в квартире отсутствовала сантехника, окон не было, электропроводка подлежала замене.
Вот такая безрадостная картина.
Я пообещал Марине помочь, заключил соглашение на составление апелляционной жалобы и отправил её за доверенностью.
Уходя Марина посетовала, что в довесок к этой проблемы пенсия мамы полностью удерживается судебным приставом как раз за долги по ЖКХ. В дальнейшем это обстоятельство очень нам помогло.
На следующий день я направился в районный суд знакомиться с материалами дела, параллельно запросив у судебного пристава необходимые материалы исполнительного производства, подтверждающие обращение взыскания на пенсию матери Марины для погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам.
Изучив материалы дела, я полностью убедился в необоснованности принятого районным судом решения.
Оставалась убедить в этом же краевой суд.
К вечеру я сел за написание апелляционной жалобы, доводы которой сводились к следующему:
— невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги были вызваны объективными причинами – длительной болезнью, а в последствии инвалидностью нанимателя. К жалобе были приложены медицинские документы, которые свидетельствовали о потере способности к передвижению и самообслуживанию матери Марины.
Причем в качестве доводов о невозможности представления этих документов в суд первой инстанции я указал сведения, указанные в них – потеря способности к передвижению и самообслуживанию.
Краевой суд признал эти обстоятельства уважительными;
— в ходе исполнительного производства с пенсии нанимателя производятся удержания в счет погашения задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, в течение указанного истцом шестимесячного срока, удержана сумма в размере 52 464 рублей, последнее взыскание производилось в пределах заявленного истцом шестимесячного срока.
— взамен предоставленная квартира не соответствует требованиям санитарных норм и правил, содержится в неудовлетворительном состоянии.
Судебной коллегией по граждански делам Хабаровского краевого суда все мои доводы признаны обоснованными, решение суда первой инстанции отменено, истцу в требованиях отказано.
Попытка кассационного обжалования апелляционного определения со стороны местной администрации не увенчалась успехом.
Спустя примерно год я случайно встретил Марину из разговора с которой я узнал, что документы на приватизацию квартиры почти готовы, больше администрация не предпринимала попыток лишить её семью единственного жилья.
На сайте Праворуб не однократно обсуждался вопрос пагубности «самолечения» и следования советам «Тети Маши» при решении юридических проблем.
Не обошлось без этого и в описанном деле.
После подачи апелляционной жалобы и получения определения о назначении слушанья в апелляционной инстанции мне звонит Марина:
— «Вы когда подали жалобу???»
Я называю дату.
« Так вы пропустили срок на подачу!!!»
«???????!!»
«У меня соседка тоже училась на юриста, так вот она сказала, что срок для подачи 10 дней, получается вы его пропустили»
«!?&№!».
Далее я в культурной форме объяснил изменения в ГПК многолетней давности, касающиеся сроков подачи апелляционных жалоб и посоветовал, больше соседей в таких вопросах не слушать.